Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
образовательное учреждение высшего образования
ВВедение В ломоносоВоВедение
(материалы к спецкурсу)
Учебное пособие
Под общей редакцией А.И. Есюкова, П.В. Лизунова
Архангельск
САФУ
2017
1
Стр.1
УДК 001(091)
ББК 72.3
В74
А.И. Есюков, Е.И. Жиляева, С.В. Козлов, П.В. Лизунов, А.Г. Лошаков,
Н.И. Николаев, Э.И. Николаева , Л.В. Повал, Т.В. Симашко,
С.А. Смирнова, О.В. Соколова, Г.В. Судаков, С.Н. Третьякова,
Н.В. Хохлова, Д.А. Честнейшина, И.Н. Юркин
Авторы: А.Т. Ашхарова, А.Г. Бондарева, А.В. Григорьева,
наук, профессор кафедры литературы и русского языка гуманитарного
института САФУ в г. Северодвинске; О.Н. Чупрова, кандидат
Рецензенты: В.В. Морозан, доктор исторических наук, профессор
Института истории СПбГУ; А.Г. Лошаков, доктор филологических
юридических наук, профессор кафедры уголовного права и уголовного
процесса Северодвинского филиала ЧОУ ВО «Институт управления».
Введение в ломоносововедение (Материалы к спецкурсу):
В74
учебное пособие / А.Т. Ашхарова [и др.]; под ред. А.И. Есюкова,
П.В. Лизунова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. –
Архангельск: САФУ, 2017. – 388 с.
ISBN 978-5-261-01242-9
Представлены материалы о жизни и творчестве первого российского
академика М.В. Ломоносова; включены разделы, содержащие анализ
мировоззренческих оснований творческого наследия Ломоносова и его
вклад в развитие отечественной культуры.
Материалы предназначены для реализации программы по курсу
«Введение в ломоносововедение» для студентов гуманитарных
специальностей.
Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен и
др. сведений, а также за соблюдение законов об интеллектуальной
собственности несут авторы публикуемых материалов.
УДК 001 (091)
ББК 72.3
ISBN 978-5-261-01242-9
2
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2017
Стр.2
Посвящается памяти профессора
Игоря Алексеевича Чудинова
ПРедислоВие
Спецкурс «Ломоносововедение» был разработан профессором,
доктором философских наук Игорем Алексеевичем Чудиновым
(1917–2015) в 1994 г. для студентов Гуманитарного института
Северодвинского филиала Поморского университета (с 2011 г. –
филиал Северного Арктического федерального университета имени
М.В. Ломоносова). Этот спецкурс читался им с 1994 по 1999 гг.
В 2001 г. И.А. Чудинов опубликовал учебное пособие «Богатырь
науки и искусства: молодым о М.В. Ломоносове» (Архангельск,
2001). В этом же году преподаватели кафедры философии и культурологии
разработали и издали Программу «Введение в ломоносововедение»,
обобщив свой опыт преподавания этой учебной
дисциплины. Последний вариант программы был опубликован в
2014 г. и представлен в приложении 2 предлагаемого пособия.
На протяжении двух последних столетий образ М.В. Ломоносова
интерпретировался в зависимости от идеологических
предпочтений и ценностных ориентаций. Об этом свидетельствует
изданная к 300-летнему юбилею со дня рождения Ломоносова
антология «М.В. Ломоносов: pro et contra. Личность и творчество
М.В. Ломоносова в оценках русских мыслителей и исследователей»
(СПб., 2011. 1120 с.). Юбилейный год М.В. Ломоносова вошел
в перечень памятных дат ЮНЕСКО и был ознаменован научными
конференциями, публикациями и выставками в нашей стране и за
рубежом.
Личность и творческое наследие великого помора особенно
дороги нам: на Архангельской земле «пробудилась неуемная тяга
Ломоносова к знаниям». Авторы предлагаемого пособия стремятся
следовать традиции, заложенной в трудах профессора
3
Стр.3
И.А. Чудинова, и рассматривают «ломоносововедение» как «комплексную
научную дисциплину, входящую в историю России,
культурологию и наукознание».
