Мир психологии
2019, № 1 (97)
Содержание
От редколлегии. Отношение как всеобщее свойство человека,
его социальное определение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Отношение в становлении, развитии,
осуществлении человека
Философские, теоретико-методологические
и методические подходы к познанию феномена отношение
Свирский Я. И. Отношение в перспективе индивидуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Розин В. М. Эволюция категории «отношение» и системнореляционный
анализ (на примере личности Марины Цветаевой) . . . . . . . . 26
Беляев В. А. Человек в мире идеалов, отношений
и относительности (размышление над книгой Й. Шумпетера
«Капитализм, социализм и демократия»). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Анисимов О. С. Субъективное пространство и субъективное
отношение в самоорганизации человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Микайлова И. Г. Историко-философские и психологические
аспекты проблемы формирования и воспроизводства
отношения субъектов сознания к себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Исаева А. Н., Старовойтенко Е. Б. Отношение личности
к жизненным оппозициям: идея и методика изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Марков В. Н. Масштаб отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Отношения в жизни человека и жизненные характеристики отношений
Отношения и самоотношение в самоопределении
Гусельцева М. С. Образ жизни как точка опоры в системе
отношений человека с миром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Тимофеев Д. С., Василькова Е. А. Феномен самоотношения
как функция интеграции сознательного опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Неверкович С. Д., Быстрицкая Е. В., Бурханова И. Ю.
Отношение в условиях инклюзии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Станковская Е. Б., Хохлачева А. В. Эмоциональная близость:
феноменологический отклик интерсубъективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Шаповалов Р. А., Колпачников В. В. Проблема отношения
мужчин к психологической помощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Отношение в коллективе и семье
Реан А. А., Новикова М. А. Буллинг в среде старшеклассников
Российской Федерации: распространенность и влияние
социоэкономических факторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Ермолаева М. В., Лубовский Д. В. Близкий круг отношений пожилых людей . . . 177
305
Стр.305
Селезнева Е. В. Обыденность как болезнь: повседневные
семейные отношения в отражении городского фольклора . . . . . . . . . . . . . . 185
Научные и научно-практические исследования
Человек и техника во взаимодействии в творении исторического процесса
(продолжение обсуждения)
Эргономика
Чернецкая Е. Д., Белых Т. В., Андрюшина Л. О. Методика оценки
культуры безопасности в организациях повышенного риска . . . . . . . . . . . . 204
Колесов В. И., Казаков Ю. Н. Творческий потенциал человека
в контексте технологического прогресса в современном социуме . . . . . . . 214
Богданова В. Е., Сериков В. В. К вопросу о взаимосвязи личностной
зрелости работников и нормативности их профессиональной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Идентификация в самоопределении и самоотношении
Бондырева С. К. Актуализация углубления профессиональной
и личностной идентификации в пространстве вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Кузнецова А. С., Орлов А. Б. Персональный и теневой аспекты
гендерной идентичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Рефлексология и рефлексивные методы в образовательном пространстве
Семенов И. Н., Иванов С. В. Опыт рефлексивно-психологического
обеспечения развития человеческого капитала на базе работы
с одаренными учащимися . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Семенов И. Н., Репецкий Ю. А., Репецкая А. В. Тренинг-практикум
«Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления»:
теоретические основы, возможности и апробация в работе
с одаренной молодежью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Давыдова Г. И., Мельник О. В. Интегральная Я-социализация лиц
с инвалидностью как фактор безопасной образовательной среды:
модель рефлексивного диалога в инклюзивном образовании . . . . . . . . . . . 278
Конференции
Миронова К. В. Всероссийская научная конференция
«Психодидактика современного учебника: преемственность
традиций и векторы развития» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Наши юбиляры
К 100-летнему юбилею Зои Алексеевны Решетовой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
К 70-летию Александра Григорьевича Асмолова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
Они остаются с нами
Памяти А. П. Назаретяна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Наши авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
306
Стр.306
Мир психологии
2019, № 1 (97)
Table of contents
Editorial Note. Attitude as a Universal Property of Man,
his Social Definition . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Attitude in the Formation, Development, Implementation of Humans
Philosophical, Theoretical, Methodological and Methodic Approaches to
the Knowledge of the Phenomenon «attitude»
Svirskiy Ya. I. Attitude in the Perspective of Individuation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Rozin V. M. The Evolution of the Category of «Relationship» and
System-relational Analysis (The Case of Marina Tsvetaeva’s personality) . . . . . . 26
Belyaev V. A. Man in the World of Ideals, Relationships and Relativity
(Reflection on the Book by J. Schumpeter «Capitalism,
Socialism and Democracy») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Anisimov O. S. Subjective Space and Subjective Attitude in
Human Self-organization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Mikaylova I. G. The Self-Construal and Functional Dynamics of
Its Reproduction: Historical, Philosophical, and Psychological
Aspects of the Self-Construal Problem . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Isaeva А. N., Starovoytenko E. B. Relation of Personality to
Life Oppositions: Idea and Method of Study . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Markov V. N. Relationship Scale . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Relationships in Human Life and
life Characteristics of Relationships
