2
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..................3
Глава первая. Генезис и современное существование спорта………………….……..21
1.1. Историческое и логическое в эволюции спорта………………………...………..........21
1.2. Сфера физической культуры и спорта с древних времен до наших дней…………...38
1.3. Физическое воспитание, единоборства и спорт в России…………………………….93
Глава вторая. Социально-онтологические основания спорта……………...……….113
2.1. Религиозно-политическое измерение спорта…………………………………….......113
2.2. Философские и педагогические основания синтеза спорта и искусства…………...152
2.3. Философская теория отчуждения и спорт……………………………………............169
Глава третья. Философско-гуманистические основания спорта…………………...189
3.1. Гуманистические религиозно-политические основания спорта…………………….189
3.2. Происхождение спорта в контексте философско-антропологических теорий…….199
3.3. К вопросу о религиозно-политической природе Олимпизма……………………….209
Глава четвертая. Социальная сущность и существование спорта в отражении
научного и философского знания……………………………………………………….224
4.1. Спорт и его научно-философская идентификация…………………………………..224
4.2. Концептуальные положения и функциональные принципы эффективного развития
философии спорта и спортивной науки…………………………………………………...244
4.3. Социально-онтологические модели современного спорта и сущностносодержательное
определение спорта как системного социального феномена…………264
Заключение…………………………………………………………….……………….......276
Литература……………………………………………..………………………………....296
Стр.2
3
Введение
Спорт является сложным многоуровневым и многогранным, постоянно
изменяющимся социокультурным феноменом, в какой бы упрощенной, однобокой,
фиксированной форме он не определялся научно, логически, юридически, этикоэстетически,
не трактовался политически и не представлялся фактически. На конкретноисторическое,
социально-онтологическое «лицо» спорта влияют: как заложенная в нем с
самого начала «социокультурная природа», так и оформляющий его конкретноисторический
социокультурный контекст. Иными словами, спорт – это конкретноисторический
продукт определенных социальных отношений, причем как по своему
происхождению, так и по своей эволюции. С другой стороны, спорт не только продукт,
но и эффективный механизм стабилизации или изменения системы социальных
отношений, своего социокультурного конкретно-исторического контекста, оформления.
В большей степени функциональное бытие, существование спорта в качестве
системного социального продукта и эффективного механизма социальной стабилизации
и/или трансформации определяют: экономическая составляющая и; как
концентрированное идеологическое выражение экономики, политическая
составляющая. В меньшей степени (хотя и значительной) на существование спорта
влияют: религиозная, мифологическая, научная, философская, художественная
составляющие; в еще меньшей – обыденная составляющая. Все это далеко не очевидно,
требует развернутого доказательства путем обращения к различным теоретическим
источникам исследования социально-экономического, религиозно-политического и
иного фокуса истории возникновения и изменения спорта. Но и тогда истинная
сущность спорта вряд ли будет выявлена в полной мере. Ведь чтобы понять спорт в
социальном измерении, как социальный институт необходимо противопоставить его
другим близкородственным социальным институтам, с которыми спорт соотносится в
своем социальном бытии.
Актуальность темы исследования состоит в следующем.
Наука о спорте и сам спортивный процесс частью стихийно, частью сугубо
декларативно стоят на позициях светского гуманистического образования,
естественнонаучной ориентации. Однако они до сих пор не располагают
Стр.3