Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Время реакций человека: физиологические механизмы, вербально-смысловая регуляция, связь с интеллектом и свойствами нервной системы (385,00 руб.)

0   0
Первый авторЧуприкова Н. И.
ИздательствоМ.: ЯСК
Страниц433
ID684978
АннотацияВ статьях, представленных в книге, реализована методология объективного физиологического подхода к изучению механизмов сознательных произвольных реакций человека, время которых (ВР) измеряется в экспериментах. Процессы организации реакций описываются в понятиях временных нервных связей, возбуждения и торможения, их генерализации и концентрации, взаимодействия и борьбы за выход на конечные двигательные пути. В центре обсуждения физиологическая роль предварительных словесных инструкций, содержание которых инициирует те психофизиологические процессы, время протекания которых измеряется в эксперименте. Рассматриваются факты, свидетельствующие о том, что в ситуации простой реакции и несложных реакций различения и выбора инструкция создает в мозге состояние предпусковой интеграции в виде системы открытых и закрытых путей. Оно предшествует подаче пусковых стимулов и ведет к сокращению ВР на одни сигналы и к блокаде реакций на другие. Реализованный в книге подход к механизмам ВР вписан в контекст общей павловской теории высшей нервной деятельности, включая присущее человеку взаимодействие первой (сенсорно-перцептивной) и второй (вербально-семантической) сигнальных систем. Обсуждается несовместимость реализованного подхода к изучению ВР с теоретическими моделями ВР, разрабатываемыми в рамках «компьютерной метафоры» и основанными на гипотетическом представлении о последовательных или параллельных стадиях обработки стимульной информации. Обобщены фактические данные о прекращении роста ВР различения и выбора после того, как количество альтернативных сигналов достигает числа 7 ± 2. Обсуждается общность физиологических причин данного явления и причин феноменов ограниченности объема внимания и кратковременной памяти. Рассматривается связь индивидуальных различий ВР со свойствами лабильности, подвижности и концентрированности нервных процессов и с интеллектом. Обосновывается взгляд, что в основе связи ВР и IQ лежит общность многих физиологических механизмов, которые определяют как эффективность умственной деятельности, так и большую или меньшую величину ВР.
Кому рекомендованоКнига адресована психологам, физиологам, методологам наук о человеке, специалистам по моделированию психических процессов и искусственному интеллекту.
ISBN978-5-907117-62-4
УДК159.9
ББК88.3
Чуприкова, Н.И. Время реакций человека: физиологические механизмы, вербально-смысловая регуляция, связь с интеллектом и свойствами нервной системы / Н.И. Чуприкова .— Москва : ЯСК, 2019 .— 433 с. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning) .— Библиогр. в конце ст. — ISBN 978-5-907117-62-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/684978 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Время_реакций_человека_Физиологические_механизмы….pdf
Н. И. Чуприкова ВРЕМЯ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ, ВЕРБАЛЬНО-СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, СВЯЗЬ С ИНТЕЛЛЕКТОМ И СВОЙСТВАМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ  Издательский Дом ЯСК Москва 2019
Стр.4
Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. УДК 159.9 ББК 88.3 Ч 92 Чуприкова Н. И. Ч 92 Время реакций человека: Физиологические механизмы, вербальносмысловая регуляция, связь с интеллектом и свойствами нервной системы. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. — 432 с. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning). ISBN 978-5-907117-62-4 В статьях, представленных в книге, реализована методология объективного физиологического подхода к изучению механизмов сознательных произвольных реакций человека, время которых (ВР) измеряется в экспериментах. Процессы организации реакций описываются в понятиях временных нервных связей, возбуждения и торможения, их генерализации и концентрации, взаимодействия и борьбы за выход на конечные двигательные пути. В центре обсуждения физиологическая роль предварительных словесных инструкций, содержание которых инициирует те психофизиологические процессы, время протекания которых измеряется в эксперименте. Рассматриваются факты, свидетельствующие о том, что в ситуации простой реакции и несложных реакций различения и выбора инструкция создает в мозге состояние предпусковой интеграции в виде системы открытых и закрытых путей. Оно предшествует подаче пусковых стимулов и ведет к сокращению ВР на одни сигналы и к блокаде реакций на другие. Реализованный в книге подход к механизмам ВР вписан в контекст общей павловской теории высшей нервной деятельности, включая присущее человеку взаимодействие первой (сенсорно-перцептивной) и второй (вербально-семантической) сигнальных систем. Обсуждается несовместимость реализованного подхода к изучению ВР с теоретическими моделями ВР, разрабатываемыми в рамках «компьютерной метафоры» и основанными на гипотетическом представлении о последовательных или параллельных стадиях обработки стимульной информации. Обобщены фактические данные о прекращении роста ВР различения и выбора после того, как количество альтернативных сигналов достигает числа 7 ± 2. Обсуждается общность физиологических причин данного явления и причин феноменов ограниченности объема внимания и кратковременной памяти. Рассматривается связь индивидуальных различий ВР со свойствами лабильности, подвижности и концентрированности нервных процессов и с интеллектом. Обосновывается взгляд, что в основе связи ВР и IQ лежит общность многих физиологических механизмов, которые определяют как эффективность умственной деятельности, так и большую или меньшую величину ВР. Книга адресована психологам, физиологам, методологам наук о человеке, специВ оформлении переплета использован фрагмент гравюры А. Дюрера «Меланхолия» (1514) алистам по моделированию психических процессов и искусственному интеллекту. УДК 159.9 ББК 88.3 © Чуприкова Н. И., 2019 © Издательский Дом ЯСК, 2019
