УДК 338.46
ББК 65.49
Э40
Рецензенты:
А. М. Бабич — доктор экономических наук, профессор Российской
академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ (РАНХиГС);
В. А. Похвощев — доктор экономических наук, профессор Московской
международной высшей школы бизнеса «МИРБИС».
Авторский коллектив:
Е. Н. Жильцов (предисловие (в соавт.), гл. 1 (в соавт.), гл. 3 (в соавт.));
Е. В. Егоров (предисловие (в соавт.), гл. 1–3 (в соавт.), гл. 8, гл. 9 (в соавт.),
заключение); Т. В. Науменко (гл. 10 (в соавт.)); Н. А. Восколович (гл. 2
(в соавт.), гл. 3 (в соавт.), гл. 11); В. А. Лавров (гл. 2 (в соавт.)); Л. В. Лапидус
(гл. 4, гл. 14 (в соавт.)); В. Н. Казаков (гл. 5 (в соавт.), гл. 9 (в соавт.), гл. 13, гл. 15
(в соавт)); Ю. А. Косова (гл. 5 (в соавт.), гл. 15 (в соавт.)); Н. В. Романова
(гл. 6, гл. 10 (в соавт.), гл. 12 (в соавт.)); И. Н. Молчанов (гл. 7); В. В. Коваленко
(гл. 12 (в соавт.)), В. А. Морозов (гл. 12 (в соавт.)); О. И. Иванов (гл. 14 (в соавт.)).
Э40
Экономика и управление социальной сферой: Учебник
для бакалавров / Под ред. д. э. н., проф. Е. Н. Жильцова,
д. э. н., проф. Е. В. Егорова. — 4-е изд., стер. — М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,
2022. — 496 с.
ISBN 978-5-394-04881-4
В учебнике раскрывается комплекс теоретико-методологических,
социально-экономических и организационноуправленческих
проблем социальной сферы, ее секторов, отраслей
и видов экономической деятельности в современной России
с учетом опыта развитых стран. В отдельном разделе анализируются
современные аспекты экономики и управления в
отраслях социально-культурного комплекса. Заключительный
раздел посвящен особенностям организации рыночного сектора
социальных услуг.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям
подготовки «Экономика» и «Менеджмент», преподавателей
высших учебных заведений экономического профиля, руководителей
и специалистов в области экономики и управления
социальной сферой.
ISBN 978-5-394-04881-4
© Коллектив авторов, 2014
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2014
499
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
Глава 1. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.1. Экономика социальной сферы как предмет
межотраслевой конкретной экономической науки . . . . . . . . . . . . 13
1.2. Классификация отраслей, видов экономической
деятельности и услуг в социальной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
2.1. Основные тенденции и факторы развития сферы
социальных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
2.2. Государственные и муниципальные услуги,
оказываемые населению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
2.3. Ресурсный потенциал социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕКТОРОВ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
3.1. Принципы разграничения бюджетного и рыночного
секторов в сфере социальных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
3.2. Особенности экономики бюджетного сектора
социальной сферы и управления им. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
3.3. Сущность и специфика государственного
регулирования сектора платных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
3.4. Социальная политика современного российского
государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Глава 4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
4.1. Теоретические основы менеджмента
качества услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
4.2. Корреляция свойств услуги с детерминантами
качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
4.3. Зарубежный опыт управления качеством услуг. . . . . . . . . . 130
4.4. Системный подход в управлении качеством услуг
социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
3
Стр.3
4.5. Государственное регулирование и контроль качества
услуг социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
4.6. Повышение качества услуг социальной сферы . . . . . . . . . . . 152
Глава 5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164
5.1. Организационные формы предпринимательской
деятельности в социальной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
5.2. Основные функции предпринимательской
деятельности в сфере социальных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
5.3. Российский и зарубежный опыт государственного
регулирования и стимулирования развития малого
бизнеса в социальной сфере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
5.4. Особенности антикризисного управления
на предприятиях рыночного сектора сферы
социальных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
5.5. Социальное предпринимательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195
6.1. Сущность государственно-частного партнерства
и его специфика в социальной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
6.2. Практика государственно-частного партнерства
в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
6.3. Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений
участников государственно-частного партнерства
в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Раздел II. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Глава 7. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
7.1. Социально-экономическая природа образования. . . . . . . . . 228
7.2. Система образования и ее трактовка
в современном законодательстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
7.3. Социальная направленность финансирования
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
7.4. Сущность и тенденции развития современной модели
