16+
ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 1, 2021
Nauka i Shkola
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Журнал является рецензируемым изданием
Издается с 1996 г. Выходит 6 раз в год
Учредитель и издатель:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Московский педагогический государственный университет»
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» – 85008.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446.
Тел.: + 7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2021
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает с позицией
редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность приводимой
информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна без письменного
разрешения редакции.
Стр.2
ISSN 1819-463X
Science and School
№ 1, 2021
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
The Journal is a peer-reviewed scientific publication
The journal was founded in 1996. Comes out 6 times a year
The founder and the publisher:
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Journal is included by Higher Attestation Commission of RF in the List of leading
peer-reviewed scientific editions, published in the Russian Federation.
The Journal is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of February 01, 1996.
Subscription index in the United Catalogue «Pressa Rossii» – 85008.
Adress: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, 88, office 446.
Tel.: +7 (499) 730-38-61
E-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2021
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
In case of partial or complete reproduction of the journal materials,
the reference to «Science and School» Journal is mandatory.
Стр.3
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор
географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., профессор Кафедры педагогики и психологии профессионального
образования имени академика РАО В. А. Сластёнина, директор Научнообразовательного
центра теории, истории образования и педагогической
компаративистики Института педагогики и психологии МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент, член бюро Научного совета по проблемам истории
образования и педагогической науки РАО
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального образования
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Дин Дэкэ, заместитель председателя Ассоциации по науке и технике провинции
Шэньси, КНР, PhD
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, членкорреспондент
РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова,
доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Абашева Д. В., профессор Кафедры русской классической литературы Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории
журналистики и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской
академии наук и искусств, доктор филологических наук, профессор
Алмазова А. А., директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Аргунова М. В., методист Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения
и туризма, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, доцент
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы
переводческого факультета МГЛУ, доктор филологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ,
доктор филологических наук, доцент
Наука и Школа / Science and School № 1’2021
3
Стр.4
Егупова М. В., профессор Кафедры теории и методики обучения математике и информатике
Института математики и информатики МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и
спорта МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Левушкина О. Н., профессор Кафедры методики преподавания русского языка МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н., профессор кафедры педагогики и психологии профессионального
образования имени академика РАО В. А. Сластёнина Института педагогики и психологии
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Сибгатуллина А. Т., старший научный сотрудник Отдела литературы народов
Российской Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный
сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН, доктор
филологических наук, профессор
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., и.о. заведующего отделом содержания образования и проектирования
образовательных процессов Федерального исследовательского центра «Информатика
и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор
педагогических наук, профессор
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Черник В. Э., заведующий кафедрой педагогики Мурманского арктического
государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент
Шаряфетдинов Р. Х., доцент кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, кандидат филологических наук
Состав редакции:
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Переводчик: Ю. В. Курбакова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
4
Наука и Школа / Science and School № 1’2021
Стр.5
Editorial Council:
Dronov V. P., Editor-in-Chief, First Vice-rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Ding Deke, Assistant Chairman, Science and Technology Association of Shaanxi
Province (China), PhD
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Goldberg E. A., Director, Luria Neuroscience Institute, PhD
Goncharov M. A., ScD in Education, Associate Professor, Professor, V. A. Slastyonin
Department of Pedagogics and Psychology of Professional Education; Director, Scientific
and Educational Center for Theory, History of Education and Pedagogical Comparative
Studies, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University;
Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues of History of Education and
Pedagogical Science of the Russian Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD,
foreign member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy
of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General
Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member
of Russian Academy of Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Editorial Board:
Abasheva D. V., Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature
Department, A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in
Philology, Professor
Almazova A. A., Director of the Institute of Childhood, Chairperson, Department of Speech
Therapy, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Argunova M. V., Methodist, Moscow Children and Youth Center for Ecology, Local History
and Tourism, ScD in Education, PhD in Biology, Associate Professor
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State
Linguistic University, ScD in Philology, Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Associate Professor
Наука и Школа / Science and School № 1’2021
5
Стр.6
Chernik V. E., Chairperson, Pedagogics Department, Murmansk Arctic State University,
PhD in Education, Associate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State
University for the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Levushkina O. N., Professor, Russian Language Teaching Methods Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty,
Peoples’ Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Professor, V. A. Slastyonin Department of Pedagogics and Psychology
of Professional Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Associate Professor
Sharyafetdinov R. Kh., Associate Professor, Department of Russian Literature, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Philology
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the
Russian Federation and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy
of Sciences, Leading Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University,
Doctor of Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator Yu. V. Kurbakova
Design and layout: N. I. Lisova
6
Подписано в печать 26.02.2021.
Формат 70х100/16.
Тираж 1000 экз. Усл. печ. л. 14,12.
Наука и Школа / Science and School № 1’2021
Стр.7
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной
комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в
список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям:
10.01.00 – Литературоведение: 10.01.01 Русская литература; 10.01.02 Литература народов
Российской Федерации; 10.01.03 Литература народов стран зарубежья; 10.01.10
Журналистика.
13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);
13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия); 13.00.08 Теория и методика профессионального
образования.
