Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Мировая экономика и международные отношения (ИОН)

Мировая экономика и международные отношения (ИОН) №7 2019 (900,00 руб.)

0   0
Страниц124
ID676071
Мировая экономика и международные отношения (ИОН) .— 2019 .— №7 .— 124 с. — URL: https://rucont.ru/efd/676071 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мировая_экономика_и_международные_отношения_(ИОН)_№7_2019.pdf
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2019, том 63, № 7, с. 5-15 ЕВРОПА: НОВЫЕ РЕАЛИИ ПРЕДЕЛЫ РОСТА ВЛИЯНИЯ ЕВРОСКЕПТИКОВ © 2019 г. М. Стрежнева, Д. Моисеева ПОСЛЕ ВЫБОРОВ: ИМЭСТРЕЖНЕВА Марина Вадимовна, доктор политический наук, профессор, МО им. Е. М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23 (m.strezhneva@imemo.ru). МОИСЕЕВА Дарья Эдуардовна, кандидат политических наук, ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23 (moiseeva.d17@gmail.com). Статья поступила в редакцию 18.04.2019. Выборы в Европарламент в 2019 г. впервые стали политическим соревнованием в подлинном смысле в слова, и их результаты серьезным образом скажутся на дальнейшем ходе институциональной реформы пр ЕС, как и на перспективах демократизации интеграционного объединения. При этом у экспертов актически не вызывает сомнений, что в результате выборов придет конец многолетней дуополии христианских демократов и социал-демократов в ЕП, тогда как численность в нем представителей рардикальных правых партий популистского толка заметно вырастет. В данной связи авторы статьи, опиаясь на политико-институциональный подход, поставили целью уточнить масштабы “наступления” ованных партиями традиционного мейнстрима, в статье оцениваются пределы того, чего популисты смогут потом добиться в содержательном политическом плане. Анализ новой европейской политической динамики выстроен в данном случае вокруг предстоящей борьбы за назначение нового председателя Комиссии — ключевого института в европейской системе управления. ная партия, Партия БрКлючевые слова: Европейский парламент, евроскептики, лидирующий кандидат, Европейская народтийные фракции, метод Д’Ондта. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-7-5-15 екзита, делиберативная демократия, Европейская комиссия, европейские паревроскептиков с учетом специфики национальных правил проведения евровыборов, позволяющих правительствам скорректировать их результаты. На основе такого уточнения, дающего основания сурдить о запасе прочности европейской политической системы и влиянии в ней правительств, сформиВ большинстве публикаций, посвященных грядущим выборам в Европейский парламент, был отмечен “подъем популистских партий, которые вполне могут претендовать на хорошие результаты на выборах 2019 г., а значит, и на лидерство в Евросоюзе” [1, с. 43]. Революция, происходящая в европейской партийной политике национального уровня, действительно достигла Брюсселя в 2019 г. Согласно большинству прогнозов, евроскептики из множества разных, преимущественно мелких, партий правого и левого толка способны в совокупности получить около 200 мест в будущем составе ЕП [2], что составляет менее трети от общей численности депутатского корпуса (705 евродепутатов без учета британских мандатов). Однако для принятия нового законодательства в ЕП, как правило, требуется абсолютное большинство, чтобы изменить или отвергнуть позицию Совета министров. Ожидается при этом, что главным партиям традиционного мейнстрима, при заметных потерях, удастся все же сохранить преобладание своих европейских партийных фракций. Это примерно четверть от общей численности ЕП у консервативной Европейской народной партии (ЕНП) — 5 1-е место и около одной пятой — у социалистов — 2-е место. При поддержке либералов это позволит проевропейским силам составить искомое абсолютное проинтеграционное большинство. Тем не менее если евроскептики сумеют договориться в своем кругу, то они действительно будут в состоянии успешно продвигать собственную повестку и оказать сопротивление традиционным партиям в ЕП, чему отсутствие абсолютного большинства не помешает — в конце концов для принятия самых важных решений в ЕП нужно квалифицированное большинство. Между тем если оставить за скобками общую для них антипатию к идеям углубления европейской интеграции, то евроскептиков на самом деле объединяет немногое. Так, если Маттео Сальвини, вице-премьер итальянского правительства от партии Лига, надеется, что другие государства — члены ЕС разделят с Италией бремя приема мигрантов, то премьер-министр Венгрии Виктор Орбан вообще не хочет допускать мигрантов в свою страну, мало отличаясь в этом от словацких социалистов, чешских либералов и польских консерваторов. Вспомним к тому же, что семь членов ЕП, избранные от правой партии “Альтернатива для Германии”
Стр.1
6 СТРЕжНЕВА, МОИСЕЕВА (АдГ) в 2014 г., внутри ЕП впоследствии разошлись по трем партийным группам, причем только один из семи остался в итоге в составе партии АдГ. Для более нюансированного анализа ситуации тина того, как устр в настоящей статье подробно представлена кароены выборы в Европейский парламент. Дополнительно оценивается влияние на их вероятные результаты в 2019 г. таких привходящих, повышающих меру хаотичности происходящего факторов, как Брекзит или движение “желтых жилетов” во Франции. На примере прогнозируемой будущей расстановки сил в ЕС по вопросу о назначении главы Европейской комиссии дана также более предметная оценка способности партий евроскептиков и популистов к достижению “внутриродового” согласия, чему, впрочем, могут препятствовать глубокие идеологические различия между их отдельными “видами”. Подобный анарлиз представляется ценным для уточнения контувыхода Великобритании. При этом те страны, которые получили дополнительные мандаты и где голосование проводится по избирательным округам, будут вынуждены в срочном порядке принимать национальное законодательство, определяющее от каких округов депутаты будут подвешены. В данном случае это условие затрагивает Ирландию, Италию и Польшу. степенно меняютсОбщие правила проведения евровыборов подаемым и резонансным предложением в этом плане, обсужциональных в 2018 г., была идея оформления транснаиз вся территория ЕС выступает в качестве единого избирательных списков (для которых и бирательного округа). Идея эта не слишком нова ов политического будущего Европейского союза. Сегодня во власти ЕП, первого и единственного к наднационального парламента в мире, не тольКо не допустить вступления в силу предлагаемых жомиссией конкретных законопроектов, но такКе надолго задержать назначение нового состава омиссии, помешать вступлению в силу будущих международных договоров и торговых соглашений, заключаемых ЕС, и даже внести значимые поправки в ежегодный европейский бюджет. ЕВРОПЕЙСКИЕ ВЫБОРЫ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА пр Выборы в ЕП подчинены одинаковым для всех авилам. Обязательной является пропорциональвная избирательная система, выборы должны быть сеобщими, тайными, свободными — эти и другие положения закреплены в ст. 14 Договора о Европейском союзе, ст. 20, 22 и 223 Договора о функционировании Европейского союза, ст. 39 Хартии Европейского союза об основных правах и в специальном Акте от 20 сентября 1976 г., в который летом 2018 г. были внесены очередные поправки. Ответственность за проведение выборов всецело лежит на национальных правительствах. Согласно ст. 14 (2) Договора о ЕС, максимальВно допустимое число депутатов ЕП составляет 751. 3 кресел) и распределения 27 мест между “недо2019 г. планировалось избрать 705 депутатов, 7 с учетом выхода Великобритании (и освобождения уже не раз всплывала с конца 1990-х годов [3]. На этот раз данную инициативу продвигал президент Франции Эммануэль Макрон при поддержке ЕК и ее нынешнего главы жан-Клода Юнкера [4]. Последний пытался убедить своих однопартийцев о (Европейская народная партия, ЕНП) в целесобразности такого шага, но безуспешно: ЕНП выступила против. Со временем надежды Макрона на нахождение его партией союзников в Европе для создания широкого панъевропейского политирческого движения растаяли, что серьезно ослабит оль Франции при решении вопросов о будущих ключевых назначениях в европейских институтах. Предстоящий выход Великобритании из ЕС, казалось, обеспечивал достаточное пространство с для маневра: было предложено из освободившейя британской квоты часть мандатов выделить для евродепутатов, баллотирующихся по транснациональному округу. Это, безусловно, были бы тяжекловесы европейской политики, известные всему нен. Стор сопротивление, и 7 февраля 2018 г. он был отклоонтиненту. В Европарламенте такой план вызвал жесткое онниками транснациональных списков выступали либеральная и социалистическая фракции, противниками – EНП и фракция “Европейские консерваторы и реформисты” (ЕКР). Суть идеи в том, чтобы подорвать контроль национальных партий над составом ЕП, что не ускользнуло от внимания европарламентариев, являющихся выдвиженцами национальных партий. Скорее всего, тот же вопрос будет и впредь выноситься на голосование уже нового состава Европарламента [5]. представленными” странами. Остальные 46 мандатов останутся вакантными для будущих членов ЕС. Возможное участие Великобритании в европейских выборах рушит эти подсчеты. Страны, получившие дополнительные мандаты, будут вынуждены их заморозить, то есть не отсылать своих представителей в Брюссель до окончательного При общей заданной сверху рамке в деталях национальные условия проведения европейских выборов различны. Их формат существенно меняется от страны к стране, что сказывается на результатах голосования. Более или менее полное представление об этом позволяет получить табл. 1. пр Во Франции [6] ранее европейские выборы МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2019 оводились по региональным закрытым спискам. том 63 № 7 я, совершенствуются. Наиболее
Стр.2
ПОСЛЕ ВЫБОРОВ: ПРЕДЕЛЫ РОСТА ВЛИяНИя ЕВРОСКЕПТИКОВ 7 Таблица 1. Национальные правила стран — членов ЕС на выборах в Европейский парламент Страна Кол-во мест Великобритания 73–73 Германия 96 Франция Италия Испания Польша Румыния Нидерланды Бельгия1 Чехия Греция1 Венгрия Португалия Швеция Австрия Болгария1 Дания Словакия Финляндия Ирландия Хорватия Литва Латвия Словения Эстония Кипр1 Люксембург1 Мальта 74+5 73+3 54+5 51+1 32+1 26+3 21 21 21 21 21 20+1 18+1 17 13+1 13+1 13+1 11+2 11+1 11 8 8 6+1 6 6 6 в 20явка14 г., % 35.60 48.10 42.43 57.22 43.81 23.83 32.44 37.32 89.64 18.20 59.97 28.97 33.67 51.07 45.39 35.84 56.32 13.05 39.10 52.44 25.24 47.35 30.24 24.55 36.52 43.97 85.55 74.80 Избирательные округа да нет нет да нет да нет нет да нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет да нет нет нет нет нет нет нет нет Избирательный барьер, % – – 5 4 – 5 5 – 5 5 3 5 – 4 4 – – 5 – – 5 5 5 – – 1.8 – – Тип избирательного бюллетеня в С. Ирландии —закрытый список, СЕПГ закрытый список закрытый список открытый список закрытый список смешанный закрытый список смешанный смешанный смешанный открытый список закрытый список закрытый список смешанный смешанный смешанный открытый список смешанный открытый список СЕПГ открытый список открытый список смешанный смешанный открытый список смешанный открытый список СЕПГ Метод/формула подсчета голосов метод Д’Ондта (С. Ирландия — формула Друпа) метод Сент-Лагю/Шеперса метод Д’Ондта формула Хэйра метод Д’Ондта метод Хэйра-Нимейера метод Д’Ондта модификация Хейр-Д’Ондта метод Д’Ондта метод Д’Ондта Enishimeni Analogiki2 метод Д’Ондта метод Д’Ондта модификация Сент-Лагю метод Д’Ондта метод Хэйра–Нимейера метод Д’Ондта формула Друпа метод Д’Ондта формула Друпа метод Д’Ондта формула Хэйра формула Сент-Лагю метод Д’Ондта метод Д’Ондта формула Хэйра метод Д’Ондта формула Друпа 1 голосование в этих странах является обязательным 2 Enishimeni Analogiki — применяемый только в Греции метод подсчета, при котором достигается максимальная пропорциональность распределения голосов избирателей между кандидатами. Источник: составлено Д. Моисеевой. Будучи озабоченным ростом популярности националистической партии “Национальное объединение”, правящий класс Франции усвоил болезненрный для себя урок выборов 2014 г.1 и на этот раз ешил иначе подойти к проблеме, сменив формат голосования. Новая национально централизованрная система в сочетании с максимальным избирадикальной повесткой. Однако в акательным барьером в 5% несколько благоприятиствует победе кандидатов от центристских партий партий с затрудняет избрание кандидатов от небольших 1 По результатам евровыборов 2014 г. кандидаты от партии “Национальный фронт” набрали наибольшее количество голосов в стране и получили 24 из 74 кресел в ЕП от Франции. Второй результат тогда показала правоцентристская партия “Союз за народное движение”, которая получила 20 мест. туальном французском политическом контексте таких мер явно недостаточно, чтобы переломить тенденцию к протестному голосованию в обществе. Движение “желтых жилетов”, к тому же выступающее за прямую демократию в противовес демократии представительной (то есть в какой-то степени и против европейских выборов тоже) стало осязаемым вызовом действующей национальной власти. Очевидно, что за два года президентского срока Макрон не оправдал ожиданий своего электората (молодежь, средний класс, пенсионеры, левоцентристы), что, скорее всего, и проявится на нынешних евровыборах. Еще одна проблема для Макрона заключается в том, что его партия “Вперед, Республика!” не принадлежит ни к одной из крупных европейских политических “семей” МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2019 том 63 № 7
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