ISSN 0236-2007
2021. Том 32, номер 4
Научный журнал
Учредители: Российская академия наук, Институт философии Российской академии наук
Издатель: Российская академия наук
Журнал основан И.Т. Фроловым в 1990 году
Главный редактор Р.Г. Апресян
Редакционная коллегия
С.С. Аванесов (Великий Новгород), К.В. Анохин (Москва), Т.В. Артемьева (Санкт-Петербург),
И.Е. Гарбер (США), Ф.И. Гиренок (Москва), В. Глухман (Словакия),
А.С. Десницкий (Москва), В.В. Знаков (Москва),
А.Б. Каменский (Москва), О.А. Кривцун (Москва), Е. Намли (Швеция),
З.В. Островская (отв. секретарь, Москва), Н.Е. Покровский (Москва),
М.М. Рогожа (Украина), Н.С. Розов (Новосибирск), Ю.В. Синеокая (Москва),
М.В. Фаликман (Москва), А.Н. Фатенков (Нижний Новгород), О.В. Федорова (Москва),
П. Чичовачки (США), М.М. Шахнович (Санкт-Петербург)
Редакционный cовет
А.А. Гусейнов (Москва), Д.Э. Гаспарян (Москва), В.С. Диев (Новосибирск),
Г.В. Каковкин (Москва), А.П. Козырев (Москва), А.А. Лиханов (Москва),
О.В. Попова (Москва), А.В. Смирнов (Москва),
А.П. Скрипник (Саров), Т.В. Черниговская (Санкт-Петербург), Г.Б. Юдин (Москва)
Периодичность: 6 раз в год
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77-76826 от 01.10.2019
© Российская академия наук, 2021
© Институт философии РАН, 2021
© Редколлегия журнала «Человек»
(составитель), 2021
Стр.1
ISSN 0236-2007
2021. Volume 32, Number 4
The Human Being
Scholary journal
Founders: Russian Academy of Sciences; Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Publisher: Russian Academy of Sciences
Journal founded by I.T. Frolov in 1990
Editor-in-chief — Ruben Apressyan
Editorial Board
Anokhin K. (Kurchatov Institute, Moscow), Artemyeva T. (Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg),
Avanesov S. (Yaroslav-the-Wise State University, Velikiy Novgorod), Cicovacki P. (College of the Holy Cross, USA),
Desnitsky A. (Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow), Falikman M. (Higher
School of Economics, Moscow), Fatenkov A. (Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod),
Fedorova O. (Lomonosov Moscow State University, Moscow), Garber I. (Saratov State University; Harvard
University, USA), Girenok F. (Lomonosov Moscow State University, Moscow), Gluchman V. (Institute of
Ethics and Bioethics; University of Presov, Slovakia), Kamensky A. (Higher School of Economics; Poletayev
Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities, Moscow), Krivtsun O. (Research Institute of
Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts, Moscow), Namli E. (Uppsala University, Sweden),
Ostrovskaya G.(Executive Secretary, The scientific journal Chelovek (The Human Being), Moscow), Pokrovsky N.
(Higher School of Economics; Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow),
Rohozha M. (Taras Shevchenko National University of Kyiv, Ukraine), Rozov N. (Novosibirsk State University, Novosibirsk),
Shakhnovich M. (St. Petersburg State University, Saint Petersburg), Sineokaya Yu. (Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences, Moscow), Znakov V. (Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow)
Editorial Council
Guseynov A. (Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Moscow), Gasparyan D. (Higher School of
Economics, Moscow), Diev V. (Novosibirsk State University, Novosibirsk), Kakovkin G. (Independent Researcher, Moscow),
Kozyrev A. (Lomonosov Moscow State University, Moscow), Likhanov A. (Russian Children's Fund., Moscow),
Popova O. (Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Moscow), Smirnov A. (Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences, Moscow), Skripnik A. (National Research Nuclear University MEPhi; Sarov Institute of
Physics and Technology, Sarov), Chernigovskaya T. (St. Petersburg State University, Saint Petersburg), Yudin G. (The
Moscow School of Social and Economic Sciences; The Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration, Moscow)
Frequency: Bi-monthly
Federal Communications, Information, and Media Oversight Service Registration N ФС 77-76826,
01.10.2019
© Russian Academy of Sciences, 2021
© Institute of Philosophy, Russian Academy
of Sciences, 2021
© Chelovek/The Human Being Editorial Board
(compilation), 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Общественный идеал: «онтологическая безопасность» и
«политика одиночества»
С.В. Акопов ......................................................................................... 5
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сексуальное поведение россиян всех возрастов в период
пандемии COVID-19
О.Б. Солодовникова, К.М. Мануильская, Д.М. Рогозин ............... 27
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
Путь к Институту человека
Г.Л. Белкина, С.Н. Корсаков, М.И. Фролова .................................. 53
Советский «гуманизм»: тема борьбы с человеческим
страданием в произведениях А.М. Горького и М.М. Зощенко
Е.П. Аристова ................................................................................. 75
СИМВОЛЫ. ЦЕННОСТИ. ИДЕАЛЫ
Философия для миллионов и миллион философов
А.В. Рубцов ...................................................................................... 91
Двойственная темпоральность Утопии
С.С. Неретина .............................................................................. 109
ВРЕМЕНА. НРАВЫ. ХАРАКТЕРЫ
Феномен самообмана и проблемы человеческой зрелости
М.Н. Кожевникова ....................................................................... 132
ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА
«Наше постчеловеческое будущее» в утопиях современного
искусства
Р. Иглесиас Гарсиа, Т.С. Паниотова ............................................ 149
