Он был так хорош, что
в семье его не звали его крёстным именем, а называли его Фебо-фис или
Фебуфис, то есть сын Феба. <...> Он хотел, чтобы сын шёл по его же дороге, и потому
не был обрадован его художественными наклонностями, но мать ребёнка, женщина
очень чувствительная и поэтическая, не любила прозаических торговых занятий
мужа
и
настояла, чтобы Фебуфис получил возможность следовать своим
художественным влечениям. <...> Отец уступил желаниям сына, поддерживаемым настойчивостью матери, и
Фебуфис поступил в высшую художественную школу, сначала в том городе, где
жили его родители, а потом перешёл для усовершенствования в Рим, где на него
вскоре же стали указывать как на самого замечательного из современных
живописцев. <...> Характер у него был весёлый, немножко заносчивый и дерзкий
со старшими, но беспечный и общительный в сношениях с сверстниками, между
которыми молодой человек имел друзей. <...> За то их и прозвали Пик и Мак - по
детской игре: "где Пик, там Мак, - Пик здесь - Мак здесь, - Пика нет, и Мака
нет". <...> Мак был крупный брюнет с серьёзным, даже несколько суровым и
задумчивым лицом, а Пик - розовая белокурая крошка, с личиком из тех,
которых зовут "овечьею мордочкой". <...> Мак был мыслитель - его занимали
общественные вопросы: он скорбел о человеческих бедствиях и задумывался над
служебными целями искусства, а Пик смотрел на жизнь в розовые стекла и
отрицал в искусстве все посторонние цели, кроме самой красоты; притом Пик
любил и покутить, но только, несмотря на его неразборчивость, он почти
никогда не имел удачи, а Мак был само целомудрие и обладал всеми шансами на
успехи, но он их не добивался. <...> Пик находил почти всех женщин очень милыми, а
Мак смотрел на всех равнодушно и всё надеялся когда-нибудь увидеть одну
заповедную женщину по своим мыслям. <...> Им, например, обоим нравился Дон
Жуан, и они оба оправдывали байроновского героя, но совершенно с различных
сторон: Пик находил, что переменять <...>
Чёртовы_куклы.pdf
Н. С. Лесков. Чёртовы куклы
Главы из неоконченного романа
--------------------------------Лесков
Н.С. Собрание сочинений в 12 т.
М., Правда, 1989;
Том 10, с. 327-396.
OCR: sad369 (г. Омск)
--------------------------------ГЛАВА
ПЕРВАЯ
В начале истекающего девятнадцатого столетия в одной семье германского
происхождения родился мальчик необыкновенной красоты. Он был так хорош, что
в семье его не звали его крёстным
именем, а называли его Фебо-фис или
Фебуфис, то есть сын Феба. Это имя так ему пристало, что он удержал его за
собою в школе, а потом оно осталось при нём во всю его жизнь. С возрастом
оказалось, что при телесной красоте ребёнок был осчастливлен замечательными
способностями: он прекрасно учился наукам и рано обнаружил дар и страсть к
живописи.
Отец Фебуфиса занимался крупными торговыми операциями и имел
обеспеченное состояние. Он хотел, чтобы сын шёл по его же дороге, и потому
не был обрадован его художественными наклонностями, но мать ребёнка, женщина
очень чувствительная и поэтическая, не любила прозаических торговых занятий
мужа и настояла, чтобы Фебуфис получил возможность следовать своим
художественным влечениям.
Мать питала несомненную уверенность, что сына её ожидает слава, и она
отчасти не ошиблась.
Отец уступил желаниям сына, поддерживаемым настойчивостью матери, и
Фебуфис поступил в высшую художественную школу, сначала в том городе, где
жили его родители, а потом перешёл для усовершенствования в Рим, где на него
вскоре же стали указывать как на самого замечательного из современных
живописцев.
С течением времени на него обращали внимания больше и больше, и он
вскоре стал пользоваться такою известностью, которая уже довольно близко
граничила со славою. Были основания
верить, что невдалеке его ожидает и
настоящая слава. Характер у него был весёлый, немножко заносчивый и дерзкий
со старшими, но беспечный и общительный в сношениях с сверстниками, между
которыми молодой человек имел друзей. Особенно дружны были с ним два молодых
живописца, прозванные в своём кружке Пиком и Маком. Оба эти молодые люди
были разных национальностей и несходного нрава, но находились в теснейшей
приязни и никогда почти не разлучались. За то их и прозвали Пик и Мак - по
детской игре: "где Пик, там Мак, - Пик здесь - Мак здесь, - Пика нет, и Мака
нет". Мак был крупный брюнет с серьёзным, даже несколько суровым и
задумчивым лицом, а Пик - розовая белокурая крошка, с личиком из тех,
которых зовут "овечьею мордочкой". Мак был мыслитель - его занимали
общественные вопросы: он скорбел о человеческих бедствиях и задумывался над
служебными целями искусства, а Пик смотрел на жизнь в розовые стекла и
отрицал в искусстве все посторонние цели, кроме самой красоты; притом Пик
любил и покутить, но только, несмотря на его неразборчивость, он почти
никогда не имел удачи, а Мак был само целомудрие и обладал всеми шансами на
успехи, но он их не добивался. Пик находил почти всех женщин очень милыми, а
Мак смотрел на всех равнодушно и всё надеялся когда-нибудь увидеть одну
заповедную женщину по своим мыслям. Она должна была обладать красотою
духовной более, чем телесною, - во всяком случае она непременно должна была
иметь над ним многие нравственные превосходства, особенно в деликатности
чувств, в тонком ощущении благородства, чести и добра. Она должна была не
отделять его от мира, как любят делать многие женщины, а роднить его с
высшим миром. Если случалось, что Пику и Маку нравилось одно и то же, то оно
непременно нравилось им с разных сторон. Им, например, обоим нравился Дон
Стр.1