ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Эпистолярное наследие
С. В. Смоленского
с С. А. Рачинским
1883—1902
Переписка
Составление, вступительная статья, комментарии
Надежда Кабанова, Марина Рахманова
Научный консультант
Алексей Наумов
2-е издание
Издательский Дом ЯСК
Москва
2019
Стр.4
УДК 78.03(470-571)
ББК 85.318
Э 71
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Э 71
1883 Эпистолярное наследие С. В. Смоленского. Переписка с С. А. Рачинским.
–1902 / Сост., вступит. ст., коммент. Н. И. Кабановой, М. П. Рахмановой;
ISBN 978-5-907117-41-9
Тексты этой книги представляют читателю обширный эпистолярный диалог
науч. консультант А. А. Наумов. — 2-е изд. — М.: Издательский Дом ЯСК,
2019. — 848 c., ил. — (Вклейка после с. 384.) — (Язык. Семиотика. Культура).
двух замечательных деятелей эпохи конца XIX — начала ХХ столетия: Сергея Александровича
Рачинского и Степана Васильевича Смоленского. Если деятельность
С. В. Смоленского — крупнейшего ученого-музыковеда, директора Синодального
о училища церковного пения и Придворной певческой капеллы — достаточно подробно
ченого-биолога, выдающегося педагога, создателя целой сети народных школ, до сих
пор не пользуется заслуженной известностью. Необходимо переиздание его наследия
и в первую очередь его интереснейшей и грандиозной по масштабам переписки.
Список имен корреспондентов Рачинского, писавших со всех концов России
в по разнообразным общественным, педагогическим и частным вопросам, весьма
печатляющ: от министров и других влиятельных государственных лиц до простых
дсвещена в ряде публикаций последних лет (преимущественно в серии «Русская
ууховная музыка в документах и материалах»), то деятельность С. А. Рачинского,
крестьян. Всю эту корреспонденцию Рачинский тщательно сохранял, называя ее своим
«обозом к потомству». Столь же трепетно хранил послания Рачинского и Смоленский.
В публикуемой переписке затрагивается очень широкий круг проблем. В первую
очередь это, естественно, вопросы русского церковного пения, его истории, его нынешнего
состояния, его дальнейших путей, методов обучения пению как в крестьянской
школе, так и в столь высокопрофессиональном учебном заведении, как Синодальное
училище. Много внимания уделяют корреспонденты собственно педагогической
практике в разных ее аспектах. Но все же, вероятно, главное в этих письмах — сама
жизнь России той эпохи во всем богатстве ее проявлений.
смысле Кроме того, тексты Рачинского и Смоленского великолепны в литературном
и, употребляя слова В. В. Розанова о письмах Рачинского, являют собой уже
и уходивший тогда в прошлое классический стиль русской литературы, полный «вкуса,
зящества и глубины».
УДК 78.03(470-571)
БК 85.318
© Н. И. Кабанова, М. П. Рахманова,
© И сост., вступит. ст., коммент., 2019
здательский Дом ЯСК, 2019
Стр.5
Содержание
Надежда Кабанова, Марина Рахманова. Вступительная статья .............. 7
Письма С. В. Смоленского и С. А. Рачинского (1883—1902) ................ 27
Приложения
Вступление ............................................................ 761
Письма С. А. Рачинского к Н. И. Ильминскому ........................... 764
Сергей Рачинский. Чтение Псалтири в начальной школе .................. 780
Сергей Рачинский. Музыкальная заметка ................................ 787
Сергей Рачинский. Повесть «Трио» ...................................... 791
Марина Рахманова. Соловецкое собрание: история с продолжением ...... 816
Именной указатель ..................................................... 825
Стр.6