Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Введение в ломоносововедение (Материалы к спецкурсу): учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
АвторыАшхарава Ася Тимуровна, Бондарева Анна Григорьевна, Григорьева А. В., Есюков Альберт Иванович, Жиляева Елена Ивановна, Козлов Сергей Викторович, Лизунов Павел Владимирович, Лошаков Александр Геннадьевич, Николаев Николай Ипполитович, Николаева Эльвира Ивановна, Повал Лев Матвеевич, Симашко Татьяна Васильевна, Смирнова Светлана Анатольевна, Соколова Ольга Владимировна, Судаков Гурий Васильевич, Третьякова Светлана Николаевна, Хохлова Наталья Валентиновна, Честнейшина Диана Анатольевна, Юркин И. Н.
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц386
ID685260
АннотацияПредставлены материалы о жизни и творчестве первого российского академика М.В. Ломоносова; включены разделы, содержащие анализ мировоззренческих оснований творческого наследия Ломоносова и его вклад в развитие отечественной культуры.
Кому рекомендованоМатериалы предназначены для реализации программы по курсу «Введение в ломоносововедение» для студентов гуманитарных специальностей
ISBN978-5-261-01242-9
Введение в ломоносововедение (Материалы к спецкурсу): учебное пособие / А.Т. Ашхарава, А.Г. Бондарева, А.В. Григорьева, Е.И. Жиляева, С.В. Козлов, П.В. Лизунов, Н.И. Николаев, Э.И. Николаева, Л.М. Повал, Т.В. Симашко, С.А. Смирнова, О.В. Соколова, С.Н. Третьякова, Н.В. Хохлова, Д.А. Честнейшина, И.Н. Юркин; ред.: А.И. Есюков [и др.] .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2017 .— 386 с. — ISBN 978-5-261-01242-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/685260 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_ломоносововедение_(Материалы_к_спецкурсу)_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» образовательное учреждение высшего образования ВВедение В ломоносоВоВедение (материалы к спецкурсу) Учебное пособие Под общей редакцией А.И. Есюкова, П.В. Лизунова Архангельск САФУ 2017 1
Стр.1
УДК 001(091) ББК 72.3 В74 А.И. Есюков, Е.И. Жиляева, С.В. Козлов, П.В. Лизунов, А.Г. Лошаков, Н.И. Николаев, Э.И. Николаева , Л.В. Повал, Т.В. Симашко, С.А. Смирнова, О.В. Соколова, Г.В. Судаков, С.Н. Третьякова, Н.В. Хохлова, Д.А. Честнейшина, И.Н. Юркин Авторы: А.Т. Ашхарова, А.Г. Бондарева, А.В. Григорьева, наук, профессор кафедры литературы и русского языка гуманитарного института САФУ в г. Северодвинске; О.Н. Чупрова, кандидат Рецензенты: В.В. Морозан, доктор исторических наук, профессор Института истории СПбГУ; А.Г. Лошаков, доктор филологических юридических наук, профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса Северодвинского филиала ЧОУ ВО «Институт управления». Введение в ломоносововедение (Материалы к спецкурсу): В74 учебное пособие / А.Т. Ашхарова [и др.]; под ред. А.И. Есюкова, П.В. Лизунова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2017. – 388 с. ISBN 978-5-261-01242-9 Представлены материалы о жизни и творчестве первого российского академика М.В. Ломоносова; включены разделы, содержащие анализ мировоззренческих оснований творческого наследия Ломоносова и его вклад в развитие отечественной культуры. Материалы предназначены для реализации программы по курсу «Введение в ломоносововедение» для студентов гуманитарных специальностей. Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен и др. сведений, а также за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов. УДК 001 (091) ББК 72.3 ISBN 978-5-261-01242-9 2 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2017
Стр.2
Посвящается памяти профессора Игоря Алексеевича Чудинова ПРедислоВие Спецкурс «Ломоносововедение» был разработан профессором, доктором философских наук Игорем Алексеевичем Чудиновым (1917–2015) в 1994 г. для студентов Гуманитарного института Северодвинского филиала Поморского университета (с 2011 г. – филиал Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова). Этот спецкурс читался им с 1994 по 1999 гг. В 2001 г. И.А. Чудинов опубликовал учебное пособие «Богатырь науки и искусства: молодым о М.В. Ломоносове» (Архангельск, 2001). В этом же году преподаватели кафедры философии и культурологии разработали и издали Программу «Введение в ломоносововедение», обобщив свой опыт преподавания этой учебной дисциплины. Последний вариант программы был опубликован в 2014 г. и представлен в приложении 2 предлагаемого пособия. На протяжении двух последних столетий образ М.