Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Муниципальные нормативно-правовые акты по инклюзивному образованию (220,00 руб.)

0   0
АвторыБогатая Ольга Фёдоровна, Павалаки Ирина Фёдоровна, Рассказова Наталья Петровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц102
ID694818
АннотацияВ сборнике представлены нормативные документы города Сургута, регламентирующие организацию интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Предназначен студентам педагогических специальностей, специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам, учителям-логопедам, психологам), работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, а также их родителям.
ISBN978-5-93190-290-6
Муниципальные нормативно-правовые акты по инклюзивному образованию : сборник норм.-правовых док. г. Сургута / О. Ф. Богатая, И. Ф. Павалаки, Н. П. Рассказова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2012 .— 102 с. — ISBN 978-5-93190-290-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/694818 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Муниципальные_нормативно-правовые_акты_по_инклюзивному_образованию.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНОПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ГОРОДА СУРГУТА СБОРНИК Сургут 2012 1
Стр.1
ББК 74.202.42(2Рос-6Хан-2Сургут)к124я43 УДК 376.2(571.122)(094)(08) М 90 Рецензент: Сургутского государственного педагогического университета Капустина Наталья Геннадьевна, кандидат психологических наук Муниципальные нормативно-правовые акты по инклюМ 90 зивному образованию : сборник нормативно-правовых документов города Сургута / сост. : О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2012. – 101 с. ISBN 978-5-93190-290-6 В сборнике представлены нормативные документы города Сургута, регламентирующие организацию интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Предназначен студентам педагогических специальностей, специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам, учителям-логопедам, психологам), работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, а также их родителям. ББК 74.202.42(2Рос-6Хан-2Сургут)к124я43 УДК 376.2(571.122)(094)(08) ISBN 978-5-93190-290-6 2  Сургутский государственный педагогический университет, 2012
Стр.2
Введение Современная социальная политика Российской Федерации ориентирована на расширение доступности и повышение качества образования, предоставление возможности получения образования всем желающим, независимо от уровня психофизического здоровья, социально-экономического статуса, этнической и религиозной принадлежности. Особое место в социальной политике занимают проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Гарантии прав данной категории детей на получение образования закреплены в Конституции РФ, Федеральных Законах РФ: от 10.07.1992 № 3266 1 «Об образовании», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Основной задачей в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. 3
Стр.3
Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционно-развивающей работы Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования, подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи и определение форм их дальнейшего обучения и воспитания, осуществляют психолого-медико-педагогические комиссии. Законодательную основу их деятельности составляют ст. 50 Закона РФ «Об образовании», ст. 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении. Второе важнейшее направление деятельности по реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья ― создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:  дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I―VIII видов;  интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;  инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. Дифференцированная система специального коррекционного образования, созданная в России в 60―70-е гг. XX века, представляет собой четкую технологию работы с тем или иным нарушением. Данная система, обоснованная теоретически и методологически, многократно оправдала себя на практике. Однако она дает слабую социальную адаптацию ребенка в реальном мире. Научная и педагогическая практика убедительно показали, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья, с младенчества включенный в сообщество здоровых сверстников, воспитываясь и обучаясь вместе с ними, достигает более высокого уровня социализации. 4
Стр.4
На современном этапе развития образования инклюзивное, интегрированное обучение в образовательных учреждениях является приоритетной формой организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях общего образования. Интеграция и инклюзия признаются как закономерные этапы развития системы образования, логически продолжающими и не противоречащими друг другу, поскольку и в том и в другом случае речь идёт о расширении доступа к образованию и включении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс. Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию регламентирована в типовых положениях: о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666); об образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196); о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288). Еще одно важное направление деятельности связано с совершенствованием системы требований к содержанию образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время разработан проект нового Закона об образовании, Закона о специальном образовании, проект специального федерального государственного стандарта обучения детей с ограниченными возможностями, осуществляется разработка образовательных программ и учебных планов. В условиях недостаточности общегосударственных институциональных основ инклюзивного образования становится особенно актуальной разработка организационно-методических моделей инклюзивного образования, а также обобщение и диссеминация регионального опыта продвижения инклюзивного образования. В Ханты-Мансийском автономном округе ― Югре введение интегрированной и инклюзивной формы обучения и воспитания детей с детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства. В Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа ― Югры до 2020 года и проекте закона ХМАО ― Югры «О специальном (коррекционном) образовании в Хан5
Стр.5
ты-Мансийском автономном округе ― Югре» выделены следующие задачи, направленные на обеспечение равных прав на образование детей с детей с ограниченными возможностями здоровья:  обеспечение доступности качественного общего образования детей независимо от социального положения и места жительства;  создание системы ранней диагностики;  обеспечение непрерывного сопровождения детей с учетом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей;  адаптация системы образования для профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с данными задачами определены следующие направления деятельности:  обеспечение безбарьерной среды и условий распределенного доступа к образовательным ресурсам;  организация ранней диагностики детей для последующего непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения;  внедрение адаптивных моделей образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных маршрутов;  разработка и внедрение индивидуальных программ психологопедагогического сопровождения каждого школьника, внедрение инновационных технологий развития и сопровождения ребенка;  внедрение установленных федеральных государственных образовательных стандартов для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающих необходимые достижения как в сфере образования, так и в жизненной компетенции;  создание системы взаимодействия с семьей для оказания компетентной помощи ребенку;  подготовка педагогов-тьюторов, владеющих дистанционными технологиями и специальными методиками обучения.  создание условий для интеграции (инклюзии) обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.  создание системы интегрированного (инклюзивного) школьного образования, включая в качестве ее элементов индивидуальное, надомное, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. В городе Сургуте обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по двум направлениям: дифференцированное обучение в специальных (коррекционных) общеоб6
Стр.6
разовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа ― Югры и интегрированное обучение в специальных (коррекционных) классах (дошкольных группах) муниципальных общеобразовательных учреждений, а также формируется опыт инклюзивного образования. Границу возможности обучаться системе общего или специального образования определяет городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПк) как организационная структура призванная диагностировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие и определять образовательный маршрут, соответствующий уровню развития ребенка и его потенциальным возможностям. Право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплено в нормативно-правовых актах Администрации города Сургута, документах Департамента образования Администрации г. Сургута и локальных актах муниципальных общеобразовательных учреждений. Понимание инклюзивного образования как возможность включения всех детей в общую систему образования, несмотря на их субъективные особенности, нашло отражение в долгосрочной целевой программе «Доступная среда города Сургута на 2012―2015 годы» (утверждена Постановлением Администрации г. Сургута ХМАО ― Югры от 02 сентября 2011 г. № 5768). Цель программы ― создание организационных механизмов для формирования к 2016 году условий, обеспечивающих улучшение качества жизни инвалидов и повышение общего уровня комфорта городской среды во всех сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из направлений Программы является доступность образовательных услуг обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая, что на сегодняшний день как на государственном, так и на региональном и муниципальных уровнях недостаточно разработана нормативная база инклюзивного образования, сотрудниками научной лаборатории Инновационных образовательных технологий и преподавателями кафедры педагогического и специального образования факультета психологии и педагогики Сургутского государственного педагогического университета разработан проект «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования города Сургута», осуществляется разработка Концепции инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования города Сургута. 7
Стр.7
Внедрение инклюзивного образования в общую систему образования города Сургута позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью, создать возможности для их социальной адаптации. Выпускник, имеющий, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. С этих позиций инклюзивное образование выступает как наиболее эффективное средство достижения конечной цели в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку. В данном сборнике представлены долгосрочная целевая программа «Доступная среда города Сургута на 2012―2015 годы», проект «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования города Сургута», а также положения, регламентирующие организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях г. Сургута: положения о специальных (коррекционных) классах VII вида для детей с задержкой психического развития, о классах компенсирующего обучения, о группе для детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, о логопедическом пункте муниципального дошкольного образовательного учреждения, о логопедическом пункте муниципального общеобразовательного учреждения г. Сургута. Сборник предназначен студентам педагогических специальностей, практическим специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам, учителям-логопедам, психологам), работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, а также их родителям. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.