ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СУБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Масловская С.В.
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Добрянская И.В.
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Аннотация: статья посвящена феномену финансовой грамотности, раскрываются проблемы
формирования финансовой грамотности в системе образования. Особое внимание уделено
различным подходам к определению понятия «финансовая грамотность населения» .В статье
анализируются
методологические подходы к определению понятия «финансовая
грамотность», обосновывается их соответствие общеметодологическим подходам. Автор
приходит к выводу, что финансовая грамотность приобретается в процессе усвоения основных
правил поведения в обществе, приобретения коммуникативных навыков, т.е. в процессе
социализации. На уровень его сформированности, с одной стороны, влияет успешность
усвоения определенной системы ценностей, позволяющих человеку функционировать как
члену общества, а с другой стороны, оказывает влияние процесс приобретения собственного
опыта взаимодействия с окружающей средой.
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическая жизнь общества, финансовое
благополучие.
Стремительные изменения финансовой сферы экономической жизни
российского общества, инициированные в начале 90-х гг. XX века радикальными
рыночными преобразованиями, определили рост потребности в повышении
финансовой грамотности населения. Финансовая грамотность человека, с одной
стороны, определяет умение достигать личного финансового успеха,
обеспечивать финансовое благополучие себе и своей семье, а, следовательно,
возможность реализации жизненных перспектив человека; с другой стороны,
закладывает основу стабильного развития экономики страны в целом [1].
В силу исторически обусловленных причин эта проблема в России стоит
наиболее остро, чем в других странах мира. С одной стороны, как отмечают
специалисты, «переход к рынку кардинально изменил условия
жизнедеятельности человека – его финансовое благополучие стало определяться
не образованием общественных фондов потребления, а личными доходами и
качеством управления ими [4].
Необходимо отметить, что величина личных финансов и предпочтения
населения в их использовании формируют облик и характер национальной
экономики. Рыночная система стабильна и способна к воспроизводству
настолько, насколько люди используют нормы рационального поведения
системы, в которой они проживают» [6]. С другой стороны, у жителей России
отсутствует долгосрочный социальный опыт в сфере финансов. А если этот опыт
и есть, то он скорее негативный, чем позитивный (печальный опыт
приватизации, ситуацию со сберкнижками, финансовые пирамиды и т. д.).
Стр.1