Государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская таможенная академия»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
БИЗНЕС
У ч ебник
доктора экономических наук,
профессора В.Б. Мантусова
Под общей редакцией
Москва
2017
Стр.2
УДК 334.7
ББК 65.298
М43
Допущ ено
Учебно-методическим советом Российской таможенной академии
в качестве учебника для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика»,
направленность «Внешнеэкономическая деятельность и международный бизнес»
Авторский коллектив:
В.Б. МАНТУСОВ, начальник Российской таможенной академии, д-р экон. наук,
профессор (гл. 1);
А.В. ЖУРОВА, доцент кафедры международных экономических отношений, канд.
экон. наук (гл. 2);
А.Н. КУСКОВ, доцент кафедры международных экономических отношений, канд.
воен. наук, доцент (гл. 3);
Н.А. БУДАРИНА, профессор кафедры международных экономических отношений,
д-р экон. наук, доцент (гл. 4);
М.В. ЖАРИКОВ, доцент кафедры международных экономических отношений,
д-р экон. наук (гл. 5);
М.Ф. ТКАЧЕНКО, заведующий кафедрой международных экономических отношений,
д-р экон. наук, доцент (гл. 6)
Рецензенты:
Н.П. ГУСАКОВ, заведующий кафедрой международных экономических отношений
Российского университета дружбы народов, д-р экон. наук, профессор;
А.А. МИГРАНЯН, заведующий отделом экономики Института стран СНГ, д-р экон.
наук, профессор
Эксперт
С.В. ГУБАРЬКОВ, профессор кафедры экономической теории Владивостокского филиала
Российской таможенной академии, д-р экон. наук, доцент
М43 Международный бизнес: учебник / под общ. ред. В.Б. Мантусова. М.: РИО
Российской таможенной академии, 2017. 170 с.
ISBN 978-5-9590-0995-3
Учебник содержит материалы, позволяющие изучить различные аспекты ведения
международного бизнеса, систему его организации и формы в России и за рубежом,
а также методы и структуру поддержки внешнеэкономической деятельности.
В учебнике представлены актуальные примеры и статистическая информация, демонстрирующие
практические основы международного бизнеса.
Предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки
38.04.01 «Экономика», а также рекомендован для аспирантов и преподавателей,
занимающихся изучением проблем международного бизнеса и внешнеэкономической
деятельности в России и зарубежных странах.
УДК 334.7
ББК 65.298
ISBN 978-5-9590-0995-3
© Российская таможенная академия, 2017
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ...........................................................................................................5
Глава 1. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА ..................7
1.1. Понятие и сфера международного бизнеса ......................................7
1.2. Стратегические и тактические аспекты
международного бизнеса ..................................................................15
1.3. Этапы развития международного бизнеса ......................................20
1.4. Современный международный бизнес............................................22
Контрольные вопросы по главе 1 ....................................................30
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА ............31
2.1. Организационно-правовые формы
международных корпораций ............................................................31
2.2. Зарубежные операции международных компаний
и источники информации в сфере внешнеэкономической
деятельности ......................................................................................36
2.3. Аутсорсинг в международном бизнесе ...........................................40
2.4. Организация бизнеса в FMCG-индустрии ......................................44
2.5. Международные торговые сети .......................................................49
Контрольные вопросы по главе 2 ....................................................53
Глава 3. МАРКЕТИНГ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ...................................................54
3.1. Цена как экономическая категория рыночного хозяйства .............54
3.2. Методы ценообразования .................................................................58
3.3. Стратегии ценообразования в международном бизнесе ...............69
Контрольные вопросы по главе 3 ....................................................75
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ ............................................................76
4.1. Понятие инновации ...........................................................................76
4.2. Типы инноваций ................................................................................78
4.3. Управление инновациями в международной компании ................82
Контрольные вопросы по главе 4 ....................................................95
Глава 5. СТРАТЕГИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ ..............................96
5.1. Стратегии в мировой финансовой экономике ................................96
3
Стр.4
5.2. Инфраструктура международного финансового рынка.
Субъекты и участники
международного финансового рынка ..............................................98
5.3. Стратегии минимизации рисков
на международном финансовом рынке .........................................104
5.4. Инновационные стратегии
на международном финансовом рынке .........................................113
5.5. Эволюция международного финансового рынка
и реформа его инфраструктуры .....................................................119
Контрольные вопросы по главе 5 ..................................................124
Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ .........................................................................126
6.1. Развитые страны в системе международного бизнеса
(США, ЕС, Япония) ........................................................................126
6.2. Китайская народная республика
в системе международного бизнеса ..............................................133
6.3. Страны Латинской Америки
в системе международного бизнеса ..............................................137
6.4. Государства Ближнего и Среднего Востока
в системе международного бизнеса ..............................................142
6.5. Организация международного бизнеса
и внешнеэкономической деятельности в России .........................145
Контрольные вопросы по главе 6 ..................................................149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................151
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ...........................................................................................152
ГЛОССАРИЙ .............................................................................................................163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
И РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ...............................................................166
4
Стр.5