Серия «Учебные издания для бакалавров»
Н. А. Нартов, О. А. Рыхлов,
В. Н. Нартов
СОЦИОЛОГИЯ
Учебник
6-е издание,
переработанное и дополненное
Рекомендовано уполномоченным учреждением
Министерства образования и науки РФ —
Государственным университетом управления
в качестве учебника для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлениям
подготовки «Экономика», «Менеджмент»,
«Государственное и муниципальное управление»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Регистрационный номер рецензии 392 от 19 сентября 2014 г.
(Федеральный институт развития образования)
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»
2015
Москва
1
Стр.1
УДК 31.6
ББК 60.5
Н30
Рецензенты:
В. Б. Коробов — доктор социологических наук, профессор, начальник
кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии
управления МВД РФ;
Э. В. Островский — кандидат исторических наук, профессор.
Н30
Нартов Н. А.
Социология: Учебник для бакалавров / Н. А. Нартов,
О. А. Рыхлов, В. Н. Нартов. — 6-е изд., перераб.
и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков
и К°», 2015. — 544 с.
ISBN 978-5-394-02450-4
В учебнике рассмотрены теоретические основы социологии
как науки, ее объект, предмет, структура, уровни социологического
знания, функции. Освещены направления современной западной
и отечественной социологической мысли, дана характеристика
социальных движений, социального неравенства, формирования
мировой системы, показано место России в мировом (глобальном)
сообществе. Дается аргументированный анализ и изложение
наиболее важных специальных социологических теорий: социальной
структуры общества, социологии культуры, семьи. Особое внимание
уделяется проблемам межнациональных отношений, чрезвычайно
важных в наши дни. Обстоятельно рассмотрены вопросы
социализации личности и политической социологии.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям
подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и
муниципальное управление», а также тех, кто интересуется вопросами
социологии.
ISBN 978-5-394-02450-4
2
© Нартов Н. А., Рыхлов О. А.,
Нартов В. Н., 2014
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Раздел I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 1. История становления социальной мысли . . . . . . . . . . . . . . .9
1.1. Социальная мысль Древнего мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.2. Социальная мысль Античности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3. Социальная мысль Средневековья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.4. Гуманистические воззрения эпохи Возрождения . . . . . 18
1.5. Социальные доктрины Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.6. Социально-философская мысль французских
просветителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.7. Социологические взгляды немецких философов . . . . . . 24
1.8. Русская социальная философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Глава 2. Социология как наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.1. Объект и предмет социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2.2. Структура и уровни социологического знания . . . . . . . . 42
2.3. Функции социологии как науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Глава 3. Классические социологические теории Западной
Европы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
3.1. Теория позитивизма О. Конта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
3.2. Эволюционно-органическая социология
Г. Спенсера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.3. Учение о социальном реализме Э. Дюркгейма . . . . . . . . . 72
3.4. Понимающая социология М. Вебера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
3.5. Социология марксизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Глава 4. Развитие социологии в России
(вторая половина XIX — начало ХХ в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
4.1. Специфические черты русской социологии . . . . . . . . . . . 94
4.2. Теории анархизма М. Бакунина и П. А. Кропоткина . . . . 97
4.3. Субъективная социология П. Л. Лаврова
и Н. К. Михайловского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
4.4. Психологическая школа в русской социологии . . . . . . . 106
4.5. Теория плюрализма М. М. Ковалевского . . . . . . . . . . . . . . 111
4.6. Легальный марксизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
4.7. Интегральная социология П. А. Сорокина. . . . . . . . . . . . . 119
3
Стр.3
Глава 5. Основные направления современной западной
социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
5.1. Неопозитивизм — одно из течений западной
социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
5.2. Структурно-функциональный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . 134
5.3. Теория социальных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
5.4. Символический интеракционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
5.5. Тенденции развития социологического знания . . . . . . . 141
Глава 6. Современная российская социологическая мысль . . . . 146
6.1. Системный кризис российской социологии . . . . . . . . . . . 147
6.2. Коммерциализация социологии в России . . . . . . . . . . . . . 151
6.3. Течения в современной российской социологии . . . . . . 154
Раздел II. ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Глава 7. Общество как система. Социальные общности . . . . . . 163
7.1. Общество и социальное взаимодействие . . . . . . . . . . . . . . 164
7.2. Цивилизационный подход в исследовании
общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
7.3. Социальные группы и общности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
7.4. Социальная общность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Глава 8. Социальные движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
8.1. Социальные движения и их причины . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
8.2. Типология социальных движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
