Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Лесная таксация. Часть 1. Таксация древесного ствола и лесной продукции: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторТретьяков Сергей Васильевич
АвторыКоптев Сергей Викторович, Бахтин Александр Александрович, Ильинцев Алексей Сергеевич
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц150
ID731026
АннотацияВ пособии приведена характеристика лесов Архангельской области, информация по таксации древесного ствола срубленного и растущего дерева и его частей, таксации лесной продукции, по способам определения абсолютного и относительного прироста древесного ствола. Даны характеристики закономерностей определения таксационных показателей древесного ствола. В лабораторном практикуме пособия представлены рекомендации и разъяснения к выполнению лабораторных работ по таксации древесного ствола, его частей и определения таксационных показателей. В приложении приведены нормативы, необходимые для выполнения расчетно-графических работ и иллюстрации лекционного материала.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов высших учебных заведений направления подготовки 35.03.01 «Лесное дело», 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» дневной, очно-заочной и заочной форм обучения
ISBN978-5-261-01435-5
Третьяков, С.В. Лесная таксация. Часть 1. Таксация древесного ствола и лесной продукции: учебное пособие / С.В. Коптев, А.А. Бахтин, А.С. Ильинцев; С.В. Третьяков .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2019 .— 150 с. : ил. — ISBN 978-5-261-01435-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/731026 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лесная_таксация._Часть_1._Таксация_древесного_ствола_и_лесной_продукции_учебное_пособие.pdf
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Высшая школа естественных наук и технологий ЛЕСНАЯ ТАКСАЦИЯ Часть 1. Таксация древесного ствола и лесной продукции Учебное пособие Архангельск САФУ 2019 1
Стр.1
УДК 630*6 ББК 43.6 Л50 Рекомендовано к изданию методической комиссией Высшей школы естественных наук и технологий Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова С.В. Коптев, доктор с.-х. наук, заведующий кафедрой лесоводства и лесоустройства; С.В. Третьяков, доктор с.-х. наук, профессор; Авторы: А.С. Ильинцев, канд. с.-х. наук, доцент, научный сотрудник ФБУ «СевНИИЛХ» Рецензенты: А.А. Бахтин, канд. с.-х. наук, доцент; Высшей школы естественных наук и технологий САФУ им. М.В. Ломоносова, доктор с.-х. наук, профессор; П.А. Феклистов, профессор кафедры биологии, экологии и биотехнологии С.В. Торхов, заместитель директора Архангельского филиала ФГУП «Рослесинфорг» Лесная таксация. Часть 1. Таксация древесного ствола и лесной проЛ50 дукции: учебное пособие / С.В. Третьяков, С.В. Коптев, А.А. Бахтин, А.С. Ильинцев; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2019. – 149 с. ISBN 978-5-261-01435-5 В пособии приведена характеристика лесов Архангельской области, информация по таксации древесного ствола срубленного и растущего дерева и его частей, таксации лесной продукции, по способам определения абсолютного и относительного прироста древесного ствола. Даны характеристики закономерностей определения таксационных показателей древесного ствола. В лабораторном практикуме пособия представлены рекомендации и разъяснения к выполнению лабораторных работ по таксации древесного ствола, его частей и определения таксационных показателей. В приложении приведены нормативы, необходимые для выполнения расчетно-графических работ и иллюстрации лекционного материала. Предназначено для студентов высших учебных заведений направления подготовки 35.03.01 «Лесное дело», 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» дневной, очно-заочной и заочной форм обучения. УДК 630*6 ББК 43.6 ISBN 978-5-261-01435-5 2 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2019
Стр.2
Оглавление Введение ......................................................................................................... 4 Определение предмета лесная таксация ..................................................... 6 Краткая характеристика лесов и лесопользования в Архангельской области ............................................................................................................ 13 Физические и стереометрические способы таксации древесины в Российской Федерации .............................................................................. 25 Определение объема ствола срубленного дерева ...................................... 33 Таксация растущих (стоящих) деревьев ..................................................... 35 Прирост древесного ствола .......................................................................... 45 Таксация лесной продукции ......................................................................... 49 Лабораторный практикум ............................................................................. 70 Список литературы ....................................................................................... 129 Приложения ................................................................................................... 132 3
Стр.3
Введение Лес рассматривается, с одной стороны, как живая экологическая система, а с другой – как источник получения многообразных ресурсов. Для оценки такого сложного и многостороннего объекта применяется специальная наука – лесная таксация. Лесная таксация как наука направлена на изучение закономерностей роста и развития лесных экосистем, на их описание и характеристику и в тоже время приведение в известность всего многообразия лесных ресурсов. Помимо лесной таксации в практике ведения лесного хозяйства применяют ландшафтную таксацию, которая дополняет лесную таксацию определенными показателями, оценивающими рекреационную привлекательность территории, степень воздействия деятельности людей на среду и санитарно-гигиенические качества насаждений и нелесных участков. Выделяют, как отдельную разновидность, лесопатологическую таксацию, направленную на оценку поврежденных вредными организмами лесных насаждений. Изучение количественных и качественных характеристик лесных ресурсов начинается с таксации древесного ствола срубленного и растущего дерева и его частей, определения абсолютного и относительного прироста древесного ствола. Целью лесной таксации как науки является выявление закономерной связи между таксационными показателями древесного ствола, их определения в зависимости от размеров и формы кроны, других морфологических признаков. При использовании основного ресурса древесины и других полезных продуктов проводится таксация лесной продукции. Результатом проведенных исследований лесных насаждений являются лесотаксационные нормативы в виде таблиц объемов стволов, таблиц хода роста древостоев, товарных и сортиментных таблиц, характеристики лесов. В качестве примера в пособии приведена характеристика лесов Архангельской области. Для закрепления теоретического материала по лесной таксации студенты выполняют лабораторные работы. Каждому студенту выдаются индивидуальные задания, которые включают результаты обмера модельного дерева, ведомость перечета древесных стволов на пробной площади, фрагмент уложенных в поленницы дров, выпиленные на разных высотах древесного ствола по4
Стр.4
перечные срезы и другие материалы, получаемые в результате таксации лесных насаждений. Данное пособие основано на многолетнем опыте преподавания дисциплины «Лесная таксация» в Архангельском лесотехническом институте имени В.В. Куйбышева, Архангельском государственном техническом университете и на современном этапе – в ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (Никитин, 1941; Левин, 1963; Гусев, Калинин, 1988; Гусев, 1992; Соколов, Бахтин, 1989;Третьяков, Демиденко, Горбунов, 2011 и др.). В учебном пособии использованы методы, разработанные Н.П. Анучиным (1960, 1982, 2004), В.К. Захаровым (1967), А.В. Тюриным (1956), В.С. Моисеевым, И.А. Нахабцевым, Л.Н. Яновским, А.Г. Мошкалевым (1987), П.М. Верхуновым, В.Л. Черных (2007), В.Н. Минаевым, Л.Л. Леонтьевым, В.Ф. Ковязиным (2018) и др. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.