Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611746)
Контекстум

Разговор двух разговоров

0   0
Первый авторКржижановский Сигизмунд Доминикович
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID6960
Аннотация- .потому что, если мышление - это разговор с самим собой, то то, что произошло меж нами - разговор двух разговоров.
Кому рекомендованоРассказы
Кржижановский, С.Д. Разговор двух разговоров : Рассказ / С.Д. Кржижановский .— : [Б.и.], 1931 .— 6 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/6960 (дата обращения: 17.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сигизмунд КРЖИЖАНОВСКИЙ РАЗГОВОР ДВУХ РАЗГОВОРОВ На небе белые паруса облаков. <...> Важно одно, чтобы совершалось овеществление идеи, объективное её бытие, а не шмыгание мысли в камере одиночного заключения, под макушкой, в голове. <...> Можно, наконец, организовать подачу идей наподобие света, распределяемого по лампочкам ли, по головам ли из центральной станции. <...> Идеология не должна поступать с идеями, как мысль с рефлексами, потому что, если начать тормозить торможение, то... <...> Я требую, чтобы мне возвратили все, национализированные у меня, шестьдесят четыре модуса силлогизма. <...> И если мне возразят, что из них логически осуществимо лишь девятнадцать, всё равно, отдайте и остальные, так как без них не осуществится искусство, которое ведь всё из неосуществимых силлогизмов. <...> И благородное искусство силлогизма будет искажено и утратит свой строгий контур. <...> Горечавка -- это такая скромная в блеклом цветневом уборе травка, обычно затеривающаяся в толпах луговых стеблей; некоторые разновидности её цветут в досенокосные месяцы, другие много позже, но есть и такая разновидность горечавки (о ней-то и речь), которая имеет смелость цвести как раз в сенокосную пору, так что все её попытки пропылиться летучей пыльцой в будущее попадают под лезвия кос. <...> Ещё горсть годов, и только старые ботанические атласы будут хранить изображение покойной горечавки. <...> А вы плачетесь о какой-то там горечавке. <...> -- Нет, теперь я думаю о лезвиях кос, занесённых над днями. <...> И тут-то и начинается борьба: сущность схемы, идеограммы, в её способности к непрерывному и бесконечному совершенствованию, внутреннему самообогащению. <...> Не потому ли ей всегда по пути с капиталом, который, по определению Зомберта, есть непрерывное разрастание ради самого разрастания. <...> Она прогоняет их медяками, переняв у рук искусство работать, машина эмансипируется и работает без рабочих. <...> Весьма редкий у зрелого Кржижановского <...>
Разговор_двух_разговоров.pdf
Сигизмунд КРЖИЖАНОВСКИЙ РАЗГОВОР ДВУХ РАЗГОВОРОВ На небе белые паруса облаков. Над морем ни всплеска. Вдоль широко распахнувшегося в безволньи пляжа -- пёстрые грибы зонтиков, кое-где по раскалу камешков -- простыня и сотни и сотни голых пяток, уставившихся в море. Двое лежали шагах в десяти друг от друга. Один был почти кофейного цвета -- другой цвета жидкого чая с молоком; первый поворачивался с живота на спину и обратно движением жирного дельфина, играющего на волне, -- второй беспокойно ёрзал на потных камнях, то и дело отдёргивая жёлтую клавиатуру рёбер от желтопалого солнца. Когда коричневый лежал на правом боку, белый -- на левом, и глаза их были врозь друг от друга. Когда белый перевернулся на спину, коричневый уже впластался грудью и носом в песок. Наконец белый перекатился на правое плечо, коричневый привстал, ладонями -- в землю, глаза их встретились, и оба протянули: -- А-а. -- Кто сказал "а", -- улыбнулся белый -- должен сказать и "б". Благодать. Ну, поскольку вы под цвет вашему письменному столу, то ясно, что вы с ним не видались недели три, а то и больше, а я вот только-только смыл с себя поездную копоть и созерцаю. Пожалуй, даже миросозерцаю потому, что там, в Москве, пространство, так сказать, по карточкам; вместо неба -- потолок, даль отрезана стеной и вообще всё изрублено стенами и перегородками, а взамен солнца двадцатипятисвечная лампочка -- не угодно ли? Чрезвычайно трудно не усомниться, что за этим крошевом из пространства есть где-то и настоящее, за горизонт перехлёстывающее пространство, классическая протяжённость, одним словом, _мир_. Коричневые лопатки шевельнулись: -- Да, как подумаю, что скоро опять, вместо всплесков моря, тявканье трамвайных звонков, сточные ямы улиц, и что на столе тебя дожидается беременный портфель... Жёлтые рёбра дёрнулись от смеха: -- Вот именно: мы перекладываем мысли из головы в портфель, и когда голова пуста, а портфель полон, то это и называется... -- Угадываю. Это правда, растекаться мыслью по древу теперь, когда и древа-то эти срублены, и жизнь насаждается заново, нам нет времени. Да и сама эта "мысль", как доказал кажется некий палеограф, оказалась "мысью", грызуном, вредителем. С ней тоже надо не без осторожности. А брюхатость наших портфелей почтенна. И после, это -- фетишизм. Если тебе взвалили на плечи столько работы, что голове приходится потесниться -- ну, там, на время -- не вижу в этом ничего постыдного. Помню, в последнюю командировку занесло меня (в Париже это было) в Сорбонну. Как войти, первая слева фреска, Пюи-де-Шаванновская; кажется: святой какой-то идёт по стене и перед собой, как фонарь, на вытянутых руках несёт свою же голову. Я, помню, тогда ещё подумал: молодец, не всё ли ему равно, как носить своё мышление -- на плечах, там, под локтем, или... Важно одно, чтобы совершалось овеществление идеи, объективное её бытие, а не шмыгание мысли в камере одиночного заключения, под макушкой, в голове. Творчество новой жизни... -- Тварчество. -- Как? -- Я говорю: тварчество. Мысль должна идти на мышление, как рыба на крючок. Вы хотите шутку Клеопатры, приказавшей привязать к удочке Антония, к концу его лесы копчёную сельдь -- превратить в архисерьёзную и массовую систему рыболовства. Нет. Ум вправе рассчитывать на более остроумное с собой
Стр.1