Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Женщины Российской провинции XIX – начала XX веков: воспитание, образование, социокультурное пространство и повседневная жизнь (330,00 руб.)

0   0
Первый авторМицюк Н. А.
ИздательствоСвиток
Страниц417
ID226854
АннотацияВ данной работе на обширном архивном материале Смоленской губернии с применением гендерной методологии, истории повседневности, методов микроистории и биографического метода исследуется проблема женского просвещения и его влияния на социальный статус, гендерную идентичность, социокультурное пространство провинциалок. Рассмотрение повседневной жизни начальниц учебных заведений, дам-благотворительниц, попечительниц, меценаток, предпринимательниц, учительниц, а также гимназисток, епархиалок, сестер милосердия, женщин-врачей в контексте образовательного пространства российской провинции позволяют проследить изменения форм женской повседневности, выявить влияние частной сферы в жизни провинциалок на освоение ими новых сфер публичного пространства, установить, как менялись типичные представления провинциального общества на традиционное предназначение женщин и их социальные роли. В исследовании особое внимание уделено изучению взаимосвязи модернизационных процессов в стране и социального положения женщин российской провинции. В книге рассмотрены все типы женских образовательных учреждений Смоленской губернии: Смоленское епархиальное женское училище, губернские и уездные женские училища, прогимназии и гимназии, профессиональные учебные заведения и курсы (педагогические, медицинские, рукодельные, сельскохозяйственные и др.), частные пансионы и школы, начальные училища, приюты, детские сады и ясли. Актуальность исследования выражается и в том, что оно служит углублению понимания образовательной политики царского правительства, демонстрирует сложный и противоречивый процесс взаимодействия власти и общества на пути к оформлению системы женского образования в России.
ISBN978-5-5902093-69-5
Мицюк, Н.А. Женщины Российской провинции XIX – начала XX веков: воспитание, образование, социокультурное пространство и повседневная жизнь : (на материалах Смоленской губернии) / Н.А. Мицюк .— Смоленск : Свиток, 2013 .— 417 с. : ил. — ISBN 978-5-5902093-69-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/226854 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.А. Мицюк ЖЕНЩИНЫ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ (НА МАТЕРИАЛАХ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ) Смоленск 2013 1 ББК 63.3(2)5-7 М 70 Издание осуществляется при финансовой поддержке Администрации Смоленской области Научный редактор: Доктор исторических наук, профессор, зав. сектором этногендерных исследований Института этнологии и антропологии РАН им. <...> Н.Н. Миклухо-Маклая, президент Российской ассоциации исследователей женской истории Н.Л. Пушкарева Рецензент: Доктор исторических наук, профессор, зав. каф. истории России Смоленского государственного университета О.В. Козлов Мицюк Н.А. <...> Женщины Российской провинции XIX – начала XX веков: воспитание, образование, социокультурное пространство и повседневная жизнь (на материалах Смоленской губернии) / Н.А. Мицюк. <...> Рассмотрение повседневной жизни начальниц учебных заведений, дамблаготворительниц, попечительниц, меценаток, предпринимательниц, учительниц, а также гимназисток, епархиалок, сестер милосердия, женщин-врачей в контексте образовательного пространства российской провинции позволяют проследить изменения форм женской повседневности, выявить влияние частной сферы в жизни провинциалок на освоение ими новых сфер публичного пространства, установить, как менялись типичные представления провинциального общества на традиционное предназначение женщин и их социальные роли. <...> В книге рассмотрены все типы женских образовательных учреждений Смоленской губернии: Смоленское епархиальное женское училище, губернские и уездные женские училища, прогимназии и гимназии, профессиональные учебные заведения и курсы (педагогические, медицинские, рукодельные, сельскохозяйственные и др.), частные пансионы и школы, начальные училища, приюты, детские сады и ясли. <...> Частные пансионы в социокультурной среде Смоленской губернии.................56 <...> На протяжении длительного времени жизнь провинциальных <...>
Женщины_Российской_провинции_XIX_–_начала_XX_веков_воспитание,_образование,_социокультурное_пространство_и_повседневная_жизнь.pdf
ББК 63.3(2)5-7 М 70 Издание осуществляется при финансовой поддержке Администрации Смоленской области Научный редактор: Доктор исторических наук, профессор, зав. сектором этногендерных исследований Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, президент Российской ассоциации исследователей женской истории Н.Л. Пушкарева Рецензент: Доктор исторических наук, профессор, зав. каф. истории России Смоленского государственного университета О.В. Козлов Мицюк Н.А. Женщины Российской провинции XIX – начала XX веков: воспитание, образование, социокультурное пространство и повседневная жизнь (на материалах Смоленской губернии) / Н.А. Мицюк. – Смоленск: Свиток, 2013. – 416 с. ISBN 978-5-902093-69-5 В данной работе на обширном архивном материале Смоленской губернии с применением гендерной методологии, истории повседневности, методов микроистории и биографического метода исследуется проблема женского просвещения и его влияния на социальный статус, гендерную идентичность, социокультурное пространство провинциалок. Рассмотрение повседневной жизни начальниц учебных заведений, дамблаготворительниц, попечительниц, меценаток, предпринимательниц, учительниц, а также гимназисток, епархиалок, сестер милосердия, женщин-врачей в контексте образовательного пространства российской провинции позволяют проследить изменения форм женской повседневности, выявить влияние частной сферы в жизни провинциалок на освоение ими новых сфер публичного пространства, установить, как менялись типичные представления провинциального общества на традиционное предназначение женщин и их социальные роли. В исследовании особое внимание уделено изучению взаимосвязи модернизационных процессов в стране и социального положения женщин российской провинции. В книге рассмотрены все типы женских образовательных учреждений Смоленской губернии: Смоленское епархиальное женское училище, губернские и уездные женские училища, прогимназии и гимназии, профессиональные учебные заведения и курсы (педагогические, медицинские, рукодельные, сельскохозяйственные и др.), частные пансионы и школы, начальные училища, приюты, детские сады и ясли. Актуальность исследования выражается и в том, что оно служит углублению понимания образовательной политики царского правительства, демонстрирует сложный и противоречивый процесс взаимодействия власти и общества на пути к оформлению системы женского образования в России. Книга рассчитана на историков, культурологов, антропологов, краеведов, специалистов в области женских и гендерных исследований. ББК 63.3(2)5-7 ISBN 978-5-5902093-69-5 2 © Текст. Мицюк Н.А., 2013 © Оформление. Издательство «Свиток», 2013
