Учредитель: Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
“Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова”
Научный журнал
Издается с 2001 года
(до 1 января 2012 года – "Вестник Поморского университета")
СЕРИЯ
“Гуманитарные и социальные науки”
№ 4 / 2019
СЕВЕРНОГО (АРКТИЧЕСКОГО)
ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-47126
выдано 11 ноября 2011 года
Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Подписной индекс журнала – 38555
Главный редактор В.И. Голдин
Редакционный совет:
В.А. Болотов,
И. Брок (Норвегия),
Л.А. Вербицкая,
А.В. Головнёв,
Д.С. Дюррант (Канада),
А.Л. Кудрин,
В.А. Садовничий
Редакционная коллегия:
Л.В. Баева, С.В. Борисов,
В.Н. Гончаров, И.В. Дёмин, А.А. Дрегало,
П. Дьюкс (Великобритания),
Д. Кемпер (Германия),
А.Г. Лошаков, В.А. Марьянчик, А.А. Медова,
Н.И. Николаев,
Й.П. Нильсен (Норвегия), М.Ю. Опенков,
А.В. Петров, Р.Г. Пихоя, Ю.В. Попков,
А.М. Прилуцкий, А.В. Репневский,
В.В. Рогинский, Т.А. Сидорова, Б.Г. Соколов,
Ф.Х. Соколова (зам. гл. редактора),
Н.М. Теребихин,
Е.В. Угрюмова (отв. секретарь),
Э.Я. Фесенко, П.В. Фёдоров,
М. Фрейм (Великобритания),
Л. Хейнинен (Финляндия),
К. Хин (Норвегия),
А.В. Чудинов, А.Е. Шапаров,
Л.Ю. Щипицина
история
Балашов Д.Г. Социально-кадровая трансформация сферы образования
в Советской зоне оккупации Германии (1945–1949 годы)
Колокольчикова Р.С. Обострение эпидемической обстановки
по «галльской болезни» на Европейском Севере России в
конце 1960-х – начале 1980-х годов: исторический опыт борьбы
с инфекцией..............................................................................
Мотревич В.П. Учреждения для иностранных военнопленных
и интернированных в Грузинской ССР в 1942–1950 годах:
численность и дислокация....................................................
Романов Д.Г. Взгляды М. Койвисто на внешнюю политику
Финляндии в отношении СССР в 1980-х – начале 1990-х годов...
Сорокина Т.Б. Восстание на Севере Англии в 1489 году.........
лингвистика
Джелалова Л.А. Модель «текст↔Смысл↔значение» в изучении
русских пословиц......................................................................
Егодурова В.М. Сопоставительная типология грамматической
категории залога глагола в русском и бурятском языках...............
Еремина Е.С. Фразеологическая картина мира: ее особенности
и признаки (на материале современной американской поэзии)....
Котцова Е.Е. Агнонимы как объект языковой рефлексии в текстах
современной периодики..........................................................
Труфанова И.В. К вопросу о местоимении один другого............
философия
Латышева Ж.В. Проблема социального трансцендирования
в контексте теории трансцендентностей А. Шюца и т. Лукмана
Николко В.Н. О родовой сущности аристотелевских силлогизмов.............................................................................................
Петев
Н.И. Самоубийство в некоторых религиозных системах
как потенциально положительный и индифферентный
феномен..........................................................................................
100
111
119
5
16
26
34
44
52
62
72
82
91
СОДЕРЖАНИЕ
Выходит 6 раз в год
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
соДЕрЖаниЕ
Редактор
Е.А. Лочехина
Ведущий редактор
И.В. Кузнецова
Переводчик
С.В. Бирюкова
Документовед
Е.В. Орёл
Верстка
О.В. Деревцовой
Петинова М.А., Шестаков А.А. Время через призму социальной
философии и художественной культуры................................
Теребихин Н.М. топос бани в религиозной антропологии народов
Северной России...................................................................
научная Жизнь
Голдин В.И. Юбилейный научный семинар в Норвегии.............
К сведению авторов.........................................................................
132
138
147
152
Журнал включен Высшей аттестационной
комиссией Министерства науки и высшего
образования РФ в Перечень российских
рецензируемых научных журналов, в которых
должны быть опубликованы основные
научные результаты диссертаций на соискание
ученых степеней доктора и кандидата
наук
Адрес издателя:
163002, г. Архангельск, наб. Сев. Двины, 17
Тел.: +7 (8182) 21-61-21
E-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
vestnik@narfu.ru
Выход в свет 30.08.2019.
Бумага писчая. Формат 84×108 1
Усл. печ. л. 16,17. Уч.-изд. л. 13,11.
Тираж 1000 экз. Заказ № 6714.