Искусство как репрезентация экзистенциального
С.С. Ступин ................................................................................... 172
Стр.3
CONTENTS
THE PHILOSOPHY OF THE HUMAN BEING
Social Ideal: “Ontological Security” and “Politics of Loneliness”
S.V. Akopov .......................................................................................... 5
SCIENTIFIC RESEARCH
Sexual Behavior of Russian People of All Ages Amid the Pandemic
(COVID-19)
O.B. Solodovnikova, K.M. Manuil`skaya, D.M. Rogozin ................... 27
SOCIAL PRACTICES
The Path to the Institute of Man
G.L. Belkina, S.N. Korsakov, M.I. Frolova .......................................... 53
Soviet “Humanism”: The Theme of Overcoming Human
Suffering in A.M. Gorky and M.M. Zoshchenko
E.P. Aristova ..................................................................................... 75
SYMBOLS. VALUES. IDEAL
Philosophy for Millions and Millions of Philosophers
A.V. Rubtsov ..................................................................................... 91
Аmbiguous Temporality of Utopia
S.S. Neretina .................................................................................. 109
TIMES. MORALS. CHARACTERS
The Phenomenon of Self-deception and the Problem of Human
Maturity
M.N. Kozhevnikova ........................................................................ 132
IMAGES OF THE HUMAN BEING
“Our Posthuman Future” in Utopias of Contemporary Art
Ricardo Iglesias García, T.S. Paniotova .......................................... 149
The Art as a Representation of the Existential
S.S. Stupin ...................................................................................... 172
Стр.4
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
©2021 С.В. АКОПОВ
DOI: 10.31857/S023620070016683-8
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ:
«ОНТОЛОГИЧЕСКAЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
И «ПОЛИТИКА ОДИНОЧЕСТВА»
Акопов Сергей Владимирович — доктор политических
наук, доцент, профессор департамента политологии
и международных отношений.
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики».
Российская Федерация, 190068 Санкт-Петербург,
Наб. канала Грибоедова, д. 123.
ORCID: 0000-0002-8883-4856
Электронная почта: sergakopov@gmail.com
Аннотация. В статье рассматривается проблема выработки общественного
идеала через призму теории онтологической безопасности. В фокусе
исследования — соотношение онтологической безопасности и экзистенциальной
тревоги по преодолению человеческого одиночества.
Автор полагает, что российский экзистенциализм способен привнести
относительно новую тему в исследования механизмов поддержания онтологической
безопасности в обществе. А именно: поддержание онтологической
безопасности общества возможно через специфические модели
так называемой «политики управления одиночеством». Отдельно
в статье рассматривается, каким образом антропологический опыт одиночества
может вести к самообъективации личности в рамках выстраиваемой
«вертикальной политики одиночества». В завершение исследуется
вопрос о том, может ли одиночество преодолеваться без подобной
политической объективации и что можно считать противоположностью
негативного «тревожного одиночества».
Ключевые слова: общественный идеал, онтологическая безопасность,
русский экзистенциализм, одиночество, тревога.
УДК 304
5
Стр.5
Человек. 2021. Т. 32, № 4
ФИЛОСОФИЯ
ЧЕЛОВЕКА
Ссылка
для цитирования: Акопов С.В. Общественный идеал: «онтологическая
безопасность» и «политика одиночества» // Человек. 2021. Т. 32,
№ 4. С. 5–26. DOI: 10.31857/S023620070016683-8
«Онтологическая безопасность»
и «экзистенциальная тревога» (постановка
проблемы)
Выработка «общественного идеала» тесно связана с выстраиванием
модели макрополитической идентичности и соответствующими
нарративами «символической политики». Однако почему
такие нарративы вообще необходимы, почему обществу без них
не обойтись? Ответ на этот вопрос можно найти в теории «онтологической
безопасности», получившей свое активное развитие
и распространение в современных политических науках «с легкой
руки» психолога Рональда Лэйнга (1927–1989) и социолога
Энтони Гидденса (р. 1938). Гидденс полагает, что достижение
онтологической безопасности связано с ответами на четыре экзистенциальных
вопроса, которые он называет четырьмя экзистенциальными
измерениями онтологической безопасности человека1:
1) вопрос о природе существования и бытия, об идентичности
объектов и событий; 2) о конечности человеческой жизни, заранее
осознаваемой человеком; 3) об опыте восприятия других — как
индивиды интерпретируют поступки и поведение других индивидуумов;
4) о континууме самоидентичности (self-identity) человека,
о постоянстве чувства и самоощущения личности в непрерывности
своего «я» и своего «тела» (in a continiouse self and body).
Такая самоидентичность (или самосознание) человека не просто
«задается» континуумом индивидуального поведения, но должна
создаваться и поддерживаться через рутинные рефлексивные процедуры
[24, p. 52]. Одним из тезисов моей статьи является идея,
что дискуссия об общественном идеале — это и есть фактически
совокупность подобных «рутинных рефлексивных процедур», направленных
на поддержание самоидентичности и онтологической
безопасности, только на коллективном уровне.
Здесь я опираюсь на развитие концепции онтологической
безопасности в области политической теории, которая связана
6
1 Собственно, характеристика «онтологическая» и связана с тем, что,
по замечанию Гидденса, эти экзистенциальные вопросы соотносятся с самыми
глубинными и базовыми параметрами человеческого бытия [24, p. 52].
Стр.6