Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2021. Т. 21, № 4
Научный журнал
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
государственный
педагогический
университет
Соучредители
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
Philosophy of education»
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал «Философия
образования/
Е. В. Андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Б. О. Майер
Н. Пелцова
Т. С. Косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. Иванова
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
А. А. Корольков академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
C. Мендонса
В. И. Панарин
«Урал-Пресс» – 43793
Подписной индекс
«Пресса России»,
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. А. Ромм
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2021
Все права защищены
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
В. В. Целищев доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
2021. Т. 21, №4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Муравьёва А. А., Олейникова О. Н. (Москва, Россия). Цифровизация высшего
образования: возможные пути развития ........................................................................5
Изгарская А. А., Гордейчик Е. А. (Новосибирск, Россия). Неравенство в современном
образовании: миросистемный подход .........................................................19
Яковлева И. В., Косенко Т. С. (Новосибирск, Россия). Сущность, проблемы
и перспективы отечественного образования в журнале «Философия образования»
(2006–2010 гг.) .......................................................................................................39
Аксютина З. А. (Омск, Россия). Феномен педагогической веры ......................... 115
РАЗДЕЛ II
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАПАДА И ВОСТОКА
Абрамова М. А. (Новосибирск, Россия). Евразийское образовательное пространство:
идея и реализация ......................................................................................... 127
РАЗДЕЛ III
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Рыбаков Н. С. (Псков, Россия). Феномен образования в контексте уровневой
модели социума ........................................................................................................................ 143
Петров М. А., Голдаева А. В. (Красноярск, Россия). Интерсубъективность как
субстанциональная основа социальной коммуникации .................................. 165
Осокина О. В. (Тула, Россия). Социальные конфликты в организациях высшего
образования и способы их разрешения (социально-философский
аспект) ........................................................................................................................................... 177
Ерохина Е. A. (Новосибирск, Россия). Социолог Л. Г. Борисова: две миссии ученого
на фоне институциональных трансформаций науки и образования .....193
РАЗДЕЛ IV
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Барматина И. В., Варакута А. А., Марущак Е. Б. (Новосибирск, Россия). Модель
взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях
вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических
работников ................................................................................................................................. 212
Антоненко Ю. С., Екатеринушкина А. В., Ячменёва В. В. (Магнитогорск, Россия).
Этапы формирования проектной культуры посредством непрерывности
графического образования ....................................................................................... 228
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
Ответственные
секретари
И. В. Яковлева,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции,
издателя:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
07.12.2021
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 20,2.
Уч.-изд. л. 18,5.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 80.
Отпечатано
в Сибирском
отделении РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Стр.3
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2021, vol. 21, no. 4
Scientific journal
The co-founders
of the journal
Novosibirsk State
Pedagogical University
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal “Philosophy
of education” is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ FS 77-77136 from
November, 6th, 2019
Editorial Board
B. O. Mayer
N. Pelcova
T. S. Kosenko
V. V. Petrov
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
The journal is based
in 2001
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
V. I. Panarin
Subscribe Index
“Press of Russia”,
“Ural-Press” – 43793
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2021
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.4
CONTENT
PART I. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PHILOSOPHY
OF EDUCATION
Muravyova A. A., Oleynikova O. N. (Moscow, Russia). Digitalization of higher
education: possible ways of development ............................................................................5
Izgarskaya A. A., Gordeichik E. A. (Novosibirsk, Russia). Inequality in modern
education: a world-system approach ...................................................................................19
Yakovleva I. V., Kosenko T. S. (Novosibirsk, Russia). The essence, problems
and prospects of national education in the journal “Philosophy of education”
(2006–2010) ..................................................................................................................................39
Aksyutina Z. A. (Omsk, Russia). The phenomenon of pedagogical faith ................. 115
PART II. RESEARCH OF EDUCATIONAL SYSTEMS
OF THE WEST AND THE EAST
Abramova M. A. (Novosibirsk, Russia). Eurasian educational space: idea and
implementation .......................................................................................................................... 127
PART III. PHILOSOPHY OF THE SOCIETY AND EDUCATION DEVELOPMENT
Rybakov N. S. (Pskov, Russia). The phenomenon of education in the context of
a level model of society ........................................................................................................... 143
Petrov M. A., Goldaeva A. V. (Krasnoyarsk, Russia). Intersubjectivity as a substantial
basis of social communication ............................................................................................. 165
Osokina O. V. (Tula, Russia). Social conflicts in institutions of higher education and
ways to resolve them (socio-philosophical aspect) .................................................... 177
Erokhina E. A. (Novosibirsk, Russia). Sociologist L. G. Borisova: two missions of
a scientist against the background of institutional transformations of science and
education ....................................................................................................................................... 193
PART IV. SPECIFIC METHODS AND INNOVATIONS IN THE PRACTICE
OF EDUCATION
Barmatina I. V., Varakuta A. A., Marushchak E. B. (Novosibirsk, Russia). The
model of interaction of a pedagogical university with basic schools in the context
of involving higher education in the continuous development of pedagogical
workers .......................................................................................................................................... 212
Antonenko Yu. S., Ekaterinushkina A. V., Yachmeneva V. V. (Magnitogorsk,
Russia). Stages of the formation of a project culture through the continuity of
graphic education ...................................................................................................................... 228
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2021, vol. 21, no. 4
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva,
E. S. Susuyeva
Editors address,
publishers:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
07.12.2021
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 20,2.
Publisher’s
sheets: 18,5.
Circulation
1000 issues.
Order № 80.
Printed in the
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
2, Morskoj ave.,
Novosibirsk, 630090
The editors of the «Philosophy of Education» journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
Стр.5