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................6 ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖЕНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В ПРОВИНЦИИ...............................................21 1.1. Гендерные аспекты просветительства. Почин женского образования.........21 1.1.1. Проекты Екатерины II в области женского просвещения..........................................21 1.1.2. Закрытые учебные заведения для лиц женского пола................................................23 1.1.3. Начальное женское образование.........................................................................................24 1.1.4. Зарождение частного образования.....................................................................................26 1.2. Ведомственное многообразие женских учебных заведений первой половины XIX века.......................................................................................27 1.2.1. Ведомство императрицы Марии – рассадник женского образования первой половины XIX века..................................................................................................................27 1.2.2. Гендерная экспертиза образовательных реформ МНП ............................................32 1.2.3. Законодательная регламентация деятельности частных образовательных заведений..............................................................................................................33 1.2.4. Образование «дочерей духовенства»..................................................................................35 1.3. Формирование системы женских учебных заведений во второй половине XIX века......................................................................................36 1.3.1. Женские гимназии Ведомства императрицы Марии...................................................37 1.3.2. Женские училища и гимназии МНП. Развитие меценатства в провинции................38 1.3.4. Епархиальные женские училища..........................................................................................42 1.3.5. Либерализация частного образования.............................................................................43 1.3.6. Начальное образование девочек в контексте реформирования народной школы......................................................................................................................................43 1.3.7. Высшие женские курсы. Профессиональная ориентация женского образования..........................................................................................................................45 1.4. «Чем мы хуже мужчин?». Смоленская общественность и «женский вопрос» в провинции в 1830–1860 годы.................................................................................47 ГЛАВА II. ЧАСТНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ И ИХ СОДЕРЖАТЕЛЬНИЦЫ.........................................55 2.1. «Образование не для одной только гостиной». Феномен провинциальных женских пансионов......................................................................................................55 2.1.1. Частные пансионы в социокультурной среде Смоленской губернии.................56 2.1.2. Содержательницы частных пансионов. Новые формы гендерной идентичности.....................................................................................................................62 2.1.3. Повседневная жизнь провинциальных пансионерок.................................................65 2.2. Содержатели и воспитанницы частных школ......................................................67 2.2.1. Пестрота форм частного начального обучения.............................................................68 2.2.2. Тенденции развития и внутренняя организация частных женских школ (привилегированные, элементарные школы, школы грамоты, детские сады, подготовительные классы и др.)..........................................................................69 2.2.3. «Позволение на это ни у кого не спрашивала…». Незаконные частные школы..........................................................................................................................................78 3
Стр.4
ГЛАВА III. ОРГАНИЗОВАННОЕ НАЧАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ...........................................................................83 3.1. «Научилась читать, знает молитвы – для девочки достаточно». Особенности процесса возникновения начальных женских школ (1800–1860).................................................................................................................83 3.2. Развитие системы начального женского образования в пореформенной России................................................................................................................101 3.2.1. Ведомственное многообразие школ (министерские, земские, церковно-приходские, благотворительные учебные заведения, школы грамоты, воскресные школы, детские сады и ясли)...............................................101 3.2.2. Повседневная жизнь начальной народной школы....................................................125 3.3. Филантропическая деятельность дворянок в провинции. Открытие С.П. Голицыной первого детского приюта для девочек в Смоленске....130 ГЛАВА IV. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СМОЛЕНЩИНЕ: ОТ ЖЕНСКИХ УЧИЛИЩ К ЖЕНСКИМ ГИМНАЗИЯМ.................................................................................................................139 4.1. Женское гимназическое образование. Взаимодействие государства и провинциального общества .....................................................................................................139 4.1.1. Зарождение и тенденции развития женского гимназического образования.............................................................................................................................................139 4.1.2. Начальницы, попечительницы, учительницы провинциальных гимназий: новые формы гендерного поведения......................................................................147 4.1.3. Учебно-воспитательный процесс и повседневная жизнь провинциальных гимназисток.........................................................................................................153 4.1.4. Своеобразие восприятия обитателями женских гимназий общественно-политических и революционных процессов в стране.............................163 4.2. История возникновения и повседневные реалии женских гимназий губернии....................................................................................................................................................169 4.2.1. Смоленская Мариинская женская гимназия (1-я Смоленская женская гимназия)..................................................................................................................................................169 4.2.2. 2-я Смоленская женская гимназия.....................................................................................186 4.2.3. Частные женские гимназии Смоленска...........................................................................199 4.2.4. «Пример, достойный подражания»: семейные практики меценатской деятельности четы Мухиных на ниве женского гимназического образования Рославля......................................................................................202 4.2.5. Вклад В.П. Волковой в развитие женского гимназического образования в г. Вязьме......................................................................................................................214 4.2.6. История Сычевской женской гимназии...........................................................................227 4.2.7. «Движимые чувством искреннего желания» – П.С. Крапухин, дворянские и купеческие династии Дорогобужа у истоков среднего женского образования в уезде........................................................................................................240 4.2.8. Бельская женская гимназия...................................................................................................249 4.2.9. Духовщинская женская гимназия.......................................................................................257 4.2.10. Женские гимназии в социокультурном пространстве уездных городов (Гжатска, Ельни, Красного, Поречья, Юхнова)........................................................262 4
Стр.5
ГЛАВА V. ДУХОВНОЕ СРЕДНЕЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. СМОЛЕНСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ (СЕЖУ)..................................275 5.1. История основания и развития................................................................................................276 5.1.1. «Наконец, по благости Божией» – основание Училища для девиц духовного звания в Вязьме...............................................................................................................276 5.1.2. Перевод училища в Смоленск. Открытие СЕЖУ..........................................................279 5.1.3. «Украшение города, прекрасный, обширный и светлый храм». Масштабное строительство нового здания для СЕЖУ. Вклад меценатов и благотворителей...........................................................................................284 5.2. Повседневная жизнь воспитанниц и их наставниц.....................................................290 5.2.1. «С беззаветной любовью и изумительной ревностью» – начальницы, учителя, наставницы и классные дамы........................................................................................290 5.2.2. Повседневные будни епархиалок (прием воспитанниц, распорядок дня, учебный процесс, профессиональные навыки)..................................292 5.2.3. Заботы о духовном и физическом здоровье воспитанниц.....................................299 ГЛАВА VI. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ ..................................................................................................................304 6.1. Основные направления женского профессионального образования.............304 6.1.1. «Дети больше любят учительниц». Освоение смолянками педагогической специальности......................................................................................................305 6.1.2. Сфера медицинской и фармацевтической деятельности женщин......................308 6.1.3. Сестры милосердия в социокультурной жизни провинции..................................313 6.1.4. Рукодельные и ремесленные школы................................................................................322 6.1.5. Женское сельскохозяйственное образование.............................................................331 6.2. Соболево-Воробьевская женская учительская семинария – дело всей жизни А.Н. Попова.........................................................................................................336 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................................................345 ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................................................................................346 Приложения к Главе II ...............................................................................................................................346 Приложения к Главе IV...............................................................................................................................356 Приложения к Главе V...............................................................................................................................386 Приложения к Главе VI..............................................................................................................................402 Список источников и литературы...................................................................................................404 Список сокращений..................................................................................................................................415 5
Стр.6