В номере
08 · 2020
Экономика и финансы
Экономическая безопасность
Транспортное обслуживание
населения
Цифровые технологии
Экология
Высокоскоростной транспорт
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
УЧРЕДИТЕЛЬ: ООО «Издательство Прометей»
Б.М. Лапидус – председатель объединенного
ученого совета ОАО «РЖД», председатель
редакционного совета, доктор экономических
наук, профессор
Г.В. Бубнова – заведующая кафедрой «Экономика,
организация производства и менеджмент»
РУТ (МИИТ), доктор экономических наук, профессор
Э.К. Лецкий – заведующий кафедрой
«Автоматизированные системы управления»
РУТ (МИИТ), доктор технических наук, профессор
Д.А. Мачерет – первый заместитель председателя
объединенного ученого совета ОАО «РЖД»,
доктор экономических наук, профессор
З.П. Межох – заведующая кафедрой «Финансы
и кредит» РУТ (МИИТ), доктор экономических наук,
профессор
Ю.О. Пазойский – заведующий кафедрой
«Железнодорожные станции и узлы» РУТ (МИИТ),
доктор технических наук, профессор
Ф.С. Пехтерев – советник первого заместителя
генерального директора ОАО «РЖД»,
доктор технических наук
С.Б. Постников – заместитель начальника
Департамента экономической конъюнктуры
и стратегического развития ОАО «РЖД»,
кандидат экономических наук
А.В. Рышков – начальник Департамента
экономической конъюнктуры и стратегического
развития ОАО «РЖД», доктор экономических наук
Ю.И. Соколов – директор Института экономики
и финансов РУТ (МИИТ), доктор экономических
наук, профессор
Н.П. Терешина – заведующая кафедрой экономики
и управления на транспорте Института экономики
и финансов РУТ (МИИТ), доктор экономических
наук, профессор
А.В. Шаронов – ректор Московской школы
управления «Сколково»
ИЗДАТЕЛЬ: ООО «Издательство Прометей»
119002, г. Москва, ул. Арбат, д. 51, стр. 1
С.В. Матросов – генеральный директор,
Е.В. Казакова – исполнительный директор
РЕДАКЦИЯ:
Т.А. Гандельсман – главный редактор,
vakizdat@prometej.su
А.Б. Сидоров – ответственный редактор,
Т.В. Середа – компьютерная верстка,
Н.П. Никитина – подписка
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА:
http://railways.prometej.su
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
119002, г. Москва, ул. Арбат, д. 51, стр. 1
Тел.: +7 (495) 730-70-69
Для писем: 119002, г. Москва,
ул. Арбат, д. 51, стр. 1,
ООО «Издательство Прометей»
manager@prometej.su
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ:
manager@prometej.su
Тел.: +7 (495) 730-70-69
Претензии по доставке направляйте:
manager@prometej.su
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только по согласованию с редакцией
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64194 от 25.12.2015. Выдано Федеральной службой
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
электронная версия: индекс на полугодие 010353, индекс годовой 010354
Почта России – индекс П2574
Роспечать – онлайн каталог 48866
Урал-Пресс – индекс на полугодие 48866, индекс годовой 79529,
По вопросам подписки обращайтесь: +7 (495) 730-70-69
Подписные индексы в каталогах:
по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Тираж 600 экз. Зак. № К-10031. Дата выхода в свет 26.08.2020
Цена свободная. 12+
Подписано в печать 16.08.2020. Формат 70×108 1/16
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 13,9. Уч.-изд. л. 11,2
Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д. 13
© ООО «Издательство Прометей», 2020
Отпечатано в АО «ИПК «Чувашия»
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
КОРОТКО О ВАЖНОМ ...........................................7
АНАЛИТИКА
Реформирование и регулирование железнодорожного
транспорта в России ...................................................11
По материалам ретроспективного обзора ИПЕМ
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
МАЧЕРЕТ Д.А., ТИТОВ Р.А.
Оценка эффективности интермодальной транспортной
инфраструктуры .......................................................15
Интермодальность в рамках реализации свободы
передвижения заключается в максимальном охвате возможных
перемещений груза (товара) или пассажира (человека)
и определяет глубокую интегрированность взаимосвязи
различных видов транспорта (средств перемещения), вплоть
до обмена информацией и оплаты перемещения
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
КОНОВАЛОВА О.Н., СЕВОСТЬЯНОВА Е.В.
Контрейлерные перевозки как механизм обеспечения
экономической безопасности транспортной системы ..............24
Проблема обеспечения экономической безопасности
национальной экономики связана, в том числе
и с экономической безопасностью транспортной системы;
контрейлерные перевозки позволяют соединить преимущества
доступности автомобильного транспорта при завозе и вывозе
грузов с высокой провозной способностью железной дороги,
являющейся надежным, быстрым и безопасным видом
транспорта
3
Стр.5
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ВАКУЛЕНКО С.П., ЕВРЕЕНОВА Н.Ю.