Известный исследователь наследия Ломоносова Э.П. Карпеев
связывает «ломоносововедение» с «изучением биографии, научного
наследия и вклада Ломоносова в науку и культурный процесс».
Он полагает, что началом этой дисциплины можно считать
«появившиеся сразу же после смерти Ломоносова оценки современников»
(Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь /
сост. Э.П. Карпеев. М., 2009. С. 176).
И.А. Чудинов отмечал, что «ломоносововедение» в наше время
– это «историко-научная дисциплина, изучающая жизнь и деятельность
М.В. Ломоносова – великого ученого и просветителя,
его роль в истории российской и мировой культуры». Он выделил
пять основных периодов исторического развития ломоносововедения
и охарактеризовал каждый из них, отметив переход к шестому
периоду истории этой науки в связи с приближавшимся 300-летием
со дня рождения Ломоносова в 2011 г. «Несмотря на дискуссии о
«феномене» Ломоносова, продолжал профессор И.А. Чудинов, «мы
можем и должны учиться его патриотизму, его любви к родине,
стремлению к знанию и высокой нравственности» (Чудинов И.А.
«Ломоносововедение» как историко-научная дисциплина //
Вестн. Междунар. института управления. Архангельск: МИУ,
2003. № 5).
Историко-педагогический аспект ломоносововедения разрабатывает
профессор, доктор педагогических наук, директор НОЦ
«Ломоносовский институт» САФУ Татьяна Сергеевна Буторина
в работах «Ломоносов и педагогика» (Архангельск, 1994; 2001),
«Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли
XVIII века» (Архангельск; Москва, 2005); «Ломоносововедение
как предмет педагогического исследования» (Буторина, Гулуева,
2011) и др. В работах Т.С. Буториной и ее последователей ломоносововедение
понимается как наука и общественное явление – просветительская,
воспитательная деятельность, выводящая на проблемы
«школьного ломоносововедения» и учебно-воспитательной
работы.
Особенностью предлагаемых материалов «Введение в ломоносововедение»
является попытка совмещения двух аспектов учеб4
Стр.4
ной дисциплины: во-первых как научной дисциплины, связанной с
изучением многогранной научной (преимущественно, социальногуманитарной)
деятельности Ломоносова «для пользы Общества»
и, во-вторых, как социокультурного феномена, связанного с прояснением
философско-мировоззренческих оснований и ценностных
ориентаций великого помора, которые побуждали его к этому
труду на благо Отечества. Без изучения доминантных ценностей
мотивационного ядра поведения человека едва ли возможна содержательная
разработка современной концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
Предлагаемый спецкурс призван расширить общегуманитарные
и культурно-исторические знания студентов, углубленно изучить
творческое наследие великого помора и на примере его жизни
осознать необходимость высокого служения науки и ее творцов
«для пользы Общества». Таким образом, он имеет, прежде
всего, практическую направленность, так как ориентирует на
формирование у студентов исторической памяти и ценностных
ориентаций, совмещающих личный и общественный интересы в
целях успешного развития общества и самореализации личности.
Изучение мировоззрения, творчества, жизненного пути и служения
Отечеству таких великих сынов России, как М.В. Ломоносов,
Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, открывает новые
возможности для воспитания студенчества.
Материалы пособия расположены с учетом междисциплинарных
связей и предполагают непосредственное обращение к фактам
истории и культуры России. Авторы убеждены, что изучение
жизни и творчества М.В. Ломоносова необходимо сегодня не только
в плане познавательном, но также и в плане воспитательном,
поскольку служение Науке было понято им как содействие укреплению
и процветанию России, «чтобы выучились россияне, чтобы
показали свое достоинство» [X: 357].
