ЛЕНСКИЙ, Дмитрий Тимофеевич, настоящая фамилия Воробьев [1805. <...> В 1819 г. Л. окончил Московскую
практическую академию коммерческих наук, но его увлек театр. <...> В 1824 г. втайне от отца дебютировал на
московской сцене (в комедии "Муж и любовник" Р. Зотова <...> В театре он занял
довольно заметное место, играя роли молодых героев. <...> Характеризуя Л. как исполнителя, журнал
"Репертуар и пантеон" писал, что это актер "с огромным дарованием замечательным, актер умный,
полезный" (1843. <...> Л. играл роли Молчалина, Тартюфа, был первым исполнителем в
Москве роли Хлестакова (1836), которому придал привычный водевильный характер. <...> Литературную деятельность Л. начал как переводчик стихов Беранже, написал ряд оперных
либретто, в т. ч. либретто оперы "Громобой" Верстовского, потом переводил французские водевили,
дополняя их весьма остроумными стихами. <...> Многие куплеты и театральные эпиграммы Л. получили
большую известность, их перепечатывали даже в сборниках народных песен. <...> В 1835 г. в Москве вышел 1-й сборник "Оперы и водевили. <...> Л. создал для русского театра 30--50 гг. буквально
целый водевильный репертуар (более 100 оригинальных и переводных произведений). <...> Вольф отмечал в
"Хронике петербургских театров", что водевили Л. брались бенефициантами нарасхват и выдержали
огромное количество представлений. <...> В 1840 г. Л. написал один из лучших водевилей "Павел Степанович Мочалов в провинции". <...> Пьеса
переносила зрителей в атмосферу провинциального театра. <...> Среди множества комических ситуаций проходит и сильная лирическая тема: подлинная любовь
актера к своему искусству. <...> Колоритен образ антрепренера Чудаковского с его вечной присказкой "Своих
не выручил", постоянно опасающегося за сборы. <...> Быт театра раскрывается и в лучшем произведении Л., до сих пор не сходящем со сцены,-водевиле "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка" (впервые сыгран в Москве 3 нояб. <...> Современник писал: "Мы не помним, чтобы на московской <...>
Ленский_Д._Т._Биобиблиографическая_справка.pdf
ЛЕНСКИЙ, Дмитрий Тимофеевич, настоящая фамилия Воробьев [1805. Москва -- 9(21).XII.1860,
там же] -- драматург-водевилист, актер. Родился в купеческой семье. В 1819 г. Л. окончил Московскую
практическую академию коммерческих наук, но его увлек театр. В 1824 г. втайне от отца дебютировал на
московской сцене (в комедии "Муж и любовник" Р. Зотова) и был принят в труппу. В театре он занял
довольно заметное место, играя роли молодых героев. Характеризуя Л. как исполнителя, журнал
"Репертуар и пантеон" писал, что это актер "с огромным дарованием замечательным, актер умный,
полезный" (1843.-- Кн. 12.-- С. 72). Л. играл роли Молчалина, Тартюфа, был первым исполнителем в
Москве роли Хлестакова (1836), которому придал привычный водевильный характер.
Литературную деятельность Л. начал как переводчик стихов Беранже, написал ряд оперных
либретто, в т. ч. либретто оперы "Громобой" Верстовского, потом переводил французские водевили,
дополняя их весьма остроумными стихами. Многие куплеты и театральные эпиграммы Л. получили
большую известность, их перепечатывали даже в сборниках народных песен. Писал Л. удивительно легко
и быстро. В 1835 г. в Москве вышел 1-й сборник "Оперы и водевили. Переводы с французского Дм.
Ленского": В 2 частях (в 1836 г. вышли еще две части). Л. создал для русского театра 30--50 гг. буквально
целый водевильный репертуар (более 100 оригинальных и переводных произведений). А. Вольф отмечал в
"Хронике петербургских театров", что водевили Л. брались бенефициантами нарасхват и выдержали
огромное количество представлений.
В 1840 г. Л. написал один из лучших водевилей "Павел Степанович Мочалов в провинции". Пьеса
переносила зрителей в атмосферу провинциального театра.
Среди множества комических ситуаций проходит и сильная лирическая тема: подлинная любовь
актера к своему искусству. Колоритен образ антрепренера Чудаковского с его вечной присказкой "Своих
не выручил", постоянно опасающегося за сборы.
Быт театра раскрывается и в лучшем произведении Л., до сих пор не сходящем со сцены,-водевиле
"Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка" (впервые сыгран в Москве 3 нояб.
1839 г.). Современник писал: "Мы не помним, чтобы на московской сцене какая-нибудь пьеса имела такой
колоссальный успех, как "Лев Гурыч Синичкин" (Репертуар русского театра.-- 1840.-- Кн. 1.-- С. 9).
В большинстве персонажей этой пьесы, как и положено в водевиле, олицетворена какая-то одна
гиперболизированная черта, подчеркнутая говорящей фамилией. Значительно сложнее характер главного
героя -- актера Синичкина. Он умен, хитер, пронырлив, хорошо знает людей вообще и особенно людей
театра. Он предан искусству, любит свою дочь и верит в ее талант. Он знает, что может рассчитывать
только на собственную энергию. Победа Синичкина вызвала горячее сочувствие демократического
зрителя.
В 50 гг., когда старые водевильные мастера уходят со сцены, Л. создал только три водевиля.
Успехом пользовался последний из них -- "Простушка и воспитанная" (1855).
Соч.: Оперы и водевили / Пер. с фр. Д. Ленского.-- М., 1835--1836.-- Ч. 1--4; Театр Д. Т. Ленского:
В 6 т.-- Спб.;М., 1873--1874; Водевили / Вступ. ст.М. Паушкина.--М., 1937.
Лит.: Горбунов И. Ф. П. Каратыгин // Русская старина.-- 1880.-- Т. 29.-- Кн. 10; Михайловский В.
Д. Т. Ленский // Ежегодник императ. театров. Сезон. 1910.-- Спб., 1911.-- Вып. 3; Брудный Д. Л.
Демократические тенденции в русском водевиле 1830--1840-х гг.-- М., 1952; Мазаев М. Старый
водевилист // Исторический вестник.-- 1894.-- No 8; Варнеке Б. В. История русского театра.-- Казань,
1910.-- Ч. 2.-- С. 96--101; Гербель. Русский водевиль. Д. Т. Ленский {Биобиблиографический указатель) //
Древняя и новая Россия.-- 1879.-- Т. 2.-- NO 5.
Е. И. Пенская
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.
Стр.1