Relations and Self-attitude in Self-determination
Guseltseva M. S. Lifestyle as a Point of Support in the System of
Human Relations with the World . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Timofeev D. S., Vasilkova E. A. The Phenomenon of «Self-attitude»
as a Function of Conscious Eexperience Integration . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Neverovich S. D., Bystritskaya E.V., Burkhanova I. Yu. The Relation in
the Conditions of Inclusion . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Stankovskaya E. B., Khokhlacheva A. V. Emotional Closeness:
Phenomenological Responce of Intersubjectivity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Shapovalov R. A., Kolpachnikov V. V. The Problem of Men’s Attitude toward
Psychological Help . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Relationship in the Collective and in Family
Rean A. A., Novikova M. A. Bullying among High-schoolers in Russia:
Prevalence and Impact of Socio-economic Factors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
307
Стр.307
Ermolaeva M. V., Lubovsky D. V. The Inner Circle of Elderly
People Relationships . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Selezneva E. V. Ordinary as a Disease: Everyday Family Relations
as Reflected in Urban Folklore . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Scientific and Practical Research
Man and Technology: Collaboration in the Creation of Historical Process
(continued discussion)
Ergonomics
Chernetskaya E. D., Belykh T.V., Andryushina L.O. Methodology of
Safety Culture Assessments in High-risk Organizations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Kolesov V. I., Kazakov Yu. N. Creative Potential of Person in
the Context of Technological Progress in Modern Socium . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Bogdanova V. E., Serikov V. V. On the Question of the Relationship
between the Personal Maturity of Employees and the Norms of
their Professional Activities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Identification in Self-determination and Self-relation
Bondyreva S. K. Actualization of the Deepening of Professional
and Personal Identification in the Space of the University . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Kuznetsova A. S., Orlov A. B. Personal and Shadow Aspects of
Gender Identity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Reflexology and Reflexive Methods in the Educational Space
Semenov I. N., Ivanov S. V. Experience of Reflective-psychological
Provision of Human Capital Development of on the Basis of
Work with Gifted Students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Semenov I. N., Repetskiy Yu., Repetska A. Training-workshop
«Existential Experience of the Awareness and Sense-getting»:
Theoretical Foundations, Possibilities and Aprobation in
the Work with Gifted Youth . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Davydova G. I., Melnik O. V. Integral Self-socialization of Persons with
Disabilities as a Factor of Educational Environment Safety:
a Model of Reflective Dialogue in Inclusive Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Conferences
Mironova K. V. All-Russian Scientific Conference «Psychodidactics of
Modern Textbook: Continuity of Traditions and Vectors of Development» . . . . 288
Our Anniversaries
On the 100th
On the 70th
anniversary of Zoya Alexeevna Reshetova . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
anniversary of Alexander Grigoryevich Asmolov . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
They stay with us
In Memory of A. P. Nazaretyan . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Our Authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
308
Стр.308
Мир психологии
2019, № 1 (97)
В последующих номерах журнала «Мир психологии» будут обсуждаться
психологические и социокультурные аспекты следующих проблем:
1. Пространство-время как действенные факторы в организации и развитии
человека и общества.
2. Культура как условие бытия Человека и способ воспроизводства Общества.
3.
Человек на вертикали взросления.
Кроме того, будут постоянно рассматриваться проблемы сознания, мышления,
самости, субъекта и субъективности, деятельности, восприятия, проблемы
психологии этнических отношений, экологии, проблемы образования
и воспитания растущих людей и др.
Одновременно мы ждем ваши статьи, раскрывающие, обобщающие результаты
исследований по друним психолого-педагогическим вопросам, а
также оригинальные статьи по психологическим, педагогическим, социальным
и философским проблемам человека и общества.
Приглашаем вас к участию в работе нашего журнала.
Правила оформления статей:
• объем до 1 п. л. с четкой нумерацией страниц (шрифт Times New Roman,
14; интервал 1,5);
• библиографический перечень приводится в конце текста в алфавитном
порядке (в тексте в квадратных скобках дается порядковый номер и, при
необходимости, страницы цитирования); при ссылке на электронный
ресурс необходимо прилагать режим доступа и дату обращения;
• рисунки к статьям предоставляются отдельными файлами при размере
1:1 — разрешение 300, формат dpi tiff или jpg без сжатия;
• обязательно приводится аннотация объемом 9—12 строк и ключевые
слова на русском и английском языках;
• статья принимается в двух экземплярах (распечатка и электронный вариант);
•
в конце статьи обязательны подпись и подробные сведения об авторе
(ученая степень и звание, место работы и должность, адрес, контактный
телефон, электронный адрес);
• к статье прилагается рецензия специалиста;
• редколлегия подвергает рукописи экспертной оценке;
• принимаются только те статьи, которые направлены по нижеприведенному
адресу редакции;
• плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается;
• в случае отказа в публикации статьи редакция направляет автору мотивированный
отказ.
Редколлегия рукописи не возвращает.
309
Стр.309
Подписной индекс
в общероссийском каталоге
«Роспечать»: 47110
Адрес редакции:
115191, Москва, 4-й Рощинский пр-д, 9а.
Тел.: (495) 796-92-62, доб. 1301.
E-mail: esaiko@mpsu.ru
Мир психологии
2019, № 1 (97)
Подписано в печать 22.03.2019. Формат 70х100/16.
Усл. печ. л. 24,99. Тираж 500 экз. Заказ № .
Отпечатано с готовых файлов заказчика
в ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ
127254, Москва, ул. Добролюбова, 6.
Тел.: 8 (495) 650-38-80
http://izv.ru
Стр.310