Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Социология (200,00 руб.)

0   0
Первый авторНартов Н. А.
АвторыРыхлов О. А., Нартов В. Н.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц544
ID689459
АннотацияВ учебнике рассмотрены теоретические основы социологии как науки, ее объект, предмет, структура, уровни социологического знания, функции. Освещены направления современной западной и отечественной социологической мысли, дана характеристика социальных движений, социального неравенства, формирования мировой системы, показано место России в мировом (глобальном) сообществе. Дается аргументированный анализ и изложение наиболее важных специальных социологических теорий: социальной структуры общества, социологии культуры, семьи. Особое внимание уделяется проблемам межнациональных отношений, чрезвычайно важных в наши дни. Обстоятельно рассмотрены вопросы социализации личности и политической социологии.
Кем рекомендованоУполномоченным учреждением Министерства образования и науки РФ — Государственным университетом управления в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», а также тех, кто интересуется вопросами социологии.
ISBN978-5-394-02450-4
УДК316(075.8)
ББК60.5я73
Нартов, Н.А. Социология : учебник / О.А. Рыхлов, В.Н. Нартов; Н.А. Нартов .— 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2015 .— 544 с. — (Учебные издания для бакалавров) .— ISBN 978-5-394-02450-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/689459 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социология_Учебник_для_бакалавров,_6-е_изд._перераб._и_доп..pdf
Серия «Учебные издания для бакалавров» Н. А. Нартов, О. А. Рыхлов, В. Н. Нартов СОЦИОЛОГИЯ Учебник 6-е издание, переработанное и дополненное Рекомендовано уполномоченным учреждением Министерства образования и науки РФ — Государственным университетом управления в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр») Регистрационный номер рецензии 392 от 19 сентября 2014 г. (Федеральный институт развития образования) Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 2015 Москва 1
Стр.1
УДК 31.6 ББК 60.5 Н30 Рецензенты: В. Б. Коробов — доктор социологических наук, профессор, начальник кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД РФ; Э. В. Островский — кандидат исторических наук, профессор. Н30 Нартов Н. А. Социология: Учебник для бакалавров / Н. А. Нартов, О. А. Рыхлов, В. Н. Нартов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 544 с. ISBN 978-5-394-02450-4 В учебнике рассмотрены теоретические основы социологии как науки, ее объект, предмет, структура, уровни социологического знания, функции. Освещены направления современной западной и отечественной социологической мысли, дана характеристика социальных движений, социального неравенства, формирования мировой системы, показано место России в мировом (глобальном) сообществе. Дается аргументированный анализ и изложение наиболее важных специальных социологических теорий: социальной структуры общества, социологии культуры, семьи. Особое внимание уделяется проблемам межнациональных отношений, чрезвычайно важных в наши дни. Обстоятельно рассмотрены вопросы социализации личности и политической социологии. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», а также тех, кто интересуется вопросами социологии. ISBN 978-5-394-02450-4 2 © Нартов Н. А., Рыхлов О. А., Нартов В. Н., 2014 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Раздел I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Глава 1. История становления социальной мысли . . . . . . . . . . . . . . .9 1.1. Социальная мысль Древнего мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2. Социальная мысль Античности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 1.3. Социальная мысль Средневековья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.4. Гуманистические воззрения эпохи Возрождения . . . . . 18 1.5. Социальные доктрины Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . 19 1.6. Социально-философская мысль французских просветителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.7. Социологические взгляды немецких философов . . . . . . 24 1.8. Русская социальная философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Глава 2. Социология как наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 2.1. Объект и предмет социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 2.2. Структура и уровни социологического знания . . . . . . . . 42 2.3. Функции социологии как науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Глава 3. Классические социологические теории Западной Европы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 3.1. Теория позитивизма О. Конта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 3.2. Эволюционно-органическая социология Г. Спенсера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 3.3. Учение о социальном реализме Э. Дюркгейма . . . . . . . . . 72 3.4. Понимающая социология М. Вебера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 3.5. Социология марксизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Глава 4. Развитие социологии в России (вторая половина XIX — начало ХХ в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 4.1. Специфические черты русской социологии . . . . . . . . . . . 94 4.2. Теории анархизма М. Бакунина и П. А. Кропоткина . . . . 97 4.3. Субъективная социология П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 4.4. Психологическая школа в русской социологии . . . . . . . 106 4.5. Теория плюрализма М. М. Ковалевского . . . . . . . . . . . . . . 111 4.6. Легальный марксизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 4.7. Интегральная социология П. А. Сорокина. . . . . . . . . . . . . 119 3
Стр.3