Здесь и далее ссылки на работы М.В. Ломоносова даются в тексте
в квадратных скобках с указанием тома римской цифрой, а страницы
– арабской по изданию: Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11 т.
М.; Л., 1950–1959, 1983.
5
Стр.5
оглАВление
Предисловие (Есюков А.И., Лизунов П.В.) ......................................
Раздел I. Жизненный путь и мировоззренческие доминанты
М.В. Ломоносова ................................................................................
§ 1. Жизненный путь М.В. Ломоносова (Честнейшина Д.А.) .......
§ 2. М.В. Ломоносов и отечественная культура (Есюков А.И.) .....
§ 3. «Ломоносовский миф» в русской культурной традиции
(Н.И. Николаев) ...................................................................................
Раздел II. Культурологические, социально-экономические и
естественнонаучные аспекты мировоззрения М.В. Ломоносова .
3
6
6
22
38
§ 4. Патриотизм как доминирующая ценность мировоззрения
М.В. Ломоносова (Есюков А.И., Жиляева Е.И.) ............................... 44
66
§ 1. Философско-мировоззренческие аспекты корпускулярной
картины мира М.В. Ломоносова (Есюков А.И.) .............................. 66
§ 2. «Россия» и «Запад» как социокультурные символы в одах
М.В. Ломоносова (Есюков А.И.) ........................................................
86
§ 3. Исторические воззрения М.В. Ломоносова (Есюков А.И.) ..... 99
§ 4. Проект «сохранения российского народа» М.В. Ломоносова
(Есюков А.И.) ....................................................................................... 126
§ 5. М.В. Ломоносов и научные исследования морских путей
Арктики (Повал Л.М., Григорьева А.В.) ........................................... 143
§ 6. Ломоносов – естествоиспытатель (Третьякова С.Н.) ............. 168
§ 7. М.В. Ломоносов – исследователь недр и металлург (Юркин
И.Н.) .............................................................................................. 186
Раздел III. Лингвистические идеи и открытия М.В. Ломоносова 196
§ 1. М.В. Ломоносов как предтеча отечественного теоретического
языкознания (Симашко Т.В.) ................................................... 196
§ 2. Новые явления в русском языке XVIII в. в оценке М.В. Ломоносова
(Судаков Г.В.) ..................................................................... 211
§ 3. Историческая значимость лингвистической деятельности
М.В. Ломоносова и его «Российской грамматики» (Ашхарава А.Т.,
Лошаков А.Г., Смирнова С.А.) ........................................................... 219
§ 4. Лексикографические проблемы в трудах М.В. Ломоносова
(Бондарева А.Г.) .................................................................................. 247
§ 5. Значение трудов М.В. Ломоносова в истории русского литературного
языка (Хохлова Н.В.) ........................................................ 253
383
Стр.383
Раздел IV. Литературное творчество М.В. Ломоносова ............... 264
§ 1. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона и панегирическое
творчество М.В. Ломоносова (Артеменко Т.Н.) ..... 264
§ 2. Образы природы в литературном творчестве М.В. Ломоносова
(Козлов С.В.) ............................................................................... 278
§ 3. Риторическая теодицея М.В. Ломоносова (Есюков А.И.) ........ 307
§ 4. М.В. Ломоносов и духовная литература последней трети
XVIII в.: М.В. Ломоносов и епископ Архангельский и Холмогорский
Аполлос (Есюков А.И.) ........................................................ 317
§ 5. Роль М.В. Ломоносова в развитии детской литературы (Николаева
Э.И.) ........................................................................................... 335
Приложения
Приложение 1. Основные даты жизни и деятельности М.В. Ломоносова
............................................................................................. 346
Приложение 2. Программа курса «Введение в ломоносововедение»
..................................................................................................... 350
Библиографический список .......................................................... 369
Печатается в авторской редакции
Подписано в печать 26.05.2017. Формат 60×84/16.
Усл. печ. л. 22,3. Тираж 50 экз. Заказ № 4907.
Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56
384
Стр.384