www.vovr.elpub.ru; www.vovr.ru
Журнал издаётся с 1992 года
10
2021
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Содержание
Contents .................................................... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Направления модернизации высшего образования
Б.И. БЕДНЫЙ, С.К. БЕКОВА, Н.В. РЫБАКОВ, Е.А. ТЕРЕНТЬЕВ, Н.А. ХОДЕЕВА.
Профессиональная аспирантура: мировой опыт и российский контекст ................9
Д.А. ЕНДОВИЦКИЙ, В.В. КОРОТКИХ, А.В. КРИВОШЕЕВ. Статистический
анализ уровня финансовой устойчивости образовательных организаций высшего
образования РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Высшее образование: критический дискурс
Е.Н. ИВАХНЕНКО. Аспирантский курс «История и философия науки»: Что? Как?
Для чего? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
М.А. ИВАНОВА. И снова о понятии “learning” в русскоязычном академическом
дискурсе ................................................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Педагогика высшей школы
А.П. ИСАЕВ, Л.В. ПЛОТНИКОВ. Мягкие навыки для успешной карьеры
выпускников инженерного профиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
В.А. СОКОЛОВА, Ю.В. ТИТОВА. Интегративный подход в преподавании
иностранного языка в профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Н.В. ТИХОНОВА Использование цифрового портфолио при оценивании
профессиональных компетенций будущих учителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
Философия науки и образования
М.Д. ЩЕЛКуНОВ. Вузовская философия: требуется перезагрузка .......................99
О.А. ВЛАСОВА. Философия образования и история философии: трансформация
диалога педагогов и философов в XXI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Стр.3
Education Online
O. POLYAKOVA, I.N. GORYACHEVA,
R. GALSTYAN-SARGSYAN. Collaborative Online
Learning: Plurilingual and Pluricultural Development .....117
Соучредители: Московский
политехнический
университет;
Ассоциация технических
университетов
Главный редактор:
В.С. Никольский
Зам. главного редактора:
Е.А. Гогоненкова
Н. П. Лябина
Редакторы:
О.Ю. Миронова
Н.Н. Жильцов
Ответственный секретарь:
Д.В. Давыдова
Адрес редакции:
127550, Москва,
ул. Прянишникова, д. 2А
e-mail: vovrus@inbox.ru
vovr@bk.ru
Журнал зарегистрирован
в Роскомнадзоре
Рег. св. ПИ № ФС7754511
от 17 июня 2013 года
Издатели:
Московский политехнический
университет
Адрес: 107023, Россия, г. Москва,
ул. Б. Семеновская, д. 38
Российский университет
дружбы народов
Адрес: 117198, Россия, Москва,
ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Подписано в печать с
оригинал-макета 27.09.2021
Выход в свет 25.10.2021.
Усл. п. л. 11. Тираж 500 экз.
Заказ №
Отпечатано в типографии
Издательско-полиграфического
комплекса РУДН.
Адрес:
115419, Москва, Россия,
ул. Орджоникидзе, д. 3,
тел.: (495) 952-04-41;
e-mail: publishing@rudn.ru
© «Высшее образование
в России»
www.vovr.elpub.ru;
www.vovr.ru
Вопросы образоВания
образоВание и наука
Высшее образоВание В россии
интеграция образоВания
психологическая наука и образоВание
социологические исследоВания
униВерситетское упраВление
Эпистемология и философия науки
Вопросы философии
педагогика
Высшее образоВание сегодня
AlmA mAter
Университет и регион
Образовательная среда педагогического университета
А.Н. МАКАРЕНКО, Л.Г. СМЫШЛЯЕВА, И.В. ВОЛЧКОВА,
С.И. ПОЗДЕЕВА, Н.А. СЕМЕНОВА. Организация
образовательной среды педагогического университета:
концепты и сценарий изменений ........................129
М.С. ГОРБуЛЁВА, И.В. МЕЛИК-ГАЙКАЗЯН,
Н.А. ПЕРВуШИНА. Образовательная среда
педагогического университета: интеграция
коммуникативных форматов ...........................137
М. А. ЧЕРВОННЫЙ, А.А. ВЛАСОВА, Т.В. ШВАЛЁВА,
Т.Т. ГАЗИЗОВ. Реализация особенностей
образовательной среды университета в организации
педагогической практики будущих учителей ............143
Е.О. ФРАНЦуЗСКАЯ, Н.А. СЕМЕНЕНКО,
Н.А. МЁДОВА, Е.А. ГОРДЕЕВА. Роль и место научной
библиотеки в образовательной среде педагогического
университета. .........................................150
Высшее образование за рубежом
Е.Ф. ТРОИЦКИЙ, С.М. ЮН. узбекистан: новый этап
интернационализации высшего образования ............157
Двухлетний импакт-фактор
РИНЦ-2020, без самоцитирования
4,355
2,975
2,271
2,229
2,027
1,766
1,575
0,840
0,817
0,772
0,514
0,265
Стр.4
Higher Education in Russia. 2021, vol. 30, no. 10.
Contents
Vysshee obrazovanie v Rossii =
Areas of Higher Education Modernization
B.I. BEDNYI, S.K. BEKOVA, N.V. RYBAKOV, E.A. TERENTEV,
N.A. KHODEEVA. Professional Doctorates: International Experience
and Russian Context. Pp. 9-21
D.А. ENDOVITSKY, V.V. KOROTKIKH, A.V. KRIVOSHEEV. Financial
Sustainability of the Russian Higher Education Institutions: Quantitative
Analysis. Pp. 22-37
Higher Education: Critical Discourse
E.N. IVAKHNENKO. Postgraduate Course “History and Philosophy
of Science”: What? How? What for? Pp. 38-52
M.A. IVANOVA. About the Concept “Learning” in Russian-Language
Academic Discourse. Pp. 53-62
Higher Education Pedagogy
A.P. ISAEV, L.V. PLOTNIKOV. Soft Skills for a Successful Engineering
Graduate Career. Pp. 63-77
V.A. SOKOLOVA, I.V. TITOVA. Integrative Approach in Teaching
English for Professional Purposes. Pp. 78-86
N.V. TIKHONOVA. The Use of Digital Portfolio to Assess the Student
Teachers’ Professional Skills. Pp. 87-98
Philosophy of Science and Education
M.D. SHCHELKUNOV. University Philosophy Course: Reboot
is Required. Pp. 99-107
O.V. VLASOVA. Philosophy of Education and History of Philosophy:
Transformation of the Dialogue between Educators and Philosophers
in the 21st Century. Pp. 108-116
Education Online
O. POLYAKOVA, I.N. GORYACHEVA, R. GALSTYAN-SARGSYAN.
Collaborative Online Learning: Plurilingual and Pluricultural
Development. Pp. 117-127
University and Region
Educational Environment of the Pedagogical University
A.N. MAKARENKO, L.G. SMYSHLYAEVA, I.V. VOLCHKOVA,
S.I. POZDEEVA, N.A. SEMENOVA. Organization of Educational
Environment at Pedagogical University: Concepts and Scenario
of Changes. Pp. 129-136
M.S. GORBULEVA, I.V.MELIK-GAYKAZYAN, N.A. PERVUSHINA.
Educational Environment of Pedagogical University: Integration of
Communication Formats. Pp. 137-142
M.A. CHERVONNYY, A.A. VLASOVA, T.V. SHVALEVA,
Т.Т. GAZIZOV. Peculiarities of the University’s Educational Environment
Implementation in the Organization of Future Teachers’ Pedagogical
Practice. Pp. 143-149.
E.O. FRANTCUZSKAIA, N.A. SEMENENKO, N.A. MEDOVA,
E.A. GORDEYEVA. Research Library Role and Place in the Educational
Environment of Pedagogical University Pp. 150-156.
Internationalization of Education
E.F. TROITSKIY, S.M. YUN. Uzbekistan: New Milestones of Higher
Education Internationalization. Pp. 157-168.
Сo-founders:
Moscow Polytechnic University,
Association of Technical
Universities. Founded in 1991
Editor-in-Chief:
V.S. Nikolsky
Deputy Editors-in-Chief:
E.A. Gogonenkova
N.P. Lyabina
Executive secretary:
D.V. Davydova
Editors:
O.Yu. Mironova
N.N. Zhiltsov
Editorial office. Postal address:
2A, Pryanishnikova str., Moscow,
127550, Russian Federation
e-mail: vovrus@inbox.ru,
vovr@bk.ru
www.vovr.elpub.ru;
www.vovr.ru
The journal’s registration by The
Federal Service for Supervision
of Communications, Information
Technology and Mass Media was
renewed on 17 June 2013.
The Certificate of Mass Media
registration: No. FC 7754511
ISSN 0869-3617 (Print);
2072-0459 (Online)
11 issues per year
Languages: Russian, English
Publishers:
Moscow Polytechnic University
Address: 38 Bolshaya
Semenovskaya str., Moscow,
107023, Russian Federation
Peoples' Friendship
University of Russia
Address: 6 Miklukho-Maklaya str.,
Moscow, 117198, Russian
Federation
Printed at RUDN
Publishing House:
3 Ordzhonikidze str., Moscow,
115419, Russian Federation
Ph. +7 (495) 952-04-41;
e-mail: publishing@rudn.ru
Copies printed – 500
© Vysshee obrazovanie v Rossii
(Higher Education in Russia)
Стр.5