Безыменский великолепно знает свое назначение, знает, в чем смысл его
поэтического творчества, в чем право на существование поэзии вообще. <...> Это ясное сознание общественных задач и общественной роли поэзии
неоднократно звучит в целом ряде стихов Безыменского. <...> Когда обозначился перелом в пролетарской поэзии, знаменующий
переход от абстрактного "космизма" к показу живого человека, Безыменский не только осуществил этот
переход в своем творчестве, но и выразил его декларативно в известном стихотворении "Поэтам
"Кузницы", стихотворении, ставшем как бы знаменем Московской Ассоциации Пролетарских Писателей:
Хорошо планеты
Перекидывать как комья! <...> Безыменский слишком хорошо понимает, что нельзя дать живую конкретную картину реальной
пролетарской революции, не дав типов, не показав действия и переживания отдельных людей,
разумеется, в их связи с коллективом. <...> Как бы ни пыжились "космические" медиумы, как бы ни пытались
они выдать механизированный безличный символизм за коллективизм, совершенно бесспорно, что
прощупать мощь коллектива можно только познакомившись с составными частями этого последнего, - с
людьми. <...> Эти и многие другие стихи Безыменского лучше всего опровергают старый мещанский
предрассудок, свойственный - увы! - и многим коммунистам, будто сознательность подрезает крылья
творчеству, будто ясно намеченная цель связывает творческий порыв. <...> Различные поэты не плохо показали гигантский размах русской революции, некоторые передали
и психику людей революции. <...> Маяковский показал
психику деклассированного интеллигента, примкнувшего к революции. <...> Ахматова выявила настроения
аристократической дамы, в которой исконный патриотизм борется с классовой ненавистью, советующей
эмигрировать. <...> В каждой его строчке чувствуется сознательный и активный передовой боец пролетарской
революции. <...> Правда, Безыменский показал эти настроения более реально, более
конкретно, более естественно, чем хотя бы <...>
._Александр_Безыменский.pdf
Г. Лелевич
Александр Безыменский
Беглые заметки.
Лелевич Г. Александр Безыменский: Беглые заметки. [Статья] // На посту. 1924. N 1. С.165-188
Оригинал здесь -- http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/3111.html
Литературная публика, как следует, узнала Безыменского, собственно говоря, только во второй
половине 1922 года, но самые широкие слои Комсомола знали и ценили его, как своего поэта, еще в
1919-1920 гг. Иными словами, массовый захват стихов Безыменского предшествовал выявлению его
мастерства. Это - далеко не обычный для поэта путь.
1. Знаю, с кем и куда иду.
При самом первом знакомстве с поэзией Безыменского, прежде всего привлекает внимание
обилие произведений, формулирующих литературные взгляды автора, произведений, являющихся
стихотворными декларациями. Безыменский великолепно знает свое назначение, знает, в чем смысл его
поэтического творчества, в чем право на существование поэзии вообще. Мистические, жреческие
уклоны, выспренные и в то же время пустые идейки о "чистом искусстве", об "искусстве для искусства"
совершенно чужды ему. Это с его уст сорвалось признание, на которое решится далеко не всякий поэт:
Прежде всего я член партии,
А стихотворец - потом.
Безыменский привык подходить к своему творчеству, как к свойственному ему виду
революционной работы. Это ясное сознание общественных задач и общественной роли поэзии
неоднократно звучит в целом ряде стихов Безыменского.
Но он не только ясно сознает задачи творчества, он так же превосходно видит его пути, его
частные, временные проблемы. Когда обозначился перелом в пролетарской поэзии, знаменующий
переход от абстрактного "космизма" к показу живого человека, Безыменский не только осуществил этот
переход в своем творчестве, но и выразил его декларативно в известном стихотворении "Поэтам
"Кузницы", стихотворении, ставшем как бы знаменем Московской Ассоциации Пролетарских Писателей:
Хорошо планеты
Перекидывать как комья!
Электропоэмами космос воспеть!
А вот сумейте
В каком-нибудь предгублескоме
Зарю грядущего разглядеть.
...........................
Пишите сотни "Поэм о собаке"
Но дайте одну хоть
О человеке живом.
Возьмите любого Федю на Рабфаке
Который будет
Нашим завтрашним днем.
Довольно неба
И мудрости вещей!
Давайте больше простых гвоздей!
Откиньте небо! Отбросьте вещи!
Давайте землю
И живых людей!
Стр.1