Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Экономика и управление социальной сферой (200,00 руб.)

0   1
АвторыЖильцов Е. Н., Егоров Е. В.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц496
ID689328
Аннотацияучебнике раскрывается комплекс теоретико-методологических, социально-экономических и организационно-управленческих проблем социальной сферы, ее секторов, отраслей и видов экономической деятельности в современной России с учетом опыта развитых стран. В отдельном разделе анализируются современные аспекты экономики и управления в отраслях социально-культурного комплекса. Заключительный раздел посвящен особенностям организации рыночного сектора социальных услуг.
Кем рекомендованоУполномоченным учреждением Министерства образования и науки РФ — Государственным университетом управления в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент», преподавателей высших учебных заведений экономического профиля, руководителей и специалистов в области экономики и управления социальной сферой.
ISBN978-5-394-04881-4
УДК338.46
ББК65.49
Экономика и управление социальной сферой : учебник / ред.: Е.Н. Жильцов, Е.В. Егоров .— 4-е изд, стер. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2022 .— 496 с. — ISBN 978-5-394-04881-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/689328 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экономика_и_управление_социальной_сферой.pdf
УДК 338.46 ББК 65.49 Э40 Рецензенты: А. М. Бабич — доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); В. А. Похвощев — доктор экономических наук, профессор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС». Авторский коллектив: Е. Н. Жильцов (предисловие (в соавт.), гл. 1 (в соавт.), гл. 3 (в соавт.)); Е. В. Егоров (предисловие (в соавт.), гл. 1–3 (в соавт.), гл. 8, гл. 9 (в соавт.), заключение); Т. В. Науменко (гл. 10 (в соавт.)); Н. А. Восколович (гл. 2 (в соавт.), гл. 3 (в соавт.), гл. 11); В. А. Лавров (гл. 2 (в соавт.)); Л. В. Лапидус (гл. 4, гл. 14 (в соавт.)); В. Н. Казаков (гл. 5 (в соавт.), гл. 9 (в соавт.), гл. 13, гл. 15 (в соавт)); Ю. А. Косова (гл. 5 (в соавт.), гл. 15 (в соавт.)); Н. В. Романова (гл. 6, гл. 10 (в соавт.), гл. 12 (в соавт.)); И. Н. Молчанов (гл. 7); В. В. Коваленко (гл. 12 (в соавт.)), В. А. Морозов (гл. 12 (в соавт.)); О. И. Иванов (гл. 14 (в соавт.)). Э40 Экономика и управление социальной сферой: Учебник для бакалавров / Под ред. д. э. н., проф. Е. Н. Жильцова, д. э. н., проф. Е. В. Егорова. — 4-е изд., стер. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. — 496 с. ISBN 978-5-394-04881-4 В учебнике раскрывается комплекс теоретико-методологических, социально-экономических и организационноуправленческих проблем социальной сферы, ее секторов, отраслей и видов экономической деятельности в современной России с учетом опыта развитых стран. В отдельном разделе анализируются современные аспекты экономики и управления в отраслях социально-культурного комплекса. Заключительный раздел посвящен особенностям организации рыночного сектора социальных услуг. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент», преподавателей высших учебных заведений экономического профиля, руководителей и специалистов в области экономики и управления социальной сферой. ISBN 978-5-394-04881-4 © Коллектив авторов, 2014 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2014 499
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ Глава 1. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 1.1. Экономика социальной сферы как предмет межотраслевой конкретной экономической науки . . . . . . . . . . . . 13 1.2. Классификация отраслей, видов экономической деятельности и услуг в социальной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 2.1. Основные тенденции и факторы развития сферы социальных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 2.2. Государственные и муниципальные услуги, оказываемые населению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 2.3. Ресурсный потенциал социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕКТОРОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 3.1. Принципы разграничения бюджетного и рыночного секторов в сфере социальных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 3.2. Особенности экономики бюджетного сектора социальной сферы и управления им. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 3.3. Сущность и специфика государственного регулирования сектора платных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 3.4. Социальная политика современного российского государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 Глава 4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 4.1. Теоретические основы менеджмента качества услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 4.2. Корреляция свойств услуги с детерминантами качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 4.3. Зарубежный опыт управления качеством услуг. . . . . . . . . . 130 4.4. Системный подход в управлении качеством услуг социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 3
Стр.3
4.5. Государственное регулирование и контроль качества услуг социальной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 4.6. Повышение качества услуг социальной сферы . . . . . . . . . . . 152 Глава 5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164 5.1. Организационные формы предпринимательской деятельности в социальной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 5.2. Основные функции предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 5.3. Российский и зарубежный опыт государственного регулирования и стимулирования развития малого бизнеса в социальной сфере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 5.4. Особенности антикризисного управления на предприятиях рыночного сектора сферы социальных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 5.5. Социальное предпринимательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195 6.1. Сущность государственно-частного партнерства и его специфика в социальной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 6.2. Практика государственно-частного партнерства в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206 6.3. Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений участников государственно-частного партнерства в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 Раздел II. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Глава 7. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 7.1. Социально-экономическая природа образования. . . . . . . . . 228 7.2. Система образования и ее трактовка в современном законодательстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 7.3. Социальная направленность финансирования образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 7.4. Сущность и тенденции развития современной модели ресурсной обеспеченности образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 7.5. Особенности становления и развития механизма финансирования образования и рынка образовательных услуг в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 Глава 8. СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 8.1. Экономическая природа и социальная сущность услуг здравоохранения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 8.2. Современные модели организации здравоохранения . . . . 274 4
Стр.4
8.3. Становление новой российской модели здравоохранения в период рыночных реформ . . . . . . . . . . . . . . . 278 8.4. Процесс реформирования системы финансирования и управления здравоохранением в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 Глава 9. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . 297 9.1. Система социальной защиты населения и ее составляющие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 9.2. Особенности организации и финансирования социального страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 9.3. Пенсионное обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 9.4. Социальная работа и ее функции в социальном обслуживании граждан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 9.5. Стратегия развития пенсионной системы и механизм ее реформирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 Глава 10. КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И СМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 10.1. Культура в системе экономических отношений. Социально-экономическая сущность услуг культуры и искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 10.2. Ресурсы и результаты культурной деятельности. . . . . . . 323 10.3. Государственное регулирование культурной деятельности. Формы и методы финансирования . . . . . . . . . . . . 324 10.4. Сущность и специфика средств массовой информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 10.5. Специфика продюсерства в Российской Федерации . . . . 333 Глава 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ . . . . . . . . . . . . . . 338 11.1. Экономическая сущность и социальная значимость услуг физкультуры и спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338 11.2. Границы рынка и роль государства в развитии физкультуры и спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 11.3. Особенности управления в сфере физической культуры и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 11.4. Структура услуг физкультуры и спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . 356 11.5. Государственная поддержка физической культуры и спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 Глава 12. ТУРИЗМ И ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО . . . . . . . . . 363 12.1. Сущность и специфические свойства туристских услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 12.2. Модели развития современного массового туризма и их основные особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371 12.3. Развитие социального туризма в современной России с учетом зарубежного опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373 12.4. Формы государственного регулирования и поддержки туризма в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383 5
Стр.5
12.5. Экономика индустрии гостеприимства и управление гостиничным хозяйством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388 Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНОЧНОГО СЕКТОРА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Глава 13. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС . . . . 405 13.1. Экономическая сущность, особенности и классификация услуг жилищно-коммунального комплекса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406 13.2. Свойства жилищно-коммунальных услуг . . . . . . . . . . . . . . . 411 13.3. Роль рынка и государства в предоставлении жилищно-коммунальных услуг населению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412 13.4. Понятие и характеристика доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415 13.5. Основные принципы и методы управления жилым комплексом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417 13.6. Направления повышения эффективности управления жилищным фондом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422 Глава 14. ТРАНСПОРТНЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .429 14.1. Особенности рынка услуг транспорта и коммуникаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429 14.2. Механизм хозяйствования в сфере транспортных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433 14.3. Механизм хозяйствования в сфере коммуникационных услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444 14.4. Становление и развитие рынка пассажирских железнодорожных перевозок в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 Глава 15. БЫТОВЫЕ, ТОРГОВЫЕ УСЛУГИ И УСЛУГИ ВНЕДОМАШНЕГО ПИТАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .467 15.1. Особенности и структура рынка бытовых услуг. . . . . . . . . 467 15.2. Механизм хозяйствования в сфере бытовых услуг . . . . . 471 15.3. Социально-экономическая сущность и основные функции торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475 15.4. Механизм хозяйствования в сфере розничной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477 15.5. Сетевые формы организации и мерчандайзинг в розничной торговле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479 15.6. Услуги внедомашнего питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490 ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 492 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.