Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 520142)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Вариативность речевого развития детей (400,00 руб.)

0   0
Первый авторДоброва Г. Р.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц265
ID684950
АннотацияВ настоящий момент о детской речи в онтолингвистике (науке о об освоении ребенком языка) уже многое известно, однако подавляющее большинство исследований посвящено общим, универсальным свойствам этого процесса. В данной же монографии речь идет о его вариативности, т. е. о тех свойствах детской речи, которые, с одной стороны, нередки, но, с другой стороны, характерны не для всех детей. Рассматривается вариативность речевого развития русскоязычных детей-монолингвов с нормальным речевым развитием — хотя, естественно, затрагиваются также и отдельные аспекты речевого развития детей-билингвов (двуязычных детей) и детей с проблемами речевого развития. Основное внимание уделяется различиям в речевом развитии, обусловленным четырьмя разновидностями групповых различий детей, — типологическими (референциальные/экспрессивные дети), гендерными (мальчики/девочки), социокультурными (дети из семей с высоким/низким социокультурным статусом) и различиями, обусловленными наличием/отсутствием старших братьев/сестер. Анализируются такие особенности речи детей, как активный и пассивный словарный запас; склонность к генерализации/дифференциации/имитации; особенности артикуляции; особенности, связанные со «скачкообразным»/«эволюционным» развитием; склонность к лингвокреативности и др. Монография представляет собой результат исследований автора, основанных на материале спонтанной речи детей и многочисленных экспериментов, связанных с данной проблемой, — как публиковавшихся в течение последних более чем двадцати лет, так и новых, ранее не публиковавшихся.
Кому рекомендованоМонография может быть полезна всем тем, кто интересуется детской речью: будучи ориентирована в первую очередь на специалистов — онтолингвистов, психолингвистов, лингвистов, логопедов, методистов, — она может представлять интерес и для более широкого круга людей — воспитателей детских садов, учителей, родителей, неравнодушных к речи своих детей.
ISBN978-5-94457-330-8
УДК81
ББК81
Доброва, Г.Р. Вариативность речевого развития детей [Электронный ресурс] : [монография] / Г.Р. Доброва .— М. : Языки славянской культуры : ЯСК, 2018 .— 265 с. — (Studia philologica) .— Библиогр.: с. 251-262 .— ISBN 978-5-94457-330-8 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/684950

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вариативность_речевого_развития_детей.pdf
педагогический университет им. А.И. Герцена Институт лингвистических исследований Российской академии наук Российский государственный Г. Р. Доброва речеВого разВития детей ВариатиВность языки славянской культуры Москва 2018 издательский дом ясК
Стр.4
Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. УДК 80/81 ББК 81 Д 56 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) проект № 14-18-03668 Н а у ч н ы й р е д а к т о р: Д-р филол. наук М. Д. Воейкова Р е дакционный совет с ерии: Д-р филол. наук проф. Т. А. Гридина, Д-р филол. наук, д-р психол. наук проф. И. М. Румянцева, Д-р филол. наук проф. С. Н. Цейтлин Д 56 Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей — М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2018. — 264 с. — (Studia philologica). ISBN 978-5-94457-330-8 В настоящий момент о детской речи в онтолингвистике (науке о об освоении ребенком языка) уже многое известно, однако подавляющее большинство исследований посвящено общим, универсальным свойствам этого процесса. В данной же монографии речь идет о его вариативности, т. е. о тех свойствах детской речи, которые, с одной стороны, нередки, но, с другой стороны, характерны не для всех детей. Рассматривается вариативность речевого развития русскоязычных детей-монолингвов с нормальным речевым развитием — хотя, естественно, затрагиваются также и отдельные аспекты речевого развития детей-билингвов (двуязычных детей) и детей с проблемами речевого развития. Основное внимание уделяется различиям в речевом развитии, обусловленным четырьмя разновидностями групповых различий детей, — типологическими (референциальные/экспрессивные дети), гендерными (мальчики/девочки), социокультурными (дети из семей с высоким/низким социокультурным статусом) и различиями, обусловленными наличием/отсутствием старших братьев/сестер. Анализируются такие особенности речи детей, как активный и пассивный словарный запас; склонность к генерализации/дифференциации/имитации; особенности артикуляции; особенности, связанные со «скачкообразным»/«эволюционным» развитием; склонность к лингвокреативности и др. Монография представляет собой результат исследований автора, основанных на материале спонтанной речи детей и многочисленных экспериментов, связанных с данной проблемой, — как публиковавшихся в течение последних более чем двадцати лет, так и новых, ранее не публиковавшихся. Монография может быть полезна всем тем, кто интересуется детской речью: будучи ориентирована в первую очередь на специалистов — онтолингвистов, психолингвистов, лингвистов, логопедов, методистов, — она может представлять интерес и для более широкого круга людей — воспитателей детских садов, учителей, родителей, неравнодушных к речи своих детей. ББК 81 ISBN 978-5-94457-330-8 © Издательский дом ЯСК, 2018 © Доброва Г. Р., 2018
Стр.5
Оглавление Предисловие ............................................................................................9 Введение .................................................................................................17 Глава 1 Общее и индивидуальное в детской речи 1.1. Общее и индивидуальное: универсальное, общее, групповое и собственно индивидуальное ........................................................21 1.2. Групповые различия — 4 членения ...............................................26 1.3. Материал исследования ..................................................................30 Глава 2 Типологические различия: референциальные/экспрессивные дети 2.1. История вопроса .............................................................................33 2.2. Различия в области лексики ...........................................................39 2.2.1. Доля существительных в начальном словаре ребенка .......39 2.2.2. Доля прилагательных в начальном словаре ........................42 2.2.3. «Замороженные фразы» в начальном словаре ....................42 2.2.4. «Слова-пустышки» в начальном словаре экспрессивных детей .......................................................................45 2.2.5. Скорость пополнения словаря ..............................................46 2.3. Различия в области грамматики ....................................................48 2.3.1. Склонность/несклонность к «телеграфному стилю» ........48 2.3.2. Последовательность в применении грамматических правил ..................................................................50 2.3.2.1. Склонность к морфологическим сверхгенерализациям ...................................................................51 2.3.2.2. Склонность к имитации отсутствующих в спонтанной речи грамматических конструкций ..................53 2.3.3. Имя существительное или личное местоимение? ..............58
Стр.6
6 Оглавление 2.4. Различия в области фонологии ......................................................66 2.5. Различия в области речевого поведения .......................................72 2.6. Демографические различия (биосоциальные вариации) ............74 2.7. Различия в речевом развитии референциальных/экспрессивных детей: сводная таблица ..........77 2.8. Версии о причинах различий в речи референциальных/экспрессивных детей ........................................80 2.9. Диагностирование референциальных /экспрессивных детей ...91 2.10. Значимость выявления референциальных/эспрессивных детей ................................................................................................103 Глава 3 Гендерные различия: мальчики и девочки 3.1. Известные факты о различиях в речевом развитии мальчиков/девочек ..........................................................................112 3.2. Новые факты о различиях в речевом развитии мальчиков /девочек .........................................................................123 3.3. Различия в речевом развитии мальчиков/девочек: сводная таблица ..............................................................................135 Глава 4 Социокультурные различия: дети из семей с высоким/низким социокультурным статусом 4.1. Социоэкономический или социокультурный статус? ................139 4.2. Аспекты речевого развития детей, на которые может влиять социокультурный статус семьи .........141 4.3. Диагностирование социокультурного статуса семьи ребенка ..................................................................................146 Анкета для родителей ..............................................................147 4.4. Различия в речевом развитии детей в зависимости от социокультурного статуса семьи.....................156
Стр.7
Оглавление 7 Глава 5 Различия, обусловленные наличием/отсутствием у ребенка старшего сиблинга (брата и/или сестры) 5.1. Влияние наличия старшего сиблинга на речь ребенка ..............163 5.2. Влияние пола старшего сиблинга на речь ребенка ....................167 Глава 6 Различные проблемы детской речи в аспекте вариативности речевого онтогенеза 6.1. Особенности освоения морфологии ...........................................173 6.2. Имитация .......................................................................................184 6.3. Восприятие полисемии .................................................................194 6.4. Лингвокреативность .....................................................................198 6.5. Языковой протест ..........................................................................212 Глава 7 Базовые и вспомогательные механизмы освоения языка в аспекте вариативности речевого онтогенеза Базовые и вспомогательные механизмы освоения языка в аспекте вариативности речевого онтогенеза .............................219 Заключение ...........................................................................................245 Литература ............................................................................................251
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически