№1(96) февраль 2020
Изда тель – ООО «Эс-Си-Эм Консалтинг»
Учредитель – Национальная логистическая ассоциация
СОСТАВ
НАУЧНО-РЕДАКЦИОННОГО
СОВЕТА
Уваров С.А. – д.э.н., профессор, заведующий кафедрой
«Управление цепями поставок и товароведение» СанктПетербургского
государственного экономического университета
(главный редактор).
Проценко О.Д. – д.э.н., профессор, декан Института
менеджмента и маркетинга Российской академии народного
хозяйства и государственной службы при
Президенте РФ (научный редактор).
Гатторна Джон – доктор, адъюнкт-профессор Бизнесшколы
UTS (г. Сидней, Австралия).
Дыбская В.В. – д.э.н., профессор, заведующая кафедрой
«Логистика» Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»
Кржизаняк Станислав – доктор, директор по научным
исследованиям Института логистики и складирования (г.
Познань, Польша).
Лукинский В.С. – д.т.н., профессор, руководитель
департамента логистики Санкт-Петербургского филиала
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Мак-Киннон Алан – доктор экономики, профессор, руководитель
департамента логистики Университета логистики
Кюна (г. Гамбург, Германия).
Сергеев В.И. – д.э.н., профессор, заведующий кафедрой
«Управление цепями поставок» Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»
Сапронов А.А. – Генеральный директор, АО «Первая
Грузовая Компания»
Хафер Гебхард – доктор технических наук, профессор,
ректор Института прикладных наук «bbw Hochschule» (г.
Берлин, Германия).
Штраубе Франк – доктор технических наук, профессор,
заведующий кафедрой «Логистика» Института технологий
и менеджмента Технического университета (г. Берлин,
Германия).
Эльберт Ральф – доктор экономики, профессор, заведующий
кафедрой «Менеджмент и логистика»
Технического университета (г. Дармштадт, Германия).
Выпускающий редактор
Левина Т.В. – к.э.н., доцент кафедры логистики
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
АДРЕС РЕДАКЦИИ
125319, РФ, Москва, ул. Черняховского, д.16
Publisher – SСM Consulting LLC
Founder – National Logistic Association Russia
EDITORIAL
COUNCIL
Dr.sc.oec Sergey A. Uvarov, Professor, Head of «Supply
Chain Management and Product Distribution» Department in
Saint-Petersburg State Economic University, SaintPetersburg,
Russian Federation (Chief Editor)
Dr.sc.oec. Oleg D. Protcenko, Professor,
Dean of Institute of Management and Marketing in Russian
Presidential Academy of National Economy and Public
Administration Moscow, Russian Federation(Scientific
Editor)
Dr. John Gattorna, Adjunct Professor in UTS Business
School, Sydney, Australia; Adjunct Professor in S P Jain
School of Global Management, Dubai – Singapore – Sydney
Dr.sc.oec Valentina V. Dybskaya, Professor, Dean of
Logistics Faculty, Head of «Logistics» Department in National
Research University Higher School of Economics, Moscow,
Russian Federation
Dr. Stanislaw Krzyzaniak, member of ECBL Counsel,
Scientific Deputy Director for Research of Institute of
Logistics and Warehousing, Poznan, Poland
Dr.sc.Tech. Valeriy S. Lykinskiy, Professor, Head of «Logistics»
Department in National Research University Higher School of
University, campus in Saint Petersburg, Russian Federation
Dr.sc.oec. Alan C. McKinnon, Professor, Head of «Logistics»
Department in the Ku..hne Logistics University, Hamburg,
Germany
Dr.sc.oec Victor I. Sergeev, Professor, Head of «Supply
Chain Management» Department in National Research
University Higher School of Economics , Moscow, Russian
Federation Alexander A. Sapronov, CEO Joint Stock
Company Freight One, Moscow, Russian Federation
Dr.-Ing. Gebhard Hafer, Professor, Rector of bbw University
of Applied Sciences (bbw Hochschule), Berlin, Germany
Dr.-Ing. Frank Straube, Professor, Dean of Logistics Faculty,
Head of «Logistics» Department of Institute of Applied
Sciences in Berlin Technical University, Berlin, Germany
Dr.sc.oec. Ralf Elbert, Professor, Head of Manage-ment and
Logistics Department of Darmstadt Technical University,
Darmstadt, Germany
Executive Editor: Tamara V. Levina, Cand of Ec. Sc.,
Assistant Professor of «Logistics» Department in National
Research University Higher School of Economics, Moscow,
Russian Federation
ADDRESS
Chernуakhovskogo str.16 , Moscow, 125 319, Russia
Web: http://lscm.ru
tel. / fax (495) 772-95-90
E-mail: info@mclog.ru
Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
C января 2008 г. журнал
Ответственность за достоверность информации в рекламных объявлениях несут
рекламодатели. Все права на материалы, опубликованные в номере,
принадлежат журналу «Логистика и управление цепями поставок».
Логистика и управление цепями поставок включен в список ВАК
Зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Регистрационный номер ПИ № 7717 137 от 26 декабря 2003 г.
Цена договорная.
ЛОГИСТИКА и управление цепями поставок
1
Стр.1
№1(96) февраль 2020
№1(96) февраль 2020
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
СОДЕРЖАНИЕ
СЕРГЕЕВ В.И., СЕРГЕЕВ И.В.
Цифровой фреймворк: к методологии цифровой трансформации цепей поставок
SERGEEV V.I., SERGEEV I.V.
Digital Framework: Toward a Digital Supply Chain Transformation Methodology
АЛЯМОВСКАЯ Н.С., ЛЕВИНА Т.В., ЭЛЬЯШЕВИЧ И.П.
Цифровые технологии снабжения в контексте современных исследований
ALYAMOVSKAYA N.S., LEVINA T.V., ELYASHEVICH I.P.
Digital Procurement Technologies in the Context of Recent Research
ЗУБАКОВ Г.В.
Цифровая трансформация транспортно-логистических процессов
ZUBAKOV G.V.
Digital Transformation of Transport and Logistics Processes
ГАРНОВ А.П.
Анализ экономической безопасности транспортного комплекса
GARNOV A.P.
Analysis of Economic Security of the Transport Complex
БАЖИНА Д.Б., ЛУКИНСКИЙ В.С., НИКОЛАЕВСКИЙ Н.Н.
Имитационное моделирование цепей поставок на основе системной динамики
BAZHINA D.B., LUKINSKIY V.S., NIKOLAEVSKIY N.N.
Simulation Modeling of Supply Chain Using System Dynamics
35
39
47
13
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена проблематика цифровой трансформации цепей поставок. Предложен
Фреймворк (каркас) цифровой трансформации цепи поставок, который составляют четыре
базовых элемента: цифровизация опыта клиентов, цифровизация продуктов и услуг,
цифровизация операций/процессов, цифровая трансформация компании/цепи поставок.
Определена содержательная (функциональная) структура четырех фрейм-блоков и
подробно описаны основные компоненты (системы, технологии), составляющие цифровой
контент фреймворка.
Разработана схема (алгоритм) процесса цифровизации цепи поставок, включающий
три основных этапа: осознание необходимости цифровизации, цифровое видение и стратегия,
собственно, методика цифровой трансформации цепи.
Сама процедура цифровой трансформации цепи поставок включает ряд проектных
решений, связанных с формирование коммуникационной сетевой структуры (Multi Party
Network), в частности с использованием технологии «Блокчейн», интегрированной системы
планирования цепи поставок, экосистему цифровых двойников (Digital Twin), а также
цифровую платформу контроля и мониторинга событий в цепи поставок (Supply Chain Control
Tower).
3
СТР.
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
Цифровой фреймворк: к методологии цифровой трансформации цепей поставок
Digital Framework: Toward a Digital Supply Chain Transformation Methodology
СЕРГЕЕВ В.И.
д.э.н., профессор
Кафедра управления цепями поставок, Национальный
исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
SERGEEV V.I.
Doctor of Еc.Sc., Professor
Supply chain management department
vsergeev@hse.ru
National Research University Higher School of Economics
СЕРГЕЕВ И.В.
к.э.н, доцент
Кафедра информационных систем и технологий в логистике,
Национальный исследовательский университет
«Высшая Школа Экономики»
SERGEEV I.V.
Cand. of Еc.Sc., Associate Professor
isergeev@hse.ru
Department of information systems and technologies in logistics
National Research University Higher School of Economics
Ключевые слова: фреймворк, цифровая трансформация, методология, цифровой двойник, блокчейн, Multi Party Network
Keywords: framework, digital transformation, methodology, digital twin, blockchain, Multi Party Network
ABSTRACT
The article considers problems of supply chain digital transformation. A framework for
supply chain digital transformation consisting of four basic elements is proposed: digitalization
of customer experience, digitalization of products and services, digitalization of operations
/ processes, digital transformation of a company / supply chain. The content (functional)
structure of four frame blocks is defined and the main components (systems, technologies)
that make up the digital content of the framework are described in detail.