Оценка эффективности формирования
транспортно-пересадочного узла ....................................35
Сокращение времени поездки за счет рационализации
планировочных решений транспортно-пересадочного
узла, обеспечение комфортных условий пересадки
способствует переориентации пассажиропотоков
с персонального транспорта на общественный, что,
в конечном счете, приводит к разгрузке улично-дорожной
сети города и снижению себестоимости пассажирских
перевозок
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
МАЛИНОВА О.В.
Умный контракт – способ повышения прозрачности
исполнения обязательств по договору ............................. 44
Смарт-контракт представляет собой компьютерный код,
который обеспечивает автоматическое исполнение условий
контракта, согласованных обеими сторонами при его
заключении; внедрение смарт-контрактов позволит повысить
прозрачность и достоверность данных, на основе которых
формируются финансовые документы, ускорить процессы
взаиморасчетов
ЕПИШКИН И.А., БУДИЦКИЙ Е.Г.
Цифровое образование начинается с электронного
документооборота .................................................... 50
В статье рассматриваются и проблемы внедрения
систем электронного документооборота как элемента
цифровизации при оказании образовательных
услуг в ВУЗе; схема функционирования системы
электронного документооборота представлена
на примере сопровождения программ дополнительного
профессионального образования
4
Экономика железных дорог № 08 • 2020
Стр.6
ЭКОЛОГИЯ
ЛАРИН А.Н., ЛАРИНА И.В.
Влияние транспортного железнодорожного комплекса
на окружающую среду ............................................... 60
В статье рассматривается воздействие транспортного
комплекса и его инфраструктуры на элементы окружающей
среды; мероприятия по техническому перевооружению
компании с экологической составляющей, реализация
инвестиционных природоохранных проектов позволили
снизить выбросы вредных веществ в атмосферу и сбросы
загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ТРАНСПОРТ
РОМАНОВ А.С.
Современный этап развития высокоскоростного
железнодорожного транспорта в мире ..............................70
В статье определена специфика современного этапа развития
ВСМ, выделены характеристические особенности «китайской»
и «европейской» моделей функционирования, отличающиеся
как механизмом реализации, так и спектром образующихся
социально-экономических эффектов
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативные правовые акты и другие официальные
документы Российской Федерации
Обзор «в картотеку» ...................................................79
Постановление Правительства РФ от 06.07.2020 № 992
Об утверждении правил предоставления субсидий
из федерального бюджета организациям железнодорожного
транспорта в целях финансового обеспечения затрат на уплату
лизинговых платежей за железнодорожный подвижной состав. .......97
5
Стр.7
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 306-ФЗ
О внесении изменений в Федеральный закон
«О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные
акты Российской Федерации .......................................... 108
Нормативные и другие
официальные документы ОАО «РЖД»
Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.05.2020 г. № 1153/р
Об утверждении Положения о порядке контроля
сохранности грузовых вагонов при их приеме к перевозке
на инфраструктуру ОАО «РЖД» и обеспечения их сохранности
в процессе перевозки ................................................. 129
Москву и Кострому связал скоростной поезд «Ласточка»
В июле в первый рейс по маршруту Москва – Ярославль – Кострома
отправился скоростной электропоезд «Ласточка» серии ЭС1П («Премиум»).
В торжественной церемонии на Ярославском вокзале Москвы
приняли участие генеральный директор – председатель правления
ОАО «РЖД» Олег Белозеров, губернатор Костромской области
Сергей Ситников и глава Ростуризма Зарина Догузова.
Теперь путь между Москвой и Костромой составит 4 часа вместо
6-ти, которые были ранее, а между Москвой и Ярославлем – 3 часа
вместо 4-х. «Ласточки» № 716/715 будут курсировать 5-вагонными
составами ежедневно. Отправляясь с Ярославского вокзала Москвы
в 15:10, «Ласточка» № 716 будет прибывать в Кострому в 19:17.
Из Костромы «Ласточка» № 715 будет отправляться в 07:12 и прибывать
в Москву в 11:19. В пути следования предусмотрены остановки
на станциях Ярославль и Нерехта.
В поезде пассажирам будет предложено 3 класса обслуживания: бизнес,
эконом и базовый. Для пассажиров с ограниченными возможностями
предусмотрены два подъемника для инвалидных колясок,
позволяющие осуществлять посадку/высадку, в том числе с низких
платформ. В вагоне № 5 имеются места с креплением для инвалидных
колясок и кнопкой вызова проводника. Все пассажиры поезда
могут воспользоваться бортовым мультимедийным порталом
с большим объемом развлекательного контента и полезной информации
(фильмы, музыка, аудиокниги, новости, расписание движения
поездов и т. д.).
6
Экономика железных дорог № 08 • 2020
К сведению
Стр.8