МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА
В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Учебно-методическое пособие
Составитель
О.А. Швецова
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
1
Стр.1
Содержание
Пояснительная записка ..................................................................................... 4
Глава 1. Методика преподавания русского языка в школе .......................... 5
1.1. Сравнительная характеристика традиционного, системнодеятельностного
и компетентностного подходов в образовании ................ 5
1.2. Классификация типов урока в соответствии с ФГОС ............................ 8
1.3. Соотнесение аспектов формирования ключевых и предметных
компетенций учащихся. Характеристика ключевыхкомпетенций ............ 16
1.4. Технологическая карта урока ................................................................. 21
Глава 2. Методика преподавания русского языка в вузе ............................ 29
Приложение ..................................................................................................... 31
3
Стр.3
1 2 3
4
Пути Трансляция
знаний, приобретение
необходимых
ЗУНов.
Монолог
учителя
Через освоение УУД, способов
действий и достижение
на этой основе способности к
развитию «компетентности к
обновлению компетенций».
Обеспечение
соответствия
учебной деятельности обучающихся
их возрасту и индивидуальным
особенностям.
Переход от обучения
как преподнесения системы
знаний к активной деятельности
над заданиями
Освоение новых видов деятельности,
затребованных в
любых жизненных ситуациях
(быстрая актуализация знания
в нужной ситуации). Использование
адекватных образовательных
технологий, многообразие
методов и форм организационной
деятельности,
увеличение
роли самостоятельной
работы учащихся
(реферирование, проектирование,
исследование и т. д.), в
обучении акцент делается на
практике решения учебных
проблем на основе полученного
знания, приобретении
опыта самостоятельного решения
разнообразных проблем,
формы работы основаны
на ответственности самих
учащихся
Оценивание
Оценивание
приобретенных
ЗУНов, в
терминах единиц
содержания:
«чему
учим, то и измеряем».
Учебный
процесс
оценивается
учителем
путем сравнения
с неким
эталоном,
оценка определяется
через
число
щенных ошибок.
Оценивается
по пятибалльной
системе
Единицей
измерения потенциала
выпускника является
не только сумма ЗУНов, а
круг задач, потенциально
решаемых
выпускником,
способность к самостоятельному
приобретению знаний.
Система оценивания учебных
достижений учащихся
через многообразие педагогического
мониторинга
инструментария
(портфолио,
карта
самостоятельной работы,
комбинированные тесты
и т. д.). Задача учителя –
обеспечение
соответствия
допуметодов
обучения и процедур
оценивания. Оценивание
личностных, познавательных
и коммуникативных УУД
Единицей измерения потенциала
выпускника является не
только сумма ЗУНов, а круг
задач, потенциально решаемых
выпускником, способность
к самостоятельному
приобретению знаний. Система
оценивания учебных достижений
учащихся через многообразие
педагогического
инструментария
мониторинга
(портфолио, карта самостоятельной
работы, комбинированные
тесты и т. д.). Задача
учителя – обеспечение соответствия
методов обучения и
процедур оценивания. Основная
цель оценивания – развитие
познавательной активности
и мотивации к изучению
предмета
6
Стр.6
1 2 3
4
Роль
учителя
Результат
образования
Транслятор
«истинного»
знания.
S-O
Результатом
образования
выступают
предметные
знания, умения,
навыки –
они усваиваются
в соответствии
с
программами,
оцениваются
на экзаменах.
Ученик знает:
математику,
историю…
Чем больше
знаний, тем
лучше
Формула
Определение
урока
Знание
+ понимание
+
+ запоминание
Это ограниченный
во
времени отрезок
учебного
процесса, в
рамках которого
осуществляются
передача
знаний,
умений, навыков,
развитие
познавательных
и творческих
способностей
учащихся
Организатор
учебной деятельности
учащихся. Сотрудничество,
сотворчество.
S-S. Диалог
Результат определяется многообразием
и характером
УУД, которыми должны овладеть
учащиеся
Организатор самостоятельной
активной познавательной деятельности
учащихся. S-S.
Диалог
Готовность решать проблемы
различной сложности на основе
имеющихся знаний. КП
не отрицает значения знаний,
но он акцентирует внимание
на готовности использовать
полученные знания. Ответ на
вопрос – чему научился ученик
за годы обучения в школе;
способность человека действовать
в различных проблемных
ситуациях
Компетенция – деятельность
– компетентность
Это не только ограниченный
во времени отрезок учебного
процесса, а законченный в
логическом и смысловом отношении
отрезок учебного
процесса, на котором учащиеся
овладевают умением
формулировать и анализировать
факты, работать с различными
источниками, выдвигать
гипотезы, осуществлять
доказательства правильности
гипотез, формулировать
выводы, отстаивать
свою позицию при обсуждении
учебной деятельности
Компетенция – деятельность –
компетентность
Это не только ограниченный
во времени отрезок учебного
процесса, а законченный в логическом
и смысловом отношении
отрезок учебного процесса,
на котором в процессе
активной деятельности происходит
усвоение учащимися
знаний, умений, навыков,
осуществляются саморазвитие
и самореализация учащихся
7
Стр.7
1.2. Классификация типов урока в соответствии с ФГОС
Структура урока усвоения новых знаний
Этапы урока
1. Организационный
момент
Цель/задачи этапа
Цель: подготовка учащихся к
включению в учебную деятельность
на личностно значимом
уровне.