The authors created a diagram (algorithm) of the supply chain digitalization process that
includes three main stages: awareness of the need for digitalization, digital vision and strategy,
a digital chain transformation technique as such.
The process of supply chain digital transformation itself includes a number of design decisions
related to the formation of a communication network structure (Multi Party Network),
in particular, using Blockchain technology, an integrated supply chain planning system, the
Digital Twin ecosystem, as well as a digital platform control and monitoring of events in the
supply chain (Supply Chain Control Tower).
Масштабная цифровизация, которая затронула не только практически все отрасли экономики нашей страны, но и социальную
сферу, нуждается, на наш взгляд, в определенном осмыслении с позиций развития ее методологической основы,
построения адекватного «каркаса» (программной платформы), позволяющего системно подойти к проблематике
цифровых преобразований. То, что происходит сегодня с цифровой трансформацией отдельных процессов/операций, бизнес-единиц,
предприятий, организаций и в целом цепей поставок в промышленности, торговле, сфере услуг, нельзя назвать
иначе, как «цифровой хаос».
ПОДПИСКА
Индекс
Каталог «Урал-пресс»
http://www.ural-press.ru/
• Печатная версия
Объединенный каталог
«Пресса России.
Газеты и журналы»
https://www.pressa-rf.ru/
• Электронная версия
• Печатная версия
2
20797 Index
SUBSCRIPTION
«Пресса По Подписке»
https://www.akc.ru/
• Электронная версия
• Печатная версия
Интернет-каталог
«Российская периодика»
http://www.arpk.org/
• Печатная версия
РУКОНТ http://lib.rucont.ru
• Электронная версия
ЛОГИСТИКА и управление цепями поставок
Практически в любой цепи поставок сегодня применяется масса цифровых технологий, но решения по цифровизации
выглядят скорее спонтанными, подверженными сиюминутным интересам или вызовам, чем стратегически выверенными.
Кроме того, зачастую, возможности применяемых цифровых технологий/инструментов используются далеко не в
полной мере, что обусловлено или недостаточным уровнем знаний и компетенций персонала, или сложностью технической/программной
реализации.
В то же время сама методология цифровой трансформации, особенно применительно к логистике и управлению цепями
поставок (УЦП), разработана недостаточно, несмотря на имеющиеся работы зарубежных и отечественных специалистов
в данной области [Дыбская, Сергеев и Сергеев, 2019; Дыбская и Сергеев, 2018; Сергеев 2017, Сергеев И.В., 2019; McKinsey,
Capgemini, 2019, BearingPoint, 2016]. В частности, относительно редко используется проверенный международной практикой
методологический подход на основе SCOR-модели [Дыбская, Сергеев и Сергеев, 2019; Сергеев, 2014; Сергеев И.В.,
2019].
Анализируя передовые цифровые разработки в различных отраслях, например, производство товаров широкого потребления
(в частности, бытовой техники и электроники), розничная торговля, химическая промышленность, банковская сфера,
логистика и др., можно обнаружить ряд общих элементов, которые в совокупности образуют своеобразный каркас (фреймворк)
цифровой трансформации соответствующих цепей поставок. Фреймворк цифровой трансформации цепи поставок составляют
четыре базовых элемента, реализуемых последовательно (Рис. 1): цифровизация опыта клиентов, цифровизация продуктов
и услуг, цифровизация операций/процессов, цифровая трансформация компании/цепи поставок.
Не все элементы (Рис. 1) будут актуальны для цепи поставок каждой отрасли, поэтому для конкретного рынка и компании,
фреймворк должен быть адаптирован для обеспечения надлежащего эффекта. Например, не каждая цепь поставок
готова вести свой бизнес в соответствии с методологией Agile Supply Chain. При использовании предлагаемой структуры
важно установить приоритеты и определить наиболее перспективные направления цифровизации.
Укрупненно содержательная часть 4-х фрейм-блоков (Рис.1) представлена в Таблице 1.
Цифровое преобразование цепи поставок, как правило, начинается с клиента. При этом встают важные вопросы: как
лучше узнать (идентифицировать) клиентов, как повысить уровень их обслуживания и лояльности. Затем оно распространяется
на две области: оцифровка продуктов/услуг и базовых процессов (операций). Далее синтезируется собственно
цифровая структура цепи поставок, включающая отдельные цифровые двойники предприятий-контрагентов
цепи (Рис.1).
ЛОГИСТИКА и управление цепями поставок
3
▲
▲▲▲
▲ ▲
Стр.2