В. Ломоносова интерпретировался в зависимости от идеологических предпочтений и ценностных ориентаций. Об этом свидетельствует изданная к 300-летнему юбилею со дня рождения Ломоносова антология «М.В. Ломоносов: pro et contra. Личность и творчество М.В. Ломоносова в оценках русских мыслителей и исследователей» (СПб., 2011. 1120 с.). Юбилейный год М.В. Ломоносова вошел в перечень памятных дат ЮНЕСКО и был ознаменован научными конференциями, публикациями и выставками в нашей стране и за рубежом. Личность и творческое наследие великого помора особенно дороги нам: на Архангельской земле «пробудилась неуемная тяга Ломоносова к знаниям». Авторы предлагаемого пособия стремятся следовать традиции, заложенной в трудах профессора 3
Стр.3
И.А. Чудинова, и рассматривают «ломоносововедение» как «комплексную научную дисциплину, входящую в историю России, культурологию и наукознание». Известный исследователь наследия Ломоносова Э.П. Карпеев связывает «ломоносововедение» с «изучением биографии, научного наследия и вклада Ломоносова в науку и культурный процесс». Он полагает, что началом этой дисциплины можно считать «появившиеся сразу же после смерти Ломоносова оценки современников» (Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / сост. Э.П. Карпеев. М., 2009. С. 176). И.А. Чудинов отмечал, что «ломоносововедение» в наше время – это «историко-научная дисциплина, изучающая жизнь и деятельность М.В. Ломоносова – великого ученого и просветителя, его роль в истории российской и мировой культуры». Он выделил пять основных периодов исторического развития ломоносововедения и охарактеризовал каждый из них, отметив переход к шестому периоду истории этой науки в связи с приближавшимся 300-летием со дня рождения Ломоносова в 2011 г. «Несмотря на дискуссии о «феномене» Ломоносова, продолжал профессор И.А. Чудинов, «мы можем и должны учиться его патриотизму, его любви к родине, стремлению к знанию и высокой нравственности» (Чудинов И.А. «Ломоносововедение» как историко-научная дисциплина // Вестн. Междунар. института управления. Архангельск: МИУ, 2003. № 5). Историко-педагогический аспект ломоносововедения разрабатывает профессор, доктор педагогических наук, директор НОЦ «Ломоносовский институт» САФУ Татьяна Сергеевна Буторина в работах «Ломоносов и педагогика» (Архангельск, 1994; 2001), «Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века» (Архангельск; Москва, 2005); «Ломоносововедение как предмет педагогического исследования» (Буторина, Гулуева, 2011) и др. В работах Т.С. Буториной и ее последователей ломоносововедение понимается как наука и общественное явление – просветительская, воспитательная деятельность, выводящая на проблемы «школьного ломоносововедения» и учебно-воспитательной работы. Особенностью предлагаемых материалов «Введение в ломоносововедение» является попытка совмещения двух аспектов учеб4
Стр.4
ной дисциплины: во-первых как научной дисциплины, связанной с изучением многогранной научной (преимущественно, социальногуманитарной) деятельности Ломоносова «для пользы Общества» и, во-вторых, как социокультурного феномена, связанного с прояснением философско-мировоззренческих оснований и ценностных ориентаций великого помора, которые побуждали его к этому труду на благо Отечества. Без изучения доминантных ценностей мотивационного ядра поведения человека едва ли возможна содержательная разработка современной концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Предлагаемый спецкурс призван расширить общегуманитарные и культурно-исторические знания студентов, углубленно изучить творческое наследие великого помора и на примере его жизни осознать необходимость высокого служения науки и ее творцов «для пользы Общества». Таким образом, он имеет, прежде всего, практическую направленность, так как ориентирует на формирование у студентов исторической памяти и ценностных ориентаций, совмещающих личный и общественный интересы в целях успешного развития общества и самореализации личности. Изучение мировоззрения, творчества, жизненного пути и служения Отечеству таких великих сынов России, как М.В. Ломоносов, Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, открывает новые возможности для воспитания студенчества. Материалы пособия расположены с учетом междисциплинарных связей и предполагают непосредственное обращение к фактам истории и культуры России. Авторы убеждены, что изучение жизни и творчества М.В. Ломоносова необходимо сегодня не только в плане познавательном, но также и в плане воспитательном, поскольку служение Науке было понято им как содействие укреплению и процветанию России, «чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство» [X: 357]. Здесь и далее ссылки на работы М.В. Ломоносова даются в тексте в квадратных скобках с указанием тома римской цифрой, а страницы – арабской по изданию: Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11 т. М.; Л., 1950–1959, 1983. 5
Стр.5
оглАВление Предисловие (Есюков А.И., Лизунов П.В.) ...................................... Раздел I. Жизненный путь и мировоззренческие доминанты М.В. Ломоносова ................................................................................ § 1. Жизненный путь М.В. Ломоносова (Честнейшина Д.А.) ....... § 2. М.В. Ломоносов и отечественная культура (Есюков А.И.) ..... § 3. «Ломоносовский миф» в русской культурной традиции (Н.И. Николаев) ................................................................................... Раздел II. Культурологические, социально-экономические и естественнонаучные аспекты мировоззрения М.В. Ломоносова . 3 6 6 22 38 § 4. Патриотизм как доминирующая ценность мировоззрения М.В. Ломоносова (Есюков А.И., Жиляева Е.И.) ............................... 44 66 § 1. Философско-мировоззренческие аспекты корпускулярной картины мира М.В. Ломоносова (Есюков А.И.) .............................. 66 § 2. «Россия» и «Запад» как социокультурные символы в одах М.В. Ломоносова (Есюков А.И.) ........................................................ 86 § 3. Исторические воззрения М.В. Ломоносова (Есюков А.И.) ..... 99 § 4. Проект «сохранения российского народа» М.В. Ломоносова (Есюков А.И.) ....................................................................................... 126 § 5. М.В. Ломоносов и научные исследования морских путей Арктики (Повал Л.М., Григорьева А.В.) ........................................... 143 § 6. Ломоносов – естествоиспытатель (Третьякова С.Н.) ............. 168 § 7. М.В. Ломоносов – исследователь недр и металлург (Юркин И.Н.) .............................................................................................. 186 Раздел III. Лингвистические идеи и открытия М.В. Ломоносова 196 § 1. М.В. Ломоносов как предтеча отечественного теоретического языкознания (Симашко Т.В.) ................................................... 196 § 2. Новые явления в русском языке XVIII в. в оценке М.В. Ломоносова (Судаков Г.В.) ..................................................................... 211 § 3. Историческая значимость лингвистической деятельности М.В. Ломоносова и его «Российской грамматики» (Ашхарава А.Т., Лошаков А.Г., Смирнова С.А.) ........................................................... 219 § 4. Лексикографические проблемы в трудах М.В. Ломоносова (Бондарева А.Г.) .................................................................................. 247 § 5. Значение трудов М.В. Ломоносова в истории русского литературного языка (Хохлова Н.В.) ........................................................ 253 383
Стр.383
Раздел IV. Литературное творчество М.В. Ломоносова ............... 264 § 1. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона и панегирическое творчество М.В. Ломоносова (Артеменко Т.Н.) ..... 264 § 2. Образы природы в литературном творчестве М.В. Ломоносова (Козлов С.В.) ............................................................................... 278 § 3. Риторическая теодицея М.В. Ломоносова (Есюков А.И.) ........ 307 § 4. М.В. Ломоносов и духовная литература последней трети XVIII в.: М.В. Ломоносов и епископ Архангельский и Холмогорский Аполлос (Есюков А.И.) ........................................................ 317 § 5. Роль М.В. Ломоносова в развитии детской литературы (Николаева Э.И.) ........................................................................................... 335 Приложения Приложение 1. Основные даты жизни и деятельности М.В. Ломоносова ............................................................................................. 346 Приложение 2. Программа курса «Введение в ломоносововедение» ..................................................................................................... 350 Библиографический список .......................................................... 369 Печатается в авторской редакции Подписано в печать 26.05.2017. Формат 60×84/16. Усл. печ. л. 22,3. Тираж 50 экз. Заказ № 4907. Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56 384
Стр.384

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.