Стр.5
ОглавлеНИе Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел I Физиологические механизмы высших психических пРоцессов человека Качественное отличие физиологических процессов мозга человека от физиологических процессов мозга животных .... 19 Вербально-смысловое управление работой зрительной системы в актах сознательной когнитивной деятельности ............ 25 О скорости развития и степени концентрированности локального очага повышенной возбудимости при выделении объекта из фона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Об индукционном торможении в зрительном анализаторе человека в процессе образования временных связей между индифферентными раздражителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 О локальном торможении афферентных импульсаций под влиянием словесных раздражителей .................. 77 О центральной регуляции возбудимости зрительного анализатора и механизмах, управляющих саккадическими движениями глаз ...................................... 89 Возможные источники реакций ложной тревоги и психофизиологические механизмы оптимизации процесса обнаружения слабых сигналов ........................... 101 Вербально-смысловое управление работой анализаторов человека и представления Дж. Эдельмана и А. М. Иваницкого о физиологических механизмах сознания .................. 111 9
Стр.6
6 оглавление Раздел II Физиологические механизмы Реакций Различения и выбоРа Механизмы образования временных нервных связей между пусковым сигналом и двигательным ответом в опытах с измерением времени реакций человека. Роль лобных долей мозга ........................................... 123 О причинах роста латентных периодов реакций при увеличении числа альтернативных сигналов .......................... 139 О стабилизации времени реакций при большом числе хранящихся в памяти эталонов (К вопросу о построении теоретических моделей реакций выбора) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 К вопросу о соотношении между индивидуальными показателями скорости простой реакции и реакций выбора различной степени сложности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 Предпусковая интеграция в опытах с измерением времени реакций человека ...................................... 191 Представления западных ученых о роли силы следа памяти как фактора, определяющего время реакций бинарной классификации и эффективность удержания в кратковременной памяти разного числа сигналов . . . . . . . . . . 206 Предусмотренный в инструкции полезный результат деятельности как фактор разного соотношения положительного и тормозного полюсов предпусковой интеграции. Устойчивые индивидуальные различия в соотношении этих полюсов при стандартной инструкции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 Моторное завершение двигательной реакции как акт живого движения ............................................. 218 Из опыта интеграции психологических знаний ............... 222 Раздел III аналитико-синтетические пРоцессы деятельности мозга пРи осуществлении пРоизвольных Реакций по пРедваРительной словесной инстРукции Генерализация и концентрация нервных процессов при дифференцировании зрительных и словесных раздражителей у человека ............................... 235
Стр.7
оглавление 7 Об оптимальной скорости обнаружения различий между раздражителями ....................................... 253 О скорости обнаружения различий в яркости одновременно предъявляемых световых сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 Время реакций как показатель синтетической интегративной деятельности мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 Борьба за конечный нервный путь, ведущий к осуществлению определенного двигательного акта, как фактор удлинения времени реакций в условиях интерференции релевантных и иррелевантных задаче ассоциативных временных связей . . . 278 Физиологические механизмы реакций называния вербальных стимулов, понятийной категоризации значений слов и ответов на простые вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Раздел IV вРемя Реакций и интеллект Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) . . . . . . . . . . . . . . . . . 295 Концентрированность нервных процессов и интеллект ........ 318 Возрастные особенности связей между временем скоростной классификации стимулов разных типов и интеллектом ...... 324 Особенности связей между временем скоростной классификации разных стимул-объектов и интеллектом у детей с особенностями развития и у студентов с разным уровнем химических способностей .............................. 335 Раздел V вРемя Реакций и свойства неРвной системы Скоростные параметры ассоциативных реакций и типологические свойства нервной системы человека ...... 345 Связь эффективности выполнения теста Струпа с лабильностью и подвижностью нервных процессов ....... 361 Об уточнении физиологического смысла и стандартизации двигательной методики В. Д. Небылицына по определению силы нервной системы ................................. 365
Стр.8
8 оглавление Системная интеграция психологических и физиологических знаний в области изучения индивидуальных различий силы ощущений и силы нервной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.