Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 519748)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Концепции современного естествознания (200,00 руб.)

0   0
Первый авторТулинов В. Ф.
АвторыТулинов К. В.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц483
ID689397
АннотацияУчебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по дисциплине «Концепции современного естествознания». Представлена широкая панорама естественно-научных концепций в их историческом развитии, имеющих важное мировоззренческое и методическое значение. Освещены различные процессы и явления в живой и неживой природе, принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата, преподавателей высших учебных заведений, а также всех интересующихся проблемами современного естествознания.
ISBN978-5-394-01999-9
УДК001
ББК72
Тулинов, В.Ф. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учебник / К.В. Тулинов, В.Ф. Тулинов .— 3-е изд. — М. : ИТК "Дашков и К", 2018 .— 483 с. — ISBN 978-5-394-01999-9 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/689397

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепции_современного_естествознания.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Концепции_современного_естествознания.pdf
В. Ф. Тулинов, К. В. Тулинов КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебник 3-е издание Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Москва Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 2018
Стр.1
УДК 001 ББК 72 Т82 Лауреат конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений Рецензенты: В. П. Волков — доктор физико-математических наук, профессор; Ю. К. Овчинников — доктор химических наук, профессор. Тулинов В. Ф. Т82 Концепции современного естествознания: Учебник / В. Ф. Тулинов, К. В. Тулинов. — 3-е изд. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — 484 с. ISBN 978-5-394-01999-9 Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по дисциплине «Концепции современного естествознания». Представлена широкая панорама естественно-научных концепций в их историческом развитии, имеющих важное мировоззренческое и методическое значение. Освещены различные процессы и явления в живой и неживой природе, принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Для студентов бакалавриата, преподавателей высших учебных заведений, а также всех интересующихся проблемами современного естествознания. УДК 001 ББК 72 ISBN 978-5-394-01999-9 © Тулинов В. Ф., Тулинов К. В., 2009 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2009
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Глава I. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ. НАУЧНЫЙ МЕТОД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.1. Естественно-научная и гуманитарная культуры . . . . . . . . . . . . 14 1.2. Научный метод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.2.1. Уровни научного познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 1.2.2. Методология научного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Глава 2. ИСТОРИЯ, ПАНОРАМА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 2.1. История развития естествознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 2.1.1. Краткая история физики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 2.1.2. Античный и средневековый период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 2.1.3. Классическая физика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 2.1.4. Физика ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 2.1.5. Краткая история химии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 2.1.6. Краткая история биологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 2.2. Панорама современного естествознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 2.2.1. Физика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 2.2.2. Химия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 2.2.3. Биология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 2.3. Тенденции развития естествознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 2.3.1. Физика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 2.3.2. Химия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 2.3.3. Биология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 2.3.4. Единство естественных наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Глава 3. ФИЗИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 3.1. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 3.2. Порядок и беспорядок в природе, хаос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 3
Стр.3
3.3. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 3.3.1. Микромир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 3.3.2. Ядерная физика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 3.3.3. Элементарные частицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 3.3.4. Макромир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 3.3.5. Мегамиры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 3.4. Пространство и время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206 3.4.1. Общие понятия о пространстве и времени. . . . . . . . . . . . 206 3.4.2. Греческая натурфилософия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 3.4.3. Пространство и время в классической физике . . . . . . . 209 3.4.4. Пространство, время в специальной теории относительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 3.4.5. Пространство, время в общей теории относительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 3.4.6. Пространство и время в физике микромира . . . . . . . . . 212 3.5. Принципы относительности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 3.5.1. Принцип относительности в классической механике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 3.5.2. Принцип относительности в специальной теории относительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 3.5.3. Принципы относительности в общей теории относительности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 3.6. Принципы симметрии и законы сохранения . . . . . . . . . . . . . . . . 221 3.7. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие . . . . . . . . 237 3.8. Состояние, принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 3.8.1. Состояние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 3.8.2. Принцип неопределенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 3.8.3. Принцип дополнительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 3.8.4. Принцип суперпозиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 3.9. Динамические и статистические закономерности в природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 3.10. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 3.11. Закон возрастания энтропии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 Глава 4. ХИМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 4
Стр.4
4.1. Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 4.1.1. Энергетика химических процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 4.1.2. Реакционная способность веществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 4.2. Химическое равновесие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 Глава 5. ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 5.1. Внутреннее строение и история геологического строения Земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 5.2. Современные концепции развития геосферных оболочек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 5.3. Литосфера как биотическая основа жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 5.4. Экологические функции литосферы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 5.5. Ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая, географическая оболочки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 Глава 6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 6.1. Особенности биологического уровня организации материи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 6.1.1. Свойства живых систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 6.1.2. Структура и функции биосферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 6.1.3. Живые организмы (живое вещество) . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 6.1.4. Биотический круговорот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 6.2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 6.2.1. Генетические теории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 6.2.2. Условия, необходимые для возникновения жизни . . . 328 6.2.3. Организм и среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 6.2.4. Эволюция растительного мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341 6.2.5. Эволюция животного мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 6.2.6. Эволюция биосферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 6.3. Многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347 6.4. Генетика и эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 6.4.1. Генетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 6.4.2. Генетический код . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 6.4.3. Мутации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365 6.4.4. Генная инженерия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 6.4.5. Эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368 5
Стр.5
Глава 7. ЧЕЛОВЕК: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ФИЗИОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ, БИОЭТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378 7.1. Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378 7.2. Биоэтика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398 7.3. Биосфера и космос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408 7.4. Ноосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412 7.5. Экология и здоровье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422 Глава 8. ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445 8.1. Необратимость времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445 8.2. Самоорганизация в живой и неживой природе . . . . . . . . . . . . . 452 8.2.1. Пространственные диссипативные структуры. . . . . . . 454 8.2.2. Временные диссипативные структуры . . . . . . . . . . . . . . . 455 8.2.3. Химическая основа морфогенеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457 8.2.4. Самоорганизация в живой природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459 8.2.5. Самоорганизация в неравновесных системах . . . . . . . . 460 8.3. Принципы универсального эволюционизма. . . . . . . . . . . . . . . . . 466 8.3.1. Микромир. Формирование элементного состава вещества материи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467 8.3.2. Микромир. Химическая эволюция на молекулярном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469 8.3.3. Макромир. Эволюция живой материи. . . . . . . . . . . . . . . . . 472 8.3.4. Самоорганизация и развитие неживой материи . . . . . 473 8.3.5. Мегамиры. Идея развития Вселенной . . . . . . . . . . . . . . . . 474 8.4. Концепции эволюционного естествознания . . . . . . . . . . . . . . . . . 475 ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически