Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Жанры школьных сочинений: теория и практика написания (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторМещеряков Валентин Николаевич
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц328
ID711814
АннотацияАвтор пособия, профессор В.Н. Мещеряков, размышляет о том, что такое речеведение, как оно «прорастает» в текст (в том числе и в текст школьных сочинений) и как теория текста позволяет сделать обучение сочинению в школе управляемым.
Кому рекомендованоДля учащихся средних общеобразовательных школ, учителей, преподавателей подготовительных курсов и колледжей, студентов-словесников.
ISBN978-5-89349-151-7
УДК373.5.016:811.161.1(075.3)
ББК74.268.19=411.2я721
Мещеряков, В.Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания : учеб.-метод. пособие / В.Н. Мещеряков .— 5-е изд., перераб. — Москва : ФЛИНТА, 2017 .— 328 с. — ISBN 978-5-89349-151-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/711814 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Жанры_школьных_сочинений.__Теория_и_практика_написания.pdf
УДК 372.881.161.1(075.3) ББК 74.268.19=411.2я721 М56 Мещеряков В.Н. М56 Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В.Н. Мещеряков. — 5-е изд., перераб. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 328 с. ISBN 978-5-89349-151-7 Автор пособия, профессор В.Н. Мещеряков, размышляет о том, что такое речеведение, как оно «прорастает» в текст (в том числе и в текст школьных сочинений) и как теория текста позволяет сделать обучение сочинению в школе управляемым. Для учащихся средних общеобразовательных школ, учителей, преподавателей подготовительных курсов и колледжей, студентовсло весников. УДК 372.881.161.1(075.3) ББК 74.268.19=411.2я721 ISBN 978-5-89349-151-7 © Издательство «ФЛИНТА», 2017 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. Речеведческие основы развития речи в школе ...........................3 Глава I. Текст. Общая характеристика .................... 10 1. Понятие о тексте .......................................................................................10 2. Виды текстов. Понятие о жанре .............................................................. 11 2.1. Моноперспективные и полиперспективные тексты ....................... 11 2.2. Непрерывно-фабульные и прерывно-фабульные тексты ...............15 2.3. Еще несколько классификаций текстов ...........................................22 3. Единицы текста .........................................................................................24 3.1. Абзац ...................................................................................................25 3.1.1. Общие сведения об абзаце ......................................................25 3.1.2. Виды связи предложений в абзаце .........................................50 3.1.3. Схемы абзацев текста ..............................................................51 3.1.4. Функции абзацев .....................................................................60 3.1.5. Структура абзаца .....................................................................66 3.1.6. Обобщение содержания знаний об абзацах ..........................72 3.2. Предложение ......................................................................................72 3.2.1. Предложения, адекватные абзацам ........................................73 3.2.2. Предложения, служащие «строительным материалом» для сверхфразовых единств ....................................................75 4. Речемыслительные операции (РМО) и действия (РМД) ......................79 4.1. Общее понятие о РМД и РМО ..........................................................79 4.2. Три блока РМО и РМД, известные в практике текстообразования .............................................................................85 4.3. Перечни РМО, входящие в различные РМД ...................................93 4.4. Формы речевой реализации РМО ....................................................96 Глава II. Текст как объект речевой деятельности. Чтение ................................................ 109 1. Текст — чтение — виды текстовой информации ................................109 2. Фактуальная информация ...................................................................... 110 3. Тематическая информация ..................................................................... 111 326
Стр.326
4. Концептуальная информация ................................................................ 113 5. Жанрово-компонентная информация ...................................................127 6. Целостность текста ................................................................................130 7. Структурно-партитурная информация .................................................138 Глава III. Текст как предмет речевой деятельности (школьные сочинения). Фазы речевой деятельности ..... 145 1. Предтекстовые этапы работы над сочинением ....................................146 1.1. Фазы ориентировки в условиях речевой деятельности ...............146 1.2. Определение типов сочинений .......................................................147 1.3. Теоретические (литературоведческие) знания, необходимые для раскрытия темы сочинения ......................................................153 1.3.1. Образ литературного героя ...................................................153 1.3.2. Тема: «Идейное содержание...» ............................................155 1.3.3. Темы сочинений, предполагающие знание ряда категорий из области социологии искусства ......................157 1.4. Осмысление темы (выделение аспекта и предмета обсуждения) .....................................................................................160 1.5. Формулирование главной мысли сочинения (формы реализации категории информативности текста) .........................164 1.6. Формулирование тезисов сочинения (формы реализации категории информативности текста) ..............................................170 1.6.1. Два пути формулирования тезисов ......................................170 1.6.2. Выделение опорных понятий-терминов .............................171 1.6.3. Соотношение понятий-терминов идеи сочинения с детализирующими их вопросами ......................................173 1.7. Продумывание хода мысли в сочинении (формы реализации категории целостности текста) .......................................................186 1.8. Моделирование текстов сочинений ...............................................190 1.9. Приемы моделирования текстов школьных сочинений ...............194 2. Текстовый этап работы над сочинением ..............................................206 2.1. Начало сочинения ............................................................................206 2.1.1. Сущностные характеристики текстовых зачинов ..............206 2.1.2. Типы зачинов .........................................................................208 2.1.3. Обобщение сведений о зачинах ...........................................231 2.1.4. Функции текстовых зачинов .................................................232 2.2. Средняя часть сочинения ................................................................245 2.2.1. Ход мысли в сочинении ........................................................245 327
Стр.327
2.2.2. Пересказывание . ....................................................................249 2.2.3. Авторский план как средство реализации коммуникативной направленности текста ..........................................................297 2.3. Концовка сочинения . .......................................................................317 2.3.1. Функции и типы концовок . ...................................................317 2.3.2. Структура концовки . .............................................................321 Заключение . .................................................................................................324 Учебное издание Мещеряков Валентин Николаевич ЖАНРЫ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ Учебно-методическое пособие Электронное издание для распространения через Интернет. ООО «ФЛИНТА», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, комн. 324. Тел./факс: (495) 334-82-65; тел. (495) 336-03-11. E-mail: flinta@mail.ru; WebSite: www.flinta.ru Подписано в печать .1.2016. 328
Стр.328

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.