Железнова
Роль библиотек в повышении профессионального уровня
профессорско-преподавательского состава вузов
Переход
общества
к
построению
глобального
открытого
информационного пространства, о котором было провозглашено в декабре
2003г. в Женеве на первом межправительственном саммите, предполагает
свободную ориентацию личности в информационной среде и более
продуктивное использование накопленных человечеством информационных
ресурсов. <...> Производство и потребление информации становится важной
сферой приложения знаний, умений каждого, а информационная
грамотность, информационная культура – неотъемлемой составляющей
каждой личности, важнейшим условием ее самореализации. <...> С одной стороны, в условиях смены парадигмы образования:
внедрение новых образовательных стандартов, увеличение доли
самостоятельной работы, освоение дистанционного обучения библиотеки
образовательных учреждений призваны формировать умение учиться
добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания., что и
является определяющим в деятельности библиотеки – из пункта выдачи
учебников библиотека превращается в научно-информационный центр,
который
постоянно
совершенствует
технологии
обеспечения
информационной поддержки образовательного, научного и культурновоспитательного процессов. <...> В поле зрения библиотеки и ее основную
деятельность входят такие новые аспекты деятельности как формирование
информационной, экологической, полиэтнической, духовной культуры
обучающихся, защита авторского права, содействие развитию новых форм
вузовского и дополнительного образования. <...> С другой – активное
компьютеризация,
внедрение
новых
библиотечно-информационных
технологий, создание библиотечно-информационных систем заставляет
библиотекарей изменить свою ментальность: постоянного повышать свой
профессиональный и образовательный уровень, осваивать ПК и другие
телекоммуникативные технологии, овладевать <...>
Роль_библиотек_в_повышении_профессионального_уровня_профессорско-преподавательского_состава_вузов.pdf
Н.Дунаева,
директор ЦСХНБ им. Железнова
Роль библиотек в повышении профессионального уровня
профессорско-преподавательского состава вузов
Переход общества к построению глобального открытого
информационного пространства, о котором было провозглашено в декабре
2003г. в Женеве на первом межправительственном саммите, предполагает
свободную ориентацию личности в информационной среде и более
продуктивное использование накопленных человечеством информационных
ресурсов. Производство и потребление информации становится важной
сферой приложения знаний, умений каждого, а информационная
грамотность, информационная культура – неотъемлемой составляющей
каждой личности, важнейшим условием ее самореализации. К настоящему
времени многие из старых источников информации ушли в прошлое,
Интернет позволяет беспрепятственно путешествовать по отечественному и
мировому информационному пространству.
С одной стороны, в условиях смены парадигмы образования:
внедрение новых образовательных стандартов, увеличение доли
самостоятельной работы, освоение дистанционного обучения библиотеки
образовательных учреждений призваны формировать умение учиться
добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания., что и
является определяющим в деятельности библиотеки – из пункта выдачи
учебников библиотека превращается в научно-информационный центр,
который постоянно совершенствует технологии
обеспечения
информационной поддержки образовательного, научного и культурновоспитательного
процессов. В поле зрения библиотеки и ее основную
деятельность входят такие новые аспекты деятельности как формирование
информационной, экологической, полиэтнической, духовной культуры
обучающихся, защита авторского права, содействие развитию новых форм
вузовского и дополнительного образования. С другой – активное
компьютеризация, внедрение новых библиотечно-информационных
технологий, создание библиотечно-информационных систем заставляет
библиотекарей изменить свою ментальность: постоянного повышать свой
профессиональный и образовательный уровень, осваивать ПК и другие
телекоммуникативные технологии, овладевать информационной культурой
для того, чтобы в современных условиях обеспечивать пользователей
широким доступом к контенту не только и, может быть, и не столько, данной
библиотеки, но ко всем ее отечественным и зарубежным партнерам.
Систематизированная совокупность специальных знаний информационных
Стр.1
2
технологий, умений, навыков, обеспечивающих осуществление
индивидуальной информационной деятельности приобретает такое же
значение как основные знания, умение, на которых строится современное
образование. В ходе компьютеризации модернизируются традиционные
библиотечные технологии, расширяется перечень услуг, предоставляемых
библиотекой, и круг ее пользователей. Происходят радикальные изменения в
профессиональном сознании библиотекарей, меняется психология
потребителей информации, повышается престиж библиотеки. Благодаря
созданию различных информационных ресурсов, формируется новое
библиотечно-информационное пространство, в рамках которого успешно
развиваются интеграция и кооперация, позволяющие полнее удовлетворять
информационные потребности пользователей и рациональнее использовать
библиотечные ресурсы. Очень важно создавать качественную
информационную систему, которая бы позволяла в полной мере реализовать
такие долгосрочные цели как создание библиотечных компьютерных сетей,
единого библиотечно-информационного пространства, удовлетворение
самого широкого спектра информационных запросов пользователей.
Следовательно, особое значение приобретает организация информационного
образования и повышение информационной культуры личности. При этом
формирование информационной культуры, информационной грамотности
должно быть специально организованным, целенаправленным процессом,
предполагающим проведения обучения различных категорий пользователей
информации.
Сотрудники вузовских библиотек каждый день сталкиваются с
проблемами недостаточной информационной грамотности, информационной
культурой студентов. Пользователи современных библиотек зачастую не
умеют правильно сформулировать информационные запросы, пользоваться
поисковым аппаратом библиотеки; нередки случаи, когда студент не знает ни
автора, ни названия необходимого ему учебника, а просит подобрать книгу
по цветовой гамме. Хаотический поиск занимает значительное неэффективно
затраченное время, а в итоге - полученная информация оказывается не
релевантной. Результаты исследований, проведенных в ЦНБ, показали, что:
- 75%-85% опрошенных пользователей ЦНБ (читателей), по-прежнему
обращаются к карточному каталогу, который законсервирован с 2000г.,
- Электронным каталогом (ЭК) самостоятельно пользуются лишь 35%-40%
опрошенных пользователей,
- библиографическими пособиями – лишь 10%,
- электронными ресурсами ЦНБ (БД ВИНИТИ, ЦНСХБ, РГБ, РНБ,
ГПНТБ, электронными журналами издательства Шпрингер и многими
другими) только 5,5%,
- преподаватели зачастую не интересуются как и где студент получил ту
или иную информацию.
Напрашивается вывод, что основная часть информационных ресурсов ЦНБ
не востребована, т.к. пользователи ЦНБ о них просто не знают.
Стр.2