ресурсной обеспеченности образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
7.5. Особенности становления и развития механизма
финансирования образования и рынка образовательных
услуг в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Глава 8. СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
8.1. Экономическая природа и социальная сущность
услуг здравоохранения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
8.2. Современные модели организации здравоохранения . . . . 274
4
Стр.4
8.3. Становление новой российской модели
здравоохранения в период рыночных реформ . . . . . . . . . . . . . . . 278
8.4. Процесс реформирования системы финансирования
и управления здравоохранением в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
Глава 9. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . 297
9.1. Система социальной защиты населения
и ее составляющие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
9.2. Особенности организации и финансирования
социального страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
9.3. Пенсионное обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
9.4. Социальная работа и ее функции в социальном
обслуживании граждан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
9.5. Стратегия развития пенсионной системы
и механизм ее реформирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Глава 10. КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И СМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
10.1. Культура в системе экономических отношений.
Социально-экономическая сущность услуг культуры
и искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
10.2. Ресурсы и результаты культурной деятельности. . . . . . . 323
10.3. Государственное регулирование культурной
деятельности. Формы и методы финансирования . . . . . . . . . . . . 324
10.4. Сущность и специфика средств массовой
информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
10.5. Специфика продюсерства в Российской Федерации . . . . 333
Глава 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ . . . . . . . . . . . . . . 338
11.1. Экономическая сущность и социальная значимость
услуг физкультуры и спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
11.2. Границы рынка и роль государства в развитии
физкультуры и спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
11.3. Особенности управления в сфере физической
культуры и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
11.4. Структура услуг физкультуры и спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . 356
11.5. Государственная поддержка физической культуры
и спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
Глава 12. ТУРИЗМ И ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО . . . . . . . . . 363
12.1. Сущность и специфические свойства туристских
услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
12.2. Модели развития современного массового туризма
и их основные особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
12.3. Развитие социального туризма в современной России
с учетом зарубежного опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373
12.4. Формы государственного регулирования
и поддержки туризма в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
5
Стр.5
12.5. Экономика индустрии гостеприимства
и управление гостиничным хозяйством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
РЫНОЧНОГО СЕКТОРА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Глава 13. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС . . . . 405
13.1. Экономическая сущность, особенности
и классификация услуг жилищно-коммунального
комплекса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406
13.2. Свойства жилищно-коммунальных услуг . . . . . . . . . . . . . . . 411
13.3. Роль рынка и государства в предоставлении
жилищно-коммунальных услуг населению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
13.4. Понятие и характеристика доступности услуг
жилищно-коммунального хозяйства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
13.5. Основные принципы и методы управления жилым
комплексом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
13.6. Направления повышения эффективности управления
жилищным фондом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
Глава 14. ТРАНСПОРТНЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ
УСЛУГИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .429
14.1. Особенности рынка услуг транспорта
и коммуникаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429
14.2. Механизм хозяйствования в сфере транспортных
услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433
14.3. Механизм хозяйствования в сфере коммуникационных
услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
14.4. Становление и развитие рынка пассажирских
железнодорожных перевозок в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
Глава 15. БЫТОВЫЕ, ТОРГОВЫЕ УСЛУГИ И УСЛУГИ
ВНЕДОМАШНЕГО ПИТАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .467
15.1. Особенности и структура рынка бытовых услуг. . . . . . . . . 467
15.2. Механизм хозяйствования в сфере бытовых услуг . . . . . 471
15.3. Социально-экономическая сущность
и основные функции торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475
15.4. Механизм хозяйствования в сфере розничной
торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477
15.5. Сетевые формы организации и мерчандайзинг
в розничной торговле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479
15.6. Услуги внедомашнего питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 492
6
Стр.6