Р У С С К И Й Я З Ы К К А К И Н О С Т Р А Н Н Ы Й
Е. Г. Борисова, А. Н. Латышева
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Учебное пособие
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2022
Стр.1
УДК 373.167.1:811.161.1(0.054.6)
ББК 81.411.2-99я73
Б82
p е ц е … ƒ е … 2
ä-р -,ë%ë. …=3*, C!%-. m.l. l=ë/ã,…=
a%!,“%"= e.c.
a82
k,…ã",“2,÷å“*,å %“…%"/ pjh (ïåä=ã%ã,÷å“*= ã!=ìì=2,*=
р3““*%ã% ÿƒ/*=) : у÷åKíîå C%“%K,å / e.c. a%!,“%"=,
`.m. k=2ûøå"=. O 4-е изд., стер. – l%“*"= : tЛИНТА, 2022.
O 212 “. — ISBN 978-5-89349-445-7. — Текст : электронный.
В основу книги положен курс лекций по русскому языку
как иностранному (РКИ), который был прочитан студентам, магистрам
и преподавателям РКИ, повышающим свою квалификацию. В
первой главе кратко изложены основные черты направления, которое,
если говорить о разных языках, можно назвать педагогической
лингвистикой. Книга даёт преподавателям сведения об организации и
функционировании русской языковой системы – фонетической,
грамматической, лексической её частей. Это та информация, которая
нужна для владения русским языком и которую в том или ином виде
включают в курсы РКИ.
Для преподавателей РКИ и иностранцев, изучающих русский
язык.
УДК 373.167.1:811.161.1(0.054.6)
ББК 81.411.2-99я73
ISBN 978-5-89349-445-7
I hƒä=2åëü“2"% &tЛИНТА[, 2014
Стр.2
О г л а в л е н и е
o!åä,“ë%",å .................................................................................................. 3
må“*%ëü*% “ë%" дл K3ä3?,. C!åC%ä="=2åëåL ............................................. 7
Р а з д е л I
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Г л а в а I. Задачи преподавания и описание русского языка ................ 8
1. k,…ã",“2,÷å“*,å *%…öåCö,, XX "å*= , ,. "ë, …,å
…= ë,…ã"%ä,ä=*2,*3 ............................................................................ 10
2. n "ë, …,, -3…*ö,%…=ëü…%ã% C%ä.%ä= …= Cåä=ã%ã,÷å“*%å
%C,“=…,å " “-å!å pjh .................................................................. 12
3. oåä=ã%ã,÷å“*%å %C,“=…,å ƒ/*= , ä!3ã,å …=3*, .......................... 17
4. o!%Këåì/ ì%äåë,!%"=…, ƒ/*= , !å÷å"%L де 2åëü…%“2, “
C%ƒ,ö,L ë,…ã"%ä,ä=*2,*, ............................................................. 18
5. o!=",ë= " Cåä=ã%ã,÷å“*%ì %C,“=…,, ............................................ 21
6. n *%ìì3…,*=2,"…%L C!=",ëü…%“2, !å÷, ....................................... 23
Г л а в а II. Об учете родного языка учащегося ....................................... 26
1. t%…å2,*= ........................................................................................... 27
2. l%!-%ë%ã,÷å“*= “,“2åì= ............................................................... 28
3. q,…2=*“,“ ........................................................................................... 35
4. kå*“,*= .............................................................................................. 38
Р а з д е л II
ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА В КУРСЕ РКИ
Г л а в а I. Фонетика в курсе РКИ ........................................................ 41
1. qCåö,-,*= ë,…ã"%Cåä=ã%ã,÷å“*%ã% %C,“=…, -%…å2,÷å“*%L
“,“2åì/ !3““*%ã% ƒ/*= .................................................................. 41
2. n“%Kå……%“2, -%…å2,÷å“*%L “,“2åì/ !3““*%ã% ƒ/*= ..................... 42
3. Š,C%ë%ã,÷å“*, !åä*,å -%…åì/ !3““*%ã% ƒ/*= ............................... 44
4. h…2%…=ö, ........................................................................................... 46
Стр.207
208
О г л а в л е н и е
Г л а в а II. Грамматика в курсе РКИ . ................................................ 49
1. j=2åã%!,, ,ìå…, “3?å“2",2åëü…%ã% . .............................................. 50
2. j=2åã%!,, ,ìå…, C!,ë=ã=2åëü…%ã% . ................................................ 52
3. j=2åã%!,, ãë=ã%ë= . ........................................................................... 58
4. cë=ã%ë/ ä",›å…, . .......................................................................... 71
5. lå“2%,ìå…, . ................................................................................... 75
Г л а в а III. Синтаксис в курсе РКИ . ...................................................... 81
1. o!=",ë= "/K%!= C%! ä*= “ë%" " "/“*=ƒ/"=…,, ........................... 82
2. n“%Kå……%“2, "/!=›å…, C!åä,*=2,"…%L %“…%"/
C!åäë%›å…, . ....................................................................................... 85
3. b/K%! “%÷,…,2åëü…/. “%þƒ%" . ...................................................... 93
4. nK!=ƒ%"=…,å "%C!%“,2åëü…/. C!åäë%›å…,L . ............................... 95
Г л а в а IV. Активная грамматика . ........................................................... 98
1. b/!=›å…,å C!%“2!=…“2"å……/. %2…%øå…,L . ................................... 100
2. b/!=›å…,å "!åìå……/. %2…%øå…,L . ................................................ 103
3. b/!=›å…,å %2…%øå…,L %K3“ë%"ëå……%“2, ...................................... 106
4. b/!=›å…,å ì%ä=ëü…/. %2…%øå…,L . ................................................ 112
Г л а в а V. Лексика в курсе РКИ . ................................................... 120
1. qåì=…2,*= “ë%"= , ëå*“,*%-“åì=…2,÷å“*,å ã!3CC/ (kqc) ....... 120
2. q%÷å2=åì%“2ü “ë%" . ........................................................................... 126
3. n2K%! , %!ã=…,ƒ=ö, ëå*“,*, . ....................................................... 129
4. “ƒ/*%"= *=!2,…= ì,!= " Cåä=ã%ã,÷å“*%ì %C,“=…,,
!3““*%ã% ƒ/*= . .............................................................................. 134
5. hƒ3÷å…,å “2,ë,“2,÷å“*,. “!åä“2" ƒ/*= ........................................ 135
6. që%"%%K!=ƒ%"=…,å …= C!=*2,÷å“*,. ƒ=… 2, . ................................ 136
Г л а в а VI. Лингвистика дискурса и проблемы обучения РКИ ......... 138
1. d,=ë%ã . .............................................................................................. 140
2. q" ƒ…/L 2å*“2 ................................................................................... 143
Р а з д е л III
ЗАВИСИМОСТЬ ОПИСАНИЯ ОТ ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ
1. Особенности лингвистического описания для начального
этапа . .................................................................................................... 149
Стр.208
О г л а в л е н и е
209
2. Особенности лингвистического описания для среднего
этапа ..................................................................................................... 152
3. Особенности лингвистического описания для
продвинутого этапа ............................................................................... 153
o!,ë%›å…,å . ........................................................................................... 158
k,2å!=23!= . .............................................................................................. 199
Стр.209