Педагогический журнал Башкортостана. № 1/2020
Педагогический журнал Башкортостана. № 1/2020
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Сагитов Салават Талгатович, главный редактор,
ректор ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»,
Председатель совета ректоров вузов Республики
Башкортостан (г. Уфа). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Бенин Владислав Львович, заместитель главного
редактора, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой культурологии и социальноэкономических
дисциплин ФГБОУ ВО
«Башкирский государственный педагогический
университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail:
redactor-pjb@mail.ru.
Александрова Екатерина Александровна, доктор
педагогических наук, профессор, заведующая
кафедрой методологии образования, ФГБОУ ВО
«Саратовский национальный исследовательский
государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского» (г. Саратов). – E-mail:
alexkatika@mail.ru.
Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических
наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики
и психологии, ФГБОУ ВО «Башкирский
государственный медицинский университет»
(г. Уфа). – E-mail:amirov.af@yandex.ru.
Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор
педагогических наук, профессор, Председатель
Комитета по образованию, культуре, молодежной
политике и спорту Государственного Собрания –
Курултая Республики Башкортостан (г. Уфа). – Email:
pjb.bspu@mail.ru.
Гайсина Гузель Иншаровна, доктор
педагогических наук, профессор кафедры
социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Башкирский
государственный педагогический университет
имени М. Акмуллы» (г. Уфа). –
E-mail: nicomni9@yandex.ru.
Дорофеев Андрей Викторович, доктор
педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой программирования и вычислительной
математики, ФГБОУ ВО «Башкирский
государственный педагогический университет
имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail:
pjb.bspu@mail.ru.
Ефимова Елена Викторовна, кандидат
педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО
«Башкирский государственный педагогический
университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail:
efimova_ev74@mail.ru.
2
2
EDITORIAL BOARS
Salavat T. Sagitov, Editor-in-Chief, Rector of FSBEI
HE “Bashkir State Pedagogical University named after
M. Akmulla”, Chairman of the Council of Rectors of
the Republic of Bashkortostan (Ufa). – E-mail:
pjb.bspu@mail.ru.
Vladislav L. Benin, Deputy Editor-in-Chief, Doctor of
pedagogical sciences, Professor, Head of the
Department of Cultural Studies and Socio-Economic
Disciplines, FBSEI HE “Bashkir State Pedagogical
University named after M.Akmulla” (Ufa). –
E-mail: redactor-pjb@mail.ru
Ekaterina A. Aleksandrova, Doctor of pedagogical
sciences, Professor, Head of the Department of
Methodology of Education FSBEI HE “Saratov
National Research State University named after N.G.
Chernyshevsky” (Saratov). – E-mail:
alexkatika@mail.ru.
Artur F. Amirov, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, Head of the Department of pedagogy and
psychology, FSBEI HE “Bashkir State Medical
University” (Ufa). – E-mail: amirov.af@yandex.ru
Rail M. Asadullin, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, Chairman of the Committee on education,
culture, youth policy, and sports of the State Assembly
– Kurultai of the Republic of Bashkortostan (Ufa). – Email:
pjb.bspu@mail.ru
Guzel I. Gaysina, Doctor of pedagogical sciences,
Professor of the Department of social pedagogy,
FBSEI HE “Bashkir State Pedagogical University
named after M.Akmulla” (Ufa). – E-mail:
nicomni9@yandex.ru.
Andrey V. Dorofeev,Doctor of pedagogical sciences,
Professor, Head of the Department of Programming
and Computational Mathematics, FBSEI HE “Bashkir
State Pedagogical University named after M.Akmulla”
(Ufa). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Elena V. Efimova, Candidate of pedagogical sciences,
Associate professor of FBSEI HE “Bashkir State
Pedagogical University named after M.Akmulla”
(Ufa). – E-mail: efimova_ev74@mail.ru.
Забродин Юрий Михайлович, доктор
психологических наук, профессор, проректор по
межведомственному взаимодействию, замести-тель
председателя научно-экспертного совета, ФГБОУ
ВО «Московский государственный психологопедагогический
университет» (г. Москва). – E-mail:
zabrodin_yuri@mail.ru.
Зборовский Гарольд Ефимович, доктор
философских наук, профессор, профессорисследователь
кафедры социологии и технологий
государственного и муниципального управления,
ФГАОУ ВО «Уральский федера-льный
университет имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина» (г. Екатеринбург)–E-mail:
garoldzborovsky@gmail.com.
Иванова Светлана Вениаминовна, доктор
философских наук, профессор, член-корреспондент
РАО, директор ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО» (г. Москва). – E-mail:
isv2005@list.ru.
Кислов Александр Геннадьевич, доктор
философских наук, профессор, заведующий
кафедрой философии, культуроло-гии и
искусствоведения, ФГАОУ ВО «Российский
государственный профессиональ нопедагогический
университет» (г. Екатерин бург). –
E-mail: akislov2005@yandex.ru.
Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор
психологических наук, профессор, заведующий
кафедрой теории и истории психологии, Институт
психологии имени Л.С. Выготского, Российский
государственный гуманитарный университет;
главный научный сотрудник Института психологопедагогических
проблем детства РАО, советник
директора Федерального института развития
образования (г. Москва). – E-mail: vtkud@mail.ru.
Ромм Татьяна Александровна, доктор
педагогических наук, профессор кафедры
педагогики и психологии Института истории,
гуманитарного и социального образования ФГБОУ
ВО «Новосибирский государственный
педагогический университет»; главный редактор
«Сибирского педагогического журнала»
(г. Новосибирск). – E-mail: sp-journal@nspu.ru.
Рубцов Виталий Владимирович, доктор
психологических наук, профессор, академик РАО,
ректор, ФГБОУ ВО «Московский государственный
психолого-педагогический университет»; директор,
Психологический институт РАО (г. Москва). – Email:
rectorat@list.ru.
Yuri M. Zabrodin, Doctor of psychological sciences,
Professor, Vice-rector for interdepartmental
cooperation, Deputy chairman of the Scientific and
Expert Council, FSBEI HE “Moscow State University
of Psychology and Education” (Moscow). – E-mail:
zabrodin_yuri@mail.ru.
Garold E. Zborovskiy, Doctor of Philosophy,
Professor, Research Professor of the Department of
Sociology and Technology of State and Municipal
Administration, FSAEI HE “Ural Federal University
named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
(Ekaterinburg). – E-mail: garoldzborovsky@gmail.com
Svetlana V. Ivanova, Doctor of Philosophy, Professor,
Member-correspondent of Russian Academy of
Education, Director of the FSBSI “Institute for
Strategy and Theory of Education of the Russian
Academy of Education” (Moscow). – E-mail:
isv2005@list.ru.
Aleksander G. Kislov, Doctor of Philosophy,
Professor, Head of the Department of Philosophy,
Cultural Studies, and Art Critisism of FSAEI HE
“Russian State Vocational Pedagogical University”
(Ekaterinburg). – E-mail: akislov2005@yandex.ru.
Vladimir T. Kudryavtsev, Doctor of psychological
sciences, Professor, Head of the Department of theory
and history of psychology, Institute of psychology
named after L.S. Vygotsky, Russian State
Humanitarian University; Chief researcher of the
Institute of Psychological and Pedagogical Problems of
Childhood of the Russian Academy of Education,
Adviser to the director of Federal Institute of
Development of Education (Moscow). – E-mail:
vtkud@mail.ru.
Tatyana A. Romm, Doctor of pedagogical sciences,
Professor of the chair of pedagogy and psychology of
the Institute of history of FBSEI HE “Novosibirsk
State Pedagogical University»; Chief editor of the
“Siberian pedagogical magazine” (Novosibirsk). – Email:
sp-journal@nspu.ru.
Vitaliy V. Rubtsov, Doctor of psychological sciences,
Professor, Academician of the Russian Academy of
Education, Rector of FSBEI HE “Moscow
StateUniversity of Psychology and Education”; Head
of Psychological Institute of the Russian Academy of
Education (Moscow). – E-mail:rectorat@list.ru
3
3
Стр.2
Педагогический журнал Башкортостана. № 1/2020
Педагогический журнал Башкортостана. № 1/2020
Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, доктор
педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой педагогики и методики начального
образования, Бирский филиал ФГБОУ ВО
«Башкирский государственный университет»
(г. Бирск). – E-mail: siniledu@gmail.com
Фатыхова Римма Мухаметовна, доктор
педагогических наук, профессор, профессор
кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО
«Башкирский государственный педагогический
университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail:
docbell0726@bk.ru.
Камал Канти Нанди, доктор философских наук по
математике, профессор, приват-профессор, СевероБенгальский
университет (г. Дарджилинг, WB
734013, Индия). – E-mail:
kamalnandi1952@yahoo.co.in.
Редактор: Р.А. Гильмиянова
Выпускающий редактор: А.С. Пирогова
Ответственный секретарь: А.Г. Косов
Адрес редакции и издателя: 450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской Революции, 55, , ком. 7.
Тел.: (3472) 46-66-14
E-mail: pjb.bspu@mail.ru
http://eLIBRARY.RU
http://pjb.oprb.ru
Редакция может не разделять мнение авторов
Подписано в печать 30.03.2020 (Цена свободная)
Формат 60Х90/16. Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. – 12,4. Уч.-изд. л. – 12,2. Тираж 1500 экз. Заказ №3666
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»
450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской Революции, 3а, к. 3, тип.
© Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2020
Ilgiz M. Sinagatullin, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, Head of the Department of pedagogy and
methods of primary education, Birsky branch of FBSEI
HE “Bashkir State University” (Birsk). – E-mail:
siniledu@gmail.com
Rimma M. Fatykhova, Doctor of pedagogical
sciences, Professor of the Department of general and
social psychology of FBSEI HE “Bashkir State
Pedagogical University named after M.Akmulla”
(Ufa). – E-mail: docbell0726@bk.ru
Kamal K. Nandi, Doctor of Philosophy in
Mathematics, Professor, Privat-professor, North
Bengalese University (Darjeeling, WB 734013, India).
– E-mail: kamalnandi1952@yahoo.co.in.
Editor: R.A. Gilmiyanova
Commissioning editor: A.S. Pirogova
Executive secretary: A.G. Kosov
СОДЕРЖАНИЕ
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА……………………...…………………7
ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Ю. Щербина, А.Г. Кислов
ОБРАЗОВАНИЕ ЭПОХИ «КУЛЬТУРЫ И ВЗРЫВА»………………………...10
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Р.И. Ганиев, Р.Р. Багаутдинов, Ш.Ф. Шеймарданов
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКОЙ
НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ДЕТЕЙ………………………………………………………………………...….22
Д.А. Калугина
ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ИНКЛЮЗИИ……………………………………………………………………..35
Л.Л. Салехова, И.И. Валеев
ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В МНОГОЯЗЫЧНОМ КОНТЕКСТЕ
(АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)………………………………………………….46
Е.М. Скрыпникова,Т.А. Ромм
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА
УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ…………………………………………………………….55
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Д.А. Бакиева
НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЕЯ В УСЛОВИЯХ XXI ВЕКА…………………………….........................64
М.Ю. Ваганова, И.Ю. Матвеева
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТЕ: ПРОБЛЕМА УСТАНОВОК ………………..73
А.А. Лисенкова, С.В. Рязанова
МИФОЛОГИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО И ГЕРОИЗАЦИЯ
ОБЫДЕННОГО В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ…………………………81
4
5
4
5
Стр.3
Педагогический журнал Башкортостана. № 1/2020
Педагогический журнал Башкортостана. № 1/2020
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.А. Федоров, С.В. Васильев
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В АСПЕКТЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ….………90
О.М. Шенцова, И.В. Беседина
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ
ВУЗА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВНУТРЕННЕЙ
МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ…………………………………………………….....105
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
В.А. Ковшов, Г.А. Салимова
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………....118
В.В. Гаврилов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (В РАМКАХ
ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»)…………….….127
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
В.Л. Бенин, Л.И. Гареева
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ……………..……………….138
ХРОНИКА: ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ
АКАДЕМИКУ К.Ш. АХИЯРОВУ – 90 ЛЕТ…………………………….……147
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ…………………………………………………....152
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ
В НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
БАШКОРТОСТАНА»…………………………………………………...……..155
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ИЗМЕНЯЮЩЕЕСЯ ОБРАЗОВАНИЕ: САМОИЗОЛЯЦИОННОЕ
Еще в V веке до н. э. античный философ Гераклит произнес свою
знаменитую фразу – «Все течет, все меняется». Сегодня она является особенно
актуальной, потому что не только предполагает переход к философским
рассуждениям на заданную тему, но и позволяет оценить наяву, как изменился
мир в считанные дни…
Изменившаяся редакция научно-практического издания Башкирского
государственного педагогического университета имени М. Акмуллы
«Педагогический журнал Башкортостана», после тщательного анализа
ситуации, тоже приняла решение о необходимости изменений. Причем это
касается не только внешних изменений, которые вы, уважаемый читатель
успели заметить, а также грядущих изменений в оформлении статей (со
второго номера журнала 2020 года), о которых подробно написано в
заключении текущего номера, но и в целом редакционной политики. Уверен,
пытливый, внимательный читатель и наши уважаемые авторы заметят и
оценят эти изменения.
Итак, редакция «Педагогического журнала Башкортостана» приняла эти
решения и в момент, когда первый номер журнала был отдан в печать, в мире
была объявлена пандемия нового коронавируса «COVID-19», а в Российской
Федерации объявлены первые нерабочие дни. И все изменилось…
Изменилось (и это самое безобидное и простое) обращение главного
редактора «Педагогического журнала Башкортостана», сразу изменился
процесс обучения на всех уровнях образования, в процессе глобальной
перестройки мышление всех субъектов образовательной среды. Практически
одномоментно весь цивилизованный мир перешел на дистанционную форму
обучения, причем даже те, кто еще вчера яростно выступал против такового.
И все теоретические рассуждения о «плюсах» или «минусах» цифрового
формата обучения… получили еще больше вопросов. Ибо наряду с
возможностью просто продолжать образовательный процесс, переходить в
какой-то его части к индивидуальной траектории обучения, вынужденное,
назовем его «самоизоляционное образование», даже за короткий в принципе
срок выявило множество проблем, которые сопровождают процесс передачи
знаний. Начиная с чисто технических, таких как нехватка компьютеров и
гаджетов, а также «зависания» сети по причине одномоментного обращения
миллионов пользователей, отсутствия стабильного интернета, продолжая
6
6
7
7
Стр.4