Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра русского языка и методики его преподавания
в начальных классах
ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ПЕРИОД ДЕТСТВА
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий
(Internation Standart Serial Numbering – ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2411-7935
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ)
Российской научной электронной библиотеки
Екатеринбург 2021
Стр.1
УДК 372.46:372.41
ББК Ч 426.819=411.2,0+Ч410.241.4
Ф54
Главный редактор:
кандидат филологических наук, доцент Е. Б. Плаксина
Редакционная коллегия:
кандидат филологических наук, доцент, Екатеринбург, Россия
Н. В. Багичева
доктор филологических наук, профессор, Екатеринбург, Россия
А. В. Кубасов
доктор филологических наук, профессор, Екатеринбург, Россия
М. Л. Кусова
кандидат филологических наук, доцент, Екатеринбург, Россия
Л. В. Христолюбова
Ф54 Филологическое образование в период детства : ежегодник /
Уральский государственный педагогический университет ;
главный редактор Е. Б. Плаксина. – Екатеринбург : [б. и.], 2021. –
233 с. – Текст : непосредственный.
В сборнике материалы Международной научно-практической
конференции «Содержание филологического образования в период
детства», Екатеринбург, 23–24 апреля 2021 г. освещены проблемы,
связанные с изучением речевого развития ребенка, процесса языкового
образования и литературного развития, исследованием различных
аспектов детской речи. Определяются пути совершенствования
речевых умений и речевых навыков детей.
Адресован студентам педагогических вузов и колледжей, преподавателям
вузов и педагогам-практикам.
Статьи публикуются в авторской редакции.
ISSN 2411-7935
УДК 372.46:372.41
ББК Ч 426.819=411.2,0+Ч410.241.4
ISSN 2411-7935
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДЕТСТВА
Багичева Н. В.
Речевой этикет в цифровом пространстве детства………………… 6
Беспалова А. А., Юртаев С. В.
Методические возможности речевого развития при изучении
раздела «Части речи» младшими школьниками…………………… 17
Бушинская Е. А.
Речевое развитие ребенка на стыке междисциплинарных наук….. 26
Волкова Н. А., Бучельникова Е. В., Демина Т. Ю.
Работа по развитию социально-коммуникативных навыков
у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
посредством использования опорного образа нормы «Цветок»
в образовательном процессе ДОО………………………………….. 40
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ДЕТСТВА
Брызгалова С. О., Лакашия Н. Т.
Анализ методического обеспечения обучения русскому языку
младших школьников в контексте поликультурного подхода…... 45
Дзюба Д. Р., Филиппова О. Г.
Актуальность проблемы культуроведческого обогащения
представлений детей старшего дошкольного возраста
в условиях диалога культур………………………………………... 54
Краева А. А.
Обучение русскому языку иноязычных обучающихся младшего
школьного возраста с позиции новой парадигмы образования….. 62
Крещук О. Р.
Развитие творческих способностей младших школьников
в процессе изучения орфографии русского языка……………….. 75
Кусова М. Л.
Формирование ценностного отношения к языку у детей
дошкольного возраста в поликультурной среде…………………. 85
Плаксина Е. Б., Валиева А. В.
Использование ИКТ на уроках иностранного языка
для речевого развития детей младшего школьного возраста……. 91
3
Стр.3
Тенкачева Т. Р., Бения Л. Г.
Основные трудности в усвоении русского языка обучающимися
Республики Абхазия: глазами учителей-русистов………………... 99
Филиппова О. Г., Распопова Н. В.
Речетворчество как педагогическое условие
познавательно-личностного развития младших школьников
на уроках русского языка…………………………………………..
108
Чиликова И. А.
Приемы повышения познавательной активности
младших школьников в процессе обучения орфографии………... 113
ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
И ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ДЕТСТВА
Антонова У. В.
Технологии совершенствования чтения, обеспечивающие
качество обучения и развития младших школьников....................... 123
Иваненко Д. О.
Программа внеурочной деятельности
«Увлекательный мир чтения» как средство достижения
младшими школьниками метапредметных результатов…………. 132
Нарбут Е. В., Марсенич З. Ж.
Сказки малых народов Севера: воспитание детей
в поликультурном пространстве…………………………………… 140
Плотникова С. В., Божок Ю. Н.
Образовательная среда как фактор приобщения
младших школьников к чтению……………………………………. 149
Соколянский А. А.
Американское фэнтези о России
(на примере произведений Кэтрин Арден)………………………... 159
Табатчикова К. Д., Лаврова О. В.
Особенности определения темы и основной мысли текста
на этапе его восприятия (из опыта работы)……………………….. 164
Томилова С. Д., Овсянникова Л. В., Соловьева Д. А.
Развивающая предметно-пространственная среда
как условие эффективного решения задач
литературного развития дошкольников…………………………… 174
Чонмурунова Н. Ж.
Антонимическое противопоставление
как художественный прием в произведениях
Чынгыза Айтматова………………………………………………… 183
4
Стр.4
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вохмякова И. Н.
Управленческий аспект создания цифровой среды в ДОУ………. 195
Никитина Т. В.
Коммуникативная компетенция как фактор
профессионального роста сотрудников
уголовно-исполнительной системы……………………………….. 203
Привалова С. Е.
Формирование профессиональных компетенций в период
дистанционного обучения в педагогическом университете
в рамках прохождения учебной практики
на примере специальности «Дошкольное образование»…………. 208
Штрекер Н. Ю.
Подготовка бакалавров и магистров к реализации
культуроведческого аспекта начального языкового образования.. 217
5
Стр.5