ISSN 2500-297X
УДК 37:159.9
2.2021
Издается с 2001 г.
Издатель
и учредитель:
Московский
педагогический
государственный
университет
Выходит 4 раза в год
Свидетельство
о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18, каб. 223
Журнал входит в Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов
и изданий ВАК РФ:
Педагогические науки
13.00.01 – Общая педагогика, история
педагогики и образования
13.00.02 – Теория и методика обучения
и воспитания
Психологические науки
19.00.01 – Общая психология, психология
личности, история психологии
19.00.07 – Педагогическая психология
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
16+
13.00.08 – Теория и методика
профессионального образования
Сайт журнала: pp-obr.ru
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу
«Пресса России» – 85003
© МПГУ, 2021
Стр.2
ISSN 2500-297X
2.2021
The Founder
and Publisher:
Moscow Pedagogical
State University
Mass media
registration
certificate
ПИ № ФС 77-67769
as of 17.11.2016
Editorial office:
Moscow, Russia,
Verhnyaya
Radishchevskaya str.,
16–18, room 223,
109240
The journal is included in the list
of the leading peer-reviewed scholarly
journals the Higher Attestation
Commission of The Ministry of Science
and Higher Education of the Russian
Federation recommended to PhD
candidates and those working
for their habilitation who wish to publish
the results of their research
The journal has been published
since 2001
The journal is published 4 times a year
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Information on journal
can be accessed via: pp-obr.ru
PEDAGOGY
AND PSYCHOLOGY
OF EDUCATION
© МPGU, 2021
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования Института педагогики и психологии Московского педагогического
государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического
государственного университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; директор Института экспериментальной
психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; руководитель Научно-исследовательского центра моделирования
квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор (ВАК Беларуси); заведующая кафедрой педагогики и проблем
развития образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика
Беларусь.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики
Российского университета дружбы народов, г. Москва.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой психологии Мордовского
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика
Мордовия.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор (ВАК Казахстана); Президент
Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, г. Астана,
Республика Казахстан.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения
квалификации преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующий кафедрой методологии
инженерной деятельности Казанского национального исследовательского технологического
университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; генеральный директор АНО «Центр изучения
проблем профессионального образования», г. Москва.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Национального медицинского
исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России, г. Москва.
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры научных основ экстремальной
психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психологопедагогического
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Историко-социологического
института Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор; директор Института педагогики
и психологии образования Московского городского педагогического университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; руководитель научного
направления антропологического образования Института изучения детства, семьи и воспитания
РАО, г. Москва.
Э. Харрис – профессор факультета образования и профессионального развития Университета
Хаддерсфилд, г. Хаддерсфилд, Великобритания.
М.А. Чошанов – д-р пед. наук; профессор отделения STEM-образования, Колледж образования,
Техасский университет в Эль-Пасо, США.
Стр.4
Editorial Board
Alexander F. Anufriev – Dr. Нab. in Psychology, Professor of the Department of Labor Psychology and
Psychological Consulting at the Institute of Pedagogy and Psychology of Moscow Pedagogical State
University (editor-in-chief).
Yulia L. Kofeynikova – PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Labor Рsychology
and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University
(deputy editor).
Elvira V. Likhachevа – PhD in Psychology; Head of the Department of Psychological and Pedagogical
Education of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Russian New University (executive secretary).
Vladimir А. Barabanschikov – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Laboratory of Сognitive Рrocesses
and Мathematical Рsychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Education.
Sholpan M. Calanova – Dr. Hab. in Education, PhD in Сhemistry; President, Independent Kazakhstan
Agency for Quality Assurance in Education; Member of the Executive Committee, international organization
“IREG – International Observatory on Academic Ranking and Excellence", Astana, Republic
of Kazakhstan.
Anne Harris – PhD in Education; Head of Division and Director of the International School of Education
and Professional Development, University of Huddersfield.
Elena E. Durneva – PhD in Education; Head of the Research Center for Modeling Qualifications,
Corporate University of PJSC Tatneft.
Natalia B. Karabushchenko – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Department of Psychology and
Pedagogy, RUDN-University.
Vladimir V. Kondratyev – Dr. Hab. in Education; Director of the Center for Training and Retraining
of Teachers, High Schools of Volga and the Urals; Head of the Department of Мethodology, Kazan
National Research Technological University.
Olga N. Oleynikova – Dr. Hab. in Education; Director, Center for the Study of Vocational Education.
Olga S. Orlova – Dr. Hab. in Education; Chief Researcher, National Medical Research Center for Otorhinolaryngology
of the Federal Medico-Biological Agency of Russia, Moscow.
Marina I. Rozenova – Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of Scientific Foundations
of Extreme Psychology of the Faculty of Extreme Psychology, Moscow State University of Psychology
& Education.
Konstantin M. Romanov – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Psychology, Mordovia
State University after N.P. Ogarev, Saransk.
Aleksandr I. Savenkov – Dr. Hab. in Psychology, Dr. Hab. in Education; Professor of the Department
of Psychology, Moscow City University.