Адрес типографии:
/16
Издательский дом имени В.Н. Булатова САФУ
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, 56
© САФУ имени М.В. Ломоносова, 2019
2
.
Стр.2
Founder: Federal State Autonomous Educational Institution
of Higher Education "Northern (Arctic) Federal University
named after M.V. Lomonosov"
Scientific journal
Published since 2001
(Until January 1, 2012 – Vestnik of Pomor University)
SerieS
“humanitarian and Social Sciences”
OF NOrtherN (Arctic) FederAl
UNiverSity
Information Technology and Mass Communications
(Roskomnadzor)
Registration certificate
PI no. FS77–47126
issued on November 11, 2011
by the Federal Service for Supervision
in the Sphere of Communications,
Subscriptional index of the journal – 38555
Editor in Chief v.i. Goldin
Editorial Council:
V.A. Bolotov,
I. Broch (Norway),
L.A. Verbitskaya,
А.V. Golovnev,
J.S. Durrant (Canada),
A.L. Kudrin,
V.A. Sadovnichy
Editorial Board:
L.V. Baeva, S.V. Borisov, V.N. Goncharov,
I.V. Demin, A.A. Dregalo,
P. Dukes (UK),
D. Kemper (Germany),
A.G. Loshakov, V.A. Maryanchik,
A.A. Medova, N.I. Nikolaev,
J.P. Nielsen (Norway), M.Yu. Openkov,
A.V. Petrov, R.G. Pikhoya,
Yu.V. Popkov, A.M. Prilutsky,
A.V. Repnevsky, V.V. Roginsky,
T.A. Sidorova, B.G. Sokolov,
F.Kh. Sokolova (Deputy Editor in Chief),
N.M. Terebikhin,
E.V. Ugryumova (Executive Secretary),
E.Ya. Fesenko, P.V. Fedorov,
M. Frame (UK), L. Heininen (Finland),
K. Heen (Norway), A.V. Chudinov,
A.E. Shaparov, L.Yu. Shchipitsina
No. 4 / 2019
cONteNtS
HISTORY
Balashov D.G. The Social and Personnel Transformation in the
Educational Sphere in the Soviet Zone of Occupation of Germany
(1945–1949).....................................................................................
Kolokol’chikova R.S. Exacerbation of the “French Disease”
Epidemic in the European North of Russia in the Late 1960s –
Early 1980s: A Historical Experience of Fighting the Infection......
Motrevich V.P. Institutions for Foreign Prisoners of War and
Internees in the Georgian SSR in 1942–1950: Their Number and
Location...........................................................................................
Romanov D.G. The Views of M. Koivisto on the Finnish Foreign
Policy Towards the USSR in the 1980s and Early 1990s................
Sorokina T.B. The Yorkshire Rebellion of 1489.............................
LINGUISTICS
Dzhelalova L.A. The Model “Text↔Purport↔Meaning” in
Studying Russian Proverbs..............................................................
Egodurova V.M. The Grammatical Category of Voice in the
Russian and Buryat Languages: A Comparative Typology.............
Eremina E.S. Phraseological Worldview: Its Features and
Characteristics (Based on Modern American Poetry)......................
Kottsova E.E. Agnonyms as an Object of Linguistic Reflection
in the Texts of Modern Periodicals..................................................
Trufanova I.V. On the Russian Pronoun odin drugogo..................
PHILOSOPHY
Latysheva Zh.V. The Problem of Social Transcending in the
Context of A. Schütz and T. Luckmann’s Theory of Transcendences
Nikolko V.N. On the Generic Essence of Aristotle’s Syllogisms....
Petev N.I. Suicide in Some Religious Systems as a Potentially
Positive or Neutral Phenomenon......................................................
Petinova M.A., Shestakov A.A. Time Through the Prism of Social
Philosophy and Artistic Culture.......................................................
3
5
16
26
34
44
52
63
72
82
91
100
111
119
132
Issued 6 times a year
Стр.3
CONTENTS
Editor
E.A. Lochekhina
Managing Editor
I.V. Kuznetsova
Translator
S.V. Biryukova
Document Manager
E.V. Orel
Make-up by
О.V. Derevtsova
Terebikhin N.M. The Topos of Bath in the Religious Anthropology
of Northern Russia’s Peoples............................................................
ACADEMIC LIFE
Goldin V.I. Anniversary Scientific Seminar in Norway....................
Information for Authors....................................................................
138
147
152
The journal is included by the Higher Attestation
Commission of the Ministry of Science and
Higher Education of the Russian Federation in
the list of Russian reviewed scientific journals,
in which major scientific results of theses for
academic degrees of doctor and candidate of
science have to be published
Publisher's address:
nab. Severnoy Dviny 17, Arkhangelsk, 163002
Phone: +7 (8182) 21-61-21
E-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
vestnik@narfu.ru
Publication date 30.08.2019.