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
Исаева А. Н. Трансформация близнечного мифа в новелле Маргарет
Этвуд «Смуглая леди»
Янсонас О. Э. Становление творческой индивидуальности Чарльза
Томлинсона в контексте поэзии американских модернистов
и представителей британского «Движения»
ЖУРНАЛИСТИКА
Игнатова И. Б. Колумнистика в современном публицистическом дискурсе
Солдаткина Я. В. Литература в сети Интернет и основные направления
развития медиакультуры: доцифровой текст и его сетевые трансформации
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Кащук С. М. Организация иноязычного образования в контексте
появления новой версии «Общеевропейских компетенций владения
иностранным языком» (2018)
Шеваршинова Е. И., Концевова С. Д. Совершенствование приемов
работы на уроках английского языка в современной школе с целью
подготовки учащихся к выполнению устной части ЕГЭ
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Алейникова К. А. Персонифицированные методы обучения в США
Демин П. Н. Особенности социализации молодежи во внеурочной
деятельности за рубежом (на примере США и Финляндии)
Мэн Ся, Ли Инъин. Исследование применения модели смешанного
обучения по предмету «Перевод с китайского языка на русский»
в контексте современности
39
48
59
65
75
11
16
22
29
Наука и Школа / Science and School № 1’2021
7
Стр.8
Содержание
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Непряхин В. А. Историография гражданского воспитания в России
в постсоветский период (1991–2020)
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Алмазова А. А., Новицкая И. В. Формирование дискурсивного
компонента иноязычной коммуникативной компетенции у магистрантов,
обучающихся по направлению подготовки «Специальное
(дефектологическое) образование»
Борисов В. Ю., Галямова Э. М., Першина Ж. А. Особенности
профессиональной подготовки учителей начальных классов
в области художественно-графической деятельности в контексте
цифрового образования
Собина Е. С. Медико-биологические основы формирования
профессиональной компетентности будущих учителей-логопедов
(на примере изучения дисциплины «Невропатология»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Мерзлякова В. П., Бочкова А. А. Формирование синонимических
и антонимических отношений лексических единиц у дошкольников
с общим недоразвитием речи
Трошина Е. П., Барабошкина Е. А., Мантуленко В. В. Использование
цифровых технологий в инклюзивном образовании
Джафарова О. С. Особенности творческого самовыражения младших
школьников в различных видах художественной деятельности
Акопян А. В. Специфика овладения младшими школьниками техникой
чтения на английском языке
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Мазниченко М. А., Платонова А. Н. Профессиональные затруднения
учителя и возможности их преодоления средствами интеграции научных
и вненаучных форм предъявления педагогической информации
Власюк И. В., Казакова А. Ф. Организация профориентационной
работы в контексте «семья – колледж»: практика взаимодействия
Мельник Н. М. Интеллектуально-информационная поддержка
профессионального самоопределения школьника
Стулова Г. П. Взаимосвязь речевой и певческой функции учащихся
в процессе их вокального воспитания
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного
этапа развития образования
Корнеева Е. Н. Традиции декоративно-прикладного искусства в дизайне
Уколов П. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся
в ходе организации и проведения геоквестов
199
209
218
157
169
182
190
125
133
143
152
92
104
116
85
8
Наука и Школа / Science and School № 1’2021
Стр.9
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT AND LITERARY PROCESS
Isaeva A. N. Transformation of the twin myth in Margaret Atwood’s short
story “Dark lady”
Yansonas O. E. Formation of Charles Tomlinson’s creative manner
in the context of the American modernists and the representatives
of the British movement
JOURNALISM
Ignatova I. B. Author’s column in modern opinion journalism discourse
Soldatkina Ya. V. Literature on the internet and the main directions of media
culture development: pre-digital text and its network transformations
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND TEACHING PRACTICE
Kashchuk S. M. Organization of foreign language teaching with regard
to the new version of “Pan-European competences in foreign language
mastery” (2018)
Shevarshinova E. I., Kontsevova S. D. Efficient techniques of preparing high
school students for passing the state exam in English (part “Speaking”)
EDUCATION ABROAD
Aleinikova K. A. Personalized Learning in the USA
Demin P. N. Peculiarities of socialization of youth in extracurricular activities
abroad (the example of the USA and Finland)
Meng Xia, Li Yingying. The study of implementing the Blended Learning
Model of the “Chinese-Russian Translation” Course in the modern context
39
48
59
65
75
11
16
22
29
Наука и Школа / Science and School № 1’2021
9
Стр.10
Contents
HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGY
Nepryakhin V. A. Historiography of civic education in Russia
in the post-soviet period (1991–2020)
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Almazova A. A., Novitskaia I. V. Communicative competence discursive
component formation in a foreign language in postgraduate students trained
in the field of special education
Borisov V. Yu., Galyamova E. M., Pershina Z. A. Features of professional
training of primary school teachers in the field of artistic and graphic activities
in the context of digital education
Sobina E. S. Medical and biological foundations of professional competence
formation of future teachers – speech therapists (using the example
of studying the “Neuropathology” course)
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Merzlyakova V. P., Bochkova A. A. The formation of synonyms
and antonyms vocabulary of preschool children with general speech
underdevelopment
Troshina E. P., Baraboshkina E. A., Mantulenko V. V. Using digital
technologies in inclusive education
Dzhafarova O. S. Features of creative self-expression of primary school
children in various types of artistic activity
Akopyan A. V. The specifics of reading instruction in English at primary school
PEDAGOGICAL SEARCH
Maznichenko M. A., Platonovа A. N. Professional difficulties of the teacher
and the possibilities of overcoming them by means of integration of scientific
and non-scientific forms of presenting pedagogical information
Vlasyuk I. V., Kazakova A. F. Organization of career guidance work
in the context of “family – college”: practice of interaction
Melnik N. M. Intellectual and information support of professional
self-determination of a schoolchild
Stulova G. P. The relationship of speech and singing function in the process
of learning to sing
THE FLOOR IS GIVEN....
Borshevskaya A. Functional literacy in the context of the current stage
of education development
Korneeva E. N. Traditions of decorative and applied art in design
Ukolov P. A. Techniques for enhancing the students’ cognitive activity during
the organization and сarrying geoquests out
199
209
218
157
169
182
190
125
133
143
152
92
104
116
85
10
Наука и Школа / Science and School № 1’2021
Стр.11