Viktor I. Slobodchikov – Corresponding Member of Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Psychology;
Chief Researcher of the Laboratory of Psychological Anthropology, Institute of Psycho-Pedagogical
Problems of Childhood of the Russian Academy of Education.
Mourat A. Tchoshanov – Dr. Had. in Education; Professor of Mathematics Education, Division of STEM
Education, College of Education, The University of Texas at El Paso, USA.
Yulia V. Vardanyan – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Psychology, Mordovia State
Pedagogical Institute named after M.E. Evsevev, Saransk.
Olga L. Zhuk – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Pedagogy and Problems of Education
Development, Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
Стр.5
Содержание
Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА,
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Е.А. Бушинская
Функциональные аспекты реализации
дополнительного образования детей
в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
В.В. Гетьман
О роли искусства в становлении личности
в творческом наследии М.С. Кагана:
философско-педагогический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
А.А. Марченко
Проектная деятельность как условие развития
творческих способностей младших школьников . . . . . . . . . . . . 31
Т.М. Воителева, О.Н. Марченко
Основы формирования ценностного отношения
к родному языку как феномену национальной культуры . . . . . . . 41
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д.К. Бартош, М.В. Харламова
Развитие проектировочных умений целеполагания
у будущих учителей иностранного языка . . . . . . . . . . . . . . . . 53
М.А. Самойленко
Субъективные причины отсева
студентов дистанционных курсов повышения квалификации
и пути устранения данных причин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
О.В. Сребродольский
Особенности подготовки бакалавров к работе
в системе профилактики безнадзорности
и правонарушений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Н.А. Штукарев
Опыт российских вузов в формировании
антикоррупционной культуры бакалавра юриспруденции:
проблемы и перспективы развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Стр.6
ISSN 2500-297X
Педагогика и психология образования. 2021. № 2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Т.Д. Дубовицкая, Е.В. Заболотная
Мотивы выбора профессии как предикторы
профессиональной направленности cтудентов . . . . . . . . . . . . 114
С.П. Елшанский, М.В. Ферапонтова,
О.С. Ефимова
Отношение студентов к дистанционному обучению
в период пандемии:
положительные и отрицательные аспекты. . . . . . . . . . . . . . . 125
Н.В. Жукова, Т.С. Вершинина
Речевой поступок в контекстном образовании . . . . . . . . . . . . 137
О.М. Исаева, С.В. Савинова, И.В. Волков
Психологическое благополучие как условие готовности
преподавателей университетов
к организационным изменениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
П.О. Крайнова, А.С. Обухов
Практики работы школьных учителей с темами,
касающимися сексуального образования . . . . . . . . . . . . . . . 169
С.И. Колбышева
Развитие художественно-эстетического образования:
психологический аспект художественной сферы . . . . . . . . . . . 187
Е.Н. Корчагин, А.В. Лобанова
Исследование социально-психологической адаптации
и тревожности у студентов-бакалавров . . . . . . . . . . . . . . . . 208
6
Содержание
Стр.7
Соntents
Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2
GENERAL PEDAGOGY,
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
E.A. Bushinskaya
Functional aspects
of implementing supplementary education
for children in the Russian Federation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
V.V. Getman
On the role of art
in the formation of personality
in the creative heritage of M.S. Kagan:
Philosophical and pedagogical aspect . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
THEORY AND METHODS
OF TRAINING AND UPBRINGING
A.A. Marchenko
Project activity as a condition
for the development of creative abilities
of primary schoolchildren . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
T.M. Voiteleva, O.N. Marchenko
Fundamentals of the formation of a value attitude
towards the native language as a phenomenon
of national culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
THEORY AND METHODS
OF PROFESSIONAL EDUCATION
D.K. Bartosh, M.V. Kharlamova
Development of design skills
for goal-setting among future teachers
of a foreign language . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
M.A. Samoylenko
Subjective reasons for dropping out
of distance learning courses
and ways to eliminate these reasons . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
O.V. Srebrodolsky
Features of preparing bachelors
to work in the system of prevention
of neglect and delinquency . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Стр.8
ISSN 2500-297X
Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2
N.А. Shtukarev
Experience of Russian universities
in the formation of anti-corruption culture
of a bachelor of law:
Problems and prospects for development . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
T.D. Dubovitskaya, E.S. Zabolotnaya
Motives for choosing a profession as predictors
of students’ professional orientation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
S.P. Elshanskiy, M.V. Ferapontova, O.C. Efimova
Students’ attitudes towards distance learning
during a pandemic: Positive and negative aspects . . . . . . . . . . . . 125
N.V. Zukova, T.S. Vershinina
Speech act in contextual education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
О.M. Isaeva, S.V. Savinova, I.V. Volkov
Psychological well-being as a condition for the readiness
of university рrofessors for organizational change . . . . . . . . . . . . 150
P.O. Kraynova, A.S. Obukhov
School teachers’ work practices with sex education topics . . . . . . . 169
S.I. Kolbysheva
Development of art and aesthetic education:
Psychological aspect of the artistic sphere . . . . . . . . . . . . . . . . 187
E.N. Korchagin, A.V. Lobanova
Socio-psychological adaptation of students at university . . . . . . . . 208
8
Contents
Стр.9