Задачи:
– проверить готовность к уроку;
– создать условия для мотивации
учащихся к учебной деятельности,
позитивному настрою на урок
2. Создание проблемной
ситуации,
целеполагание
Цель: создание проблемной ситуации,
в результате которой учащиеся
самостоятельно выдвигают
цель и формулируют задачи урока.
Задачи:
– создать проблемную ситуацию;
– выявить затруднения в деятельности
учащихся;
– подвести детей к формулировке
цели (темы) и постановке задач
урока (создать условия для самостоятельного
целеполагания учащихся)
3.
Актуализация
знаний
Цель: актуализация опорных знаний
учащихся, необходимых для
освоения новой темы.
Задачи:
– актуализировать опыт учащихся,
подготовить к изучению нового
материала;
– зафиксировать затруднения учащихся
в пробном учебном действии;
–
определить границы знания и незнания;
–
актуализировать опорные знания
и изученные способы действий
4. Первичное усвоение
новых знаний
Цель:
организация усвоения учащимися
нового знания в результате
самостоятельной, совместной работы
с учителем.
8
Показатели достижения
результата
1 2 3
– полная готовность класса и
оборудования к уроку;
– быстрое включение учащихся
в деловой ритм;
– кратковременность организационного
момента;
– организация внимания всех
учащихся
– определены границы знания
и незнания проблемной
ситуации;
– сформулирована тема урока;
–
использованы приемы
и средства для включения
учащихся в процесс целеполагания;
–
организована деятельность
по приему целей учащимися
– актуализированы знания и
способы действий, необходимые
и достаточные для освоения
содержания новой
темы;
– выполнено пробное учебное
действие с фиксацией затруднений
–
организована и методически
обеспечена самостоятельная
работа учащихся по
усвоению новых знаний
Стр.8
1 2 3
Задачи:
– создать условия для освоения
учащимися нового материала;
– обеспечить и организовать самостоятельную
исследовательскую
деятельность учащихся
5. Первичная проверка
понимания
Цель: установление правильности
и осознанности усвоения нового
знания, выявление причин ошибок
и их исправление.
Задачи:
– организовать самостоятельное
выполнение каждым учащимся заданий
на новый способ действий
(применить новые знания
в новой ситуации);
– организовать самопроверку
(оценку) учащимися своих решений
по эталону;
– выявить типичные ошибки и
провести их коррекцию
6. Первичное закрепление
Цель:
организация усвоения новых
знаний и способов действий на
уровне применения
в измененной
ситуации.
Задачи:
– организовать самостоятельное
выполнение каждым учащимся заданий
на применение новых знаний,
способа действий;
– установить правильность и осознанность
усвоения учебного материала,
выявить пробелы, неверные
представления, их коррекцию;
– организовать самопроверку учащимися
своих решений по эталону;
– повторить и закрепить ранее изученное
7.
Информация
о домашнем задании,
инструктаж
по его выполнению
Цель:
обеспечение понимания
учащимися цели, содержания и
способов выполнения домашнего
задания.
– организована проверка
правильности выполнения
задания по эталону;
– выявлены и разобраны типичные
ошибки, допущенные
учащимися
– использованы приобретенные
знания в практической
деятельности;
– решены типовые задания
на новый способ действий
(применение знаний в нестандартной
ситуации), корректировка
ошибок;
– самостоятельное выполнение
учащимися заданий
(процент учащихся, справившихся
с заданием)
– сообщен объем и содержание
домашнего задания с
фиксацией в дневнике;
– произведен разбор по выполнению
домашнего задания,
указаны трудности, с
которыми могут столкнуться
учащиеся;
9
Стр.9
1 2 3
Задачи:
– закрепить изученный учебный
материал;
– сообщить объем и содержание
домашнего задания с фиксацией в
дневнике;
– проверить понимание выполнения
домашнего задания, обсудить
возможные трудности, с которыми
могут столкнуться учащиеся;
– побудить к поиску новых знаний
вне урока, с учетом собственных
возможностей и личными интересами
учащихся;
– объявить критерии оценки домашнего
задания
8. Рефлексия (подведение
итогов занятия)
Цель:
подведение итога урока, организация
рефлексии, оценка результатов
деятельности учащихся.
Задачи:
– установить соответствие между
поставленной целью и результатом
урока;
– зафиксировать новое содержание,
изученное на уроке;
– зафиксировать неразрешенные
затруднения как направления будущей
учебной деятельности;
– организовать рефлексию и самооценку
обучающихся;
– проанализировать и оценить успешность
достижения цели
– объявлены критерии оценки
домашнего задания
– подведен итог урока;
– проведена рефлексия учебной
деятельности в конце
или в течение всего урока;
– использованы приемы рефлексии;
–
соответствие методов обучения
и процедур оценивания;
–
проведен анализ достижения
цели урока;
– получена достоверная информация
о достижении
учащимися планируемых результатов;
–
адекватность самооценки,
оценки учителя
Структура урока комплексного применения знаний и умений
(урок закрепления)
Этапы урока
1. Организационный
момент
Цель/задачи этапа
Цель: подготовка учащихся к
включению в учебную деятельность
на личностно значимом
уровне.
10
Показатели достижения
результата
1 2 3
– полная готовность класса и
оборудования к уроку;
– быстрое включение учащихся
в деловой ритм;
Стр.10