8.3. Стадии становления социальных движений . . . . . . . . . . 198
Глава 9. Социальное неравенство, стратификация
и социальная мобильность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
9.1. Социальное неравенство: его показатели
и проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
9.2. Классовая структура общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
9.3. Сословия и классы в России, СССР, РФ . . . . . . . . . . . . . . 214
9.4. Социальная стратификация и типы
стратификационных систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
9.5. Социальная мобильность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
9.6. Социальный статус индивида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Глава 10. Этнические общности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
10.1. Этнос как социальная общность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
10.2. Русский этнос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
10.3. Этносоциальные процессы и закономерности . . . . . . . 242
4
Стр.4
Глава 11. Социальные институты и организации . . . . . . . . . . . . . 257
11.1. Социальные институты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
11.2. Социальные организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Глава 12. Культура как социальная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
12.1. Эволюция представлений о культуре
и социокультурная ситуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
12.2. Культура как сложное динамическое образование.
Основные составляющие культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
12.3. Культура как объект социологического
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
12.4. Соотношение национального и общечеловеческого . . . 305
12.5. Идеология и культура. Массовая культура . . . . . . . . . 309
Глава 13. Семья: социальный институт и малая группа . . . . . 313
13.1. Семья — ячейка общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
13.2. Семья и брак: этапы становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
13.3. Институт брака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
13.4. Типология семейно-брачных отношений . . . . . . . . . . . . 324
13.5. Жизненный цикл семьи и ее функции . . . . . . . . . . . . . . . 330
13.6. Роль семьи в социализации личности . . . . . . . . . . . . . . . . 340
Глава 14. Личность как социальный тип . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
14.1. Понятие личности в социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
14.2. Социальные статусы и роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
14.3. Основные концепции личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
14.4. Этапы социализации личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
14.5. Сущность и типология девиантного поведения . . . . . . 368
Глава 15. Социология экономических, трудовых
отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
15.1. Предмет экономической социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
15.2. Виды социальных механизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
15.3. Труд и его мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
15.4. Трудовой коллектив и конфликты в нем . . . . . . . . . . . . 387
15.5. Социология рынка труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
Глава 16. Общественное мнение: механизм формирования,
функции, проблемы изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
16.1. Феномен “общественное мнение”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
16.2. Структура, сущность и содержание
общественного мнения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
16.3. Функции общественного мнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
5
Стр.5
Глава 17. Социология города и деревни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
17.1. Система расселения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
17.2. Специфика функционирования города . . . . . . . . . . . . . . 420
17.3. Проблемы развития современной деревни . . . . . . . . . . 427
Глава 18. Социальные изменения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
18.1. Перемены в обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
18.2. Социальные революции и реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
18.3. Критерии и признаки общественного прогресса . . . . 454
Глава 19. Формирование мировой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459
19.1. Мировая система и процессы глобализации . . . . . . . . . 459
19.2. Глобальный мир по-американски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464
19.3. Альтернативные теории глобализации мира . . . . . . . . 466
19.4. Место России в глобальном сообществе. . . . . . . . . . . . . . 473
Раздел III. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . 477
Глава 20. Социологическое исследование:
понятие и виды, программа и выборка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477
20.1. Виды социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . 477
20.2. Программа социологического исследования . . . . . . . . . 483
20.3. Применение выборочного метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 487
20.4. Рабочий план социологического исследования . . . . . . 491
Глава 21. Методы социологического исследования . . . . . . . . . . . 493
21.1. Анкетный опрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
21.2. Интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 498
21.3. Наблюдение. Эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505
21.4. Анализ документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 509
Глава 22. Анализ эмпирических данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515
22.1. Этапы проведения анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515
22.2. Структура отчета социологического исследования . . . 523
ВАЖНЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
И ТЕРМИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 542
6
Стр.6