Writing paper. Format 84х108 1/16
Conv. printer’s sh. 16.17.
Acad. publ. sh. 13.11.
Circulation 1000 copies. Order no. 6714.
Printer's address:
NArFU Publishing House named after V.N. Bulatov
ul. Uritskogo 56, Arkhangelsk, 163060
.
© NArFU named after M.V. Lomonosov, 2019
4
Стр.4
ИСТОРИЯ
УДК 355.355(47+57:430.2)(091)«1945/1949»(045)
DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.4.5
БАЛАШОВ Дмитрий Геннадьевич, аспирант
кафедры всеобщей истории Северного
(Арктического) федерального университета имени
М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций*
СОЦИАЛЬНО-КАДРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВЕТСКОЙ ЗОНЕ ОККУПАЦИИ ГЕРМАНИИ (1945–1949 годы)
В настоящей статье на основе документов Государственного архива Российской Федерации анализируется
политика Советской военной администрации в Германии по изменению кадрового и социального
состава преподавателей и учащихся. В историографии данная тема не получила акцентированного внимания.
В исследовании представлены меры, принятые Советской военной администрацией в Германии для
решения возникшей кадровой проблемы, и охарактеризован процесс трансформации социального состава
педагогов и учащихся высшей и общеобразовательной школ в Советской зоне оккупации Германии. В ходе
реформы немецкого образования Советская военная администрация в Германии ставила следующие задачи:
денацификация преподавательских кадров и студенчества, формирование новой – советизированной –
элиты. Система образования была призвана воспитать социальную опору новой власти. Процессы восстановления
восточногерманской индустрии и обеспечения репарационных поставок в СССР требовали
квалифицированной наемной рабочей силы. В ходе реформы была проведена денацификация преподавательского
состава, ликвидирована дискриминация по национальному и расовому признаку при приеме
на учебу и работу, при этом рабочие и крестьяне и их дети получили приоритет и привилегии при поступлении
и последующем обучении в образовательных учреждениях. В такой системе усилился процесс
пролетаризации педагогов, студентов и учащихся школ. Курсовая подготовка и институт аспирантуры
по советскому образцу способствовали восполнению кадровых потерь в образовании. Но возрастающий
уровень социального обеспечения педагогов не устранил проблему текучести преподавательских кадров.
Автор отмечает, что опыт политики по социальной трансформации общества посредством реформы образовательной
системы актуален сегодня при проведении комплексного исследования социальной политики
Советской военной администрации в Германии.
Ключевые слова: Восточная Германия, Советская военная администрация в Германии, Советская
оккупационная зона, советская оккупационная политика, реформа немецкого народного образования.
Адрес:
163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2; e-mail: balashov.db@yandex.ru
Для цитирования: Балашов Д.Г. Социально-кадровая трансформация сферы образования в Советской зоне
5
*
оккупации Германии (1945–1949 годы) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2019.
№ 4. С. 5–15. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.4.5
Стр.5
ИСТОРИЯ
Механизмы социальной трансформации обществ
вызывают интерес в контексте исторического
познания. В настоящей статье охарактеризован
процесс социально-кадровых изменений
в системе восточногерманского образования
в ходе реализации политики Советской военной
администрации в Германии (СВАГ) в Советской
оккупационной зоне (СОз) с 1945 по 1949 год.
Опыт социальной политики СВАГ в сфере образования
может быть востребован властями и
обществом для решения назревших социальных
проблем современности, и это составляет практическую
значимость работы. теоретическая
значимость заключается в возможности использования
впервые вводимых в научный оборот
документальных материалов Государственного
архива Российской Федерации (ГАРФ) и результатов
интерпретации их социального содержания
в комплексном изучении социальной
политики СВАГ, что представляет и научную
новизну исследования.
Цель статьи – проанализировать кадровые
и социальные изменения преподавательского
и ученического состава, возникшие в ходе реформы
образования в СОз Германии.
В историографии политика СВАГ в сфере
образовательных систем в СОз и западных зонах
оккупации Германии [3]. Автором данной статьи
изучен социально-экономический аспект профессионального
образования в Восточной Германии
[4]. Все авторы подчеркивают определяющую
роль советской модели образования в реформе
восточногерманской системы образования.
Социальная трансформация педагогического
и ученического состава системы образования
СОз Германии в контексте смены идеологий
в Восточной Германии отдельно не рассматривалась.
Исследование опирается на неопубликованные
и опубликованные1
документы ГАРФ
распорядительного и отчетного характера Отдела
образования в СВАГ.
Особая роль учительства в процