В. И. Василенко, Л. А. Василенко,
О. А. Казанцева, Е. В. Тарасова
В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯХ
ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА
МОДЕЛИ ДИАЛОГА
кафедрой организационного проектирования
систем управления
методическое пособие
Рекомендовано к изданию
и управления Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ.
факультета управления персоналом
и государственной службы
Института государственной службы
Москва
2015
Стр.1
УДК 323.21
ББК 76.0
М74
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Рекомендовано к изданию кафедрой организационного проектирования систем
управления факультета управления персоналом и государственной службы Института
государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ.
Авторы:
Василенко В. И. — доктор политических наук, профессор, профессор кафедры истории
российской государственности Института общественных наук Российской академии народного
хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
Василенко Л. А. — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организационного
проектирования систем управления факультета управления персоналом и
государственной службы Института государственной службы и управления Российской
академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Почетный
работник высшего профессионального образования РФ;
Казанцева О. А. — кандидат психологических наук, доцент Алтайской педагогической академии,
магистрант Института государственной службы и управления Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
Тарасова Е. В. — кандидат исторических наук, научный сотрудник Алтайского государственного
университета, магистрант Института государственной службы и управления
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Рецензенты:
М74
Колесникова Л. А. — доктор экономических наук, профессор;
Литвинцева Е. А. — доктор социологических наук, профессор.
Модели диалога власти и общества в интернет-коммуникациях: меISBN
978-5-392-18090-5
Методическое пособие подготовлено на основе материалов уникального исследования
«Инновационные модели диалога “власть — общество” в интернет-коммуникациях»,
в рамках которого разработаны технологии и механизмы, основанные на принципах взаимодействия
саморегулируемых и стандартизованных систем, максимальной информационной
открытости, демократии, использования общественно полезного позитивного
потенциала гражданского общества согласованно с деятельностью реформирующейся
системы государственного управления.
то дическое пособие / под общ. ред. Л. А. Василенко, Е. В. Тарасовой. —
Москва : Проспект, 2015. — 112 с.
Законодательство приведено по состоянию на 30 сентября 2014 г.
Предназначено для государственных и муниципальных служащих, управленцев всех
уровней, работников науки и образования, лидеров гражданского общества и всех пользователей
интернет-коммуникаций, конструктивно принимающих участие в развитии
государства и общества. Материалы пособия могут быть использованы органами государственного
и муниципального управления, организациями гражданского общества, СМИ,
в системе высшего образования, а также в научно-исследовательской деятельности для
самомониторинга органов государственной власти и местного самоуправления, негосударственных
организаций инновационного типа.
При подготовке методического пособия использовались средства государственной поддержки,
выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации
от 29.03.2013 № 115-рп (грант «Инновационные модели диалога «власть — общество» в интернет-коммуникациях»,
полученный на основании конкурса, проведенного Некоммерческим
фондом – Институтом социально-экономических и политических исследований).
УДК 323.21
ББК 76.0
содержания произведения. Из содержания этого произведения не могут вытекать никакие правовые
притязания к Издательству.
Издательство не несет ответственности за достоверность, полноту и ак ту аль ность
ISBN 978-5-392-18090-5
© Коллектив авторов, 2014
© НП «СОЦИНКО», 2014
© ООО «Проспект», 2014
Стр.2
СОДЕРжАНИЕ
Введение ............................................................................................................. 5
1. Диалог власти и общества в интернет-коммуникациях: методика
и результаты исследования ................................................................................. 8
1.1. Теоретико-методологические основы комплексного
социологического исследования диалога власти и общества
в интернет-коммуникациях ........................................................................ 8
1.2. Программа социологического исследования .................................... 21
2. Модели диалога «власть – общество» на официальных сайтах органов
государственной власти .................................................................................... 27
2.1. Модель «Обращения граждан» ........................................................... 27
2.2. Модель «Форум (прямая линия)» ...................................................... 30
2.3. Модель «Рассмотрение электронных петиций граждан» .................. 33
2.4. Модель «Отражение деятельности общественных советов
и иных коллегиальных органов на официальных сайтах органов
государственной власти» ........................................................................... 37
2.5. Модель «Электронное правительство» .............................................. 42
2.6. Модель «Публикация сведений в формате открытых данных» ....... 47
2.7. Модель «Модели координации совместной деятельности
органов исполнительной власти и НКО» ................................................. 57
2.8. Модель «Общественное обсуждение проектов нормативных
правовых актов»......................................................................................... 61
2.9. Модель «Участие граждан в бюджетных процессах» ......................... 64
3. Модели диалога «власть – общество» с участием организацийпосредников
и сМИ ......................................................................................... 72
3.1. Модель «журналистика гражданских инициатив» ........................... 72
3.2. Модель «Частное мнение» ................................................................. 76
3.3. Модель «Управление потоковыми структурами» ............................. 78
Стр.3
4
Содержание
4. Рекомендации и выводы ............................................................................... 83
4.1. Основные выводы ............................................................................... 83
4.2. Рекомендации органам государственной власти............................... 92
4.3. Рекомендации общественным объединениям
и некоммерческим организациям ...........................................................101
4.4. Рекомендации средствам массовой информации ............................103
Стр.4