Глава 5. Основные направления современной западной социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 5.1. Неопозитивизм — одно из течений западной социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 5.2. Структурно-функциональный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . 134 5.3. Теория социальных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 5.4. Символический интеракционизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 5.5. Тенденции развития социологического знания . . . . . . . 141 Глава 6. Современная российская социологическая мысль . . . . 146 6.1. Системный кризис российской социологии . . . . . . . . . . . 147 6.2. Коммерциализация социологии в России . . . . . . . . . . . . . 151 6.3. Течения в современной российской социологии . . . . . . 154 Раздел II. ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 Глава 7. Общество как система. Социальные общности . . . . . . 163 7.1. Общество и социальное взаимодействие . . . . . . . . . . . . . . 164 7.2. Цивилизационный подход в исследовании общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 7.3. Социальные группы и общности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 7.4. Социальная общность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Глава 8. Социальные движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 8.1. Социальные движения и их причины . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 8.2. Типология социальных движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 8.3. Стадии становления социальных движений . . . . . . . . . . 198 Глава 9. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 9.1. Социальное неравенство: его показатели и проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 9.2. Классовая структура общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 9.3. Сословия и классы в России, СССР, РФ . . . . . . . . . . . . . . 214 9.4. Социальная стратификация и типы стратификационных систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 9.5. Социальная мобильность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 9.6. Социальный статус индивида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 Глава 10. Этнические общности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 10.1. Этнос как социальная общность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 10.2. Русский этнос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 10.3. Этносоциальные процессы и закономерности . . . . . . . 242 4
Стр.4
Глава 11. Социальные институты и организации . . . . . . . . . . . . . 257 11.1. Социальные институты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 11.2. Социальные организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 Глава 12. Культура как социальная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 12.1. Эволюция представлений о культуре и социокультурная ситуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 12.2. Культура как сложное динамическое образование. Основные составляющие культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 12.3. Культура как объект социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 12.4. Соотношение национального и общечеловеческого . . . 305 12.5. Идеология и культура. Массовая культура . . . . . . . . . 309 Глава 13. Семья: социальный институт и малая группа . . . . . 313 13.1. Семья — ячейка общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 13.2. Семья и брак: этапы становления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317 13.3. Институт брака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 13.4. Типология семейно-брачных отношений . . . . . . . . . . . . 324 13.5. Жизненный цикл семьи и ее функции . . . . . . . . . . . . . . . 330 13.6. Роль семьи в социализации личности . . . . . . . . . . . . . . . . 340 Глава 14. Личность как социальный тип . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344 14.1. Понятие личности в социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 14.2. Социальные статусы и роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351 14.3. Основные концепции личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 14.4. Этапы социализации личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 14.5. Сущность и типология девиантного поведения . . . . . . 368 Глава 15. Социология экономических, трудовых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374 15.1. Предмет экономической социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . 374 15.2. Виды социальных механизмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378 15.3. Труд и его мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382 15.4. Трудовой коллектив и конфликты в нем . . . . . . . . . . . . 387 15.5. Социология рынка труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391 Глава 16. Общественное мнение: механизм формирования, функции, проблемы изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395 16.1. Феномен “общественное мнение”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395 16.2. Структура, сущность и содержание общественного мнения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399 16.3. Функции общественного мнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409 5
Стр.5
Глава 17. Социология города и деревни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414 17.1. Система расселения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414 17.2. Специфика функционирования города . . . . . . . . . . . . . . 420 17.3. Проблемы развития современной деревни . . . . . . . . . . 427 Глава 18. Социальные изменения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435 18.1. Перемены в обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435 18.2. Социальные революции и реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442 18.3. Критерии и признаки общественного прогресса . . . . 454 Глава 19. Формирование мировой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459 19.1. Мировая система и процессы глобализации . . . . . . . . . 459 19.2. Глобальный мир по-американски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464 19.3. Альтернативные теории глобализации мира . . . . . . . . 466 19.4. Место России в глобальном сообществе. . . . . . . . . . . . . . 473 Раздел III. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . 477 Глава 20. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477 20.1. Виды социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . 477 20.2. Программа социологического исследования . . . . . . . . . 483 20.3. Применение выборочного метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 487 20.4. Рабочий план социологического исследования . . . . . . 491 Глава 21. Методы социологического исследования . . . . . . . . . . . 493 21.1. Анкетный опрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494 21.2. Интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 498 21.3. Наблюдение. Эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 21.4. Анализ документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 509 Глава 22. Анализ эмпирических данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515 22.1. Этапы проведения анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515 22.2. Структура отчета социологического исследования . . . 523 ВАЖНЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 542 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.