ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
НОРМАТИВНОПРАВОВЫЕ
АКТЫ
ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ГОРОДА СУРГУТА
СБОРНИК
Сургут
2012
1
Стр.1
ББК 74.202.42(2Рос-6Хан-2Сургут)к124я43
УДК 376.2(571.122)(094)(08)
М 90
Рецензент:
Сургутского государственного педагогического университета
Капустина Наталья Геннадьевна,
кандидат психологических наук
Муниципальные нормативно-правовые акты по инклюМ
90
зивному образованию : сборник нормативно-правовых документов
города Сургута / сост. : О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки,
Н.П. Рассказова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2012. – 101 с.
ISBN 978-5-93190-290-6
В сборнике представлены нормативные документы города
Сургута, регламентирующие организацию интегрированного
и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Предназначен студентам педагогических специальностей,
специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам,
учителям-логопедам, психологам), работающим с детьми
с особыми образовательными потребностями, а также их
родителям.
ББК 74.202.42(2Рос-6Хан-2Сургут)к124я43
УДК 376.2(571.122)(094)(08)
ISBN 978-5-93190-290-6
2
Сургутский государственный
педагогический университет, 2012
Стр.2
Введение
Современная социальная политика Российской Федерации ориентирована
на расширение доступности и повышение качества образования,
предоставление возможности получения образования всем
желающим, независимо от уровня психофизического здоровья, социально-экономического
статуса, этнической и религиозной принадлежности.
Особое место в социальной политике занимают проблемы образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного
общего и профессионального образования является одним
из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими
международными документами в области образования,
предусматривает принцип равных прав на образование для лиц
с ограниченными возможностями здоровья. Гарантии прав данной категории
детей на получение образования закреплены в Конституции
РФ, Федеральных Законах РФ: от 10.07.1992 № 3266 1 «Об образовании»,
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»; от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации».
Основной задачей в области реализации прав на образование детей
с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание
условий для получения образования всеми детьми указанной категории
с учетом их психофизических особенностей.
3
Стр.3
Приоритетным направлением этой деятельности является максимально
раннее выявление недостатков в развитии детей и организация
коррекционно-развивающей работы Выявление детей с ограниченными
возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования,
подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической
помощи и определение форм их дальнейшего обучения
и воспитания, осуществляют психолого-медико-педагогические
комиссии. Законодательную основу их деятельности составляют ст. 50
Закона РФ «Об образовании», ст. 14 Федерального закона «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
и Положение о психолого-медико-педагогической комиссии,
утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2009
№ 95. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической
помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию
основных недостатков в развитии ребенка и таким образом
подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Второе важнейшее направление деятельности по реализации прав на
образование детей с ограниченными возможностями здоровья ― создание
вариативных условий для получения образования детьми, имеющими
различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода
в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
дифференцированное обучение детей с нарушениями речи,
слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой
психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях
I―VIII видов;
интегрированное обучение детей в специальных классах
(группах) в общеобразовательных учреждениях;
инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными
потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Дифференцированная система специального коррекционного образования,
созданная в России в 60―70-е гг. XX века, представляет
собой четкую технологию работы с тем или иным нарушением. Данная
система, обоснованная теоретически и методологически, многократно
оправдала себя на практике. Однако она дает слабую социальную
адаптацию ребенка в реальном мире. Научная и педагогическая практика
убедительно показали, что ребенок с ограниченными возможностями
здоровья, с младенчества включенный в сообщество здоровых
сверстников, воспитываясь и обучаясь вместе с ними, достигает более
высокого уровня социализации.
4
Стр.4
На современном этапе развития образования инклюзивное, интегрированное
обучение в образовательных учреждениях является приоритетной
формой организации образовательного процесса для лиц
с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях общего
образования. Интеграция и инклюзия признаются как закономерные
этапы развития системы образования, логически продолжающими и не
противоречащими друг другу, поскольку и в том и в другом случае
речь идёт о расширении доступа к образованию и включении ребёнка
с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный
процесс.
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья
на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию регламентирована
в типовых положениях: о дошкольном образовательном учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666);
об образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства
РФ от 19.03.2001 № 196); о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от
12.03.1997 № 288).
Еще одно важное направление деятельности связано с совершенствованием
системы требований к содержанию образования детей с
ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время разработан
проект нового Закона об образовании, Закона о специальном образовании,
проект специального федерального государственного стандарта
обучения детей с ограниченными возможностями, осуществляется
разработка образовательных программ и учебных планов.
В условиях недостаточности общегосударственных институциональных
основ инклюзивного образования становится особенно актуальной
разработка организационно-методических моделей инклюзивного
образования, а также обобщение и диссеминация регионального
опыта продвижения инклюзивного образования.
В Ханты-Мансийском автономном округе ― Югре введение интегрированной
и инклюзивной формы обучения и воспитания детей с
детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как
высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации
права человека на получение качественного образования в
соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его
здоровью среде по месту жительства.
В Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского
автономного округа ― Югры до 2020 года и проекте закона
ХМАО ― Югры «О специальном (коррекционном) образовании в Хан5
Стр.5
ты-Мансийском автономном округе ― Югре» выделены следующие
задачи, направленные на обеспечение равных прав на образование детей
с детей с ограниченными возможностями здоровья:
обеспечение доступности качественного общего образования
детей независимо от социального положения и места жительства;
создание системы ранней диагностики;
обеспечение непрерывного сопровождения детей с учетом их
особенностей, индивидуальных потребностей и способностей;
адаптация системы образования для профессиональной подготовки
учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с данными задачами определены следующие направления
деятельности:
обеспечение безбарьерной среды и условий распределенного
доступа к образовательным ресурсам;
организация ранней диагностики детей для последующего непрерывного
психолого-медико-педагогического сопровождения;
внедрение адаптивных моделей образования детей с ограниченными
возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных
маршрутов;
разработка и внедрение индивидуальных программ психологопедагогического
сопровождения каждого школьника, внедрение инновационных
технологий развития и сопровождения ребенка;
внедрение установленных федеральных государственных образовательных
стандартов для каждой категории детей с ограниченными
возможностями здоровья, предусматривающих необходимые
достижения как в сфере образования, так и в жизненной компетенции;
создание системы взаимодействия с семьей для оказания компетентной
помощи ребенку;
подготовка педагогов-тьюторов, владеющих дистанционными
технологиями и специальными методиками обучения.
создание условий для интеграции (инклюзии) обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных
образовательных учреждениях.
создание системы интегрированного (инклюзивного) школьного
образования, включая в качестве ее элементов индивидуальное,
надомное, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями
здоровья.
В городе Сургуте обучение и воспитание детей с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется по двум направлениям: дифференцированное
обучение в специальных (коррекционных) общеоб6
Стр.6
разовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования
и науки Ханты-Мансийского автономного округа ― Югры и
интегрированное обучение в специальных (коррекционных) классах
(дошкольных группах) муниципальных общеобразовательных учреждений,
а также формируется опыт инклюзивного образования.
Границу возможности обучаться системе общего или специального
образования определяет городская психолого-медико-педагогическая
комиссия (ПМПк) как организационная структура призванная
диагностировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее
развитие и определять образовательный маршрут, соответствующий
уровню развития ребенка и его потенциальным возможностям.
Право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение
образования закреплено в нормативно-правовых актах Администрации
города Сургута, документах Департамента образования
Администрации г. Сургута и локальных актах муниципальных общеобразовательных
учреждений.
Понимание инклюзивного образования как возможность включения
всех детей в общую систему образования, несмотря на их субъективные
особенности, нашло отражение в долгосрочной целевой программе
«Доступная среда города Сургута на 2012―2015 годы»
(утверждена Постановлением Администрации г. Сургута ХМАО ―
Югры от 02 сентября 2011 г. № 5768). Цель программы ― создание
организационных механизмов для формирования к 2016 году условий,
обеспечивающих улучшение качества жизни инвалидов и повышение
общего уровня комфорта городской среды во всех сферах жизнедеятельности
людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним
из направлений Программы является доступность образовательных
услуг обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая, что на сегодняшний день как на государственном, так
и на региональном и муниципальных уровнях недостаточно разработана
нормативная база инклюзивного образования, сотрудниками научной
лаборатории Инновационных образовательных технологий и
преподавателями кафедры педагогического и специального образования
факультета психологии и педагогики Сургутского государственного
педагогического университета разработан проект «Инклюзивное
образование детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной
системе образования города Сургута», осуществляется разработка
Концепции инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья в муниципальной системе образования
города Сургута.
7
Стр.7
Внедрение инклюзивного образования в общую систему образования
города Сургута позволит расширить охват нуждающихся детей
необходимой им специальной педагогической помощью, создать возможности
для их социальной адаптации. Выпускник, имеющий,
имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как
полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям
с окружающими людьми и продуктивной деятельности.
С
этих позиций инклюзивное образование выступает как наиболее
эффективное средство достижения конечной цели в том случае,
если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие
получить качественное образование, коррекционную помощь,
трудовую подготовку.
В данном сборнике представлены долгосрочная целевая программа
«Доступная среда города Сургута на 2012―2015 годы», проект
«Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями
здоровья в муниципальной системе образования города Сургута»,
а также положения, регламентирующие организацию обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных
образовательных учреждениях г. Сургута: положения о специальных
(коррекционных) классах VII вида для детей с задержкой
психического развития, о классах компенсирующего обучения, о группе
для детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном
учреждении, о логопедическом пункте муниципального
дошкольного образовательного учреждения, о логопедическом пункте
муниципального общеобразовательного учреждения г. Сургута.
Сборник предназначен студентам педагогических специальностей,
практическим специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам,
учителям-логопедам, психологам), работающим
с детьми с особыми образовательными потребностями, а также их
родителям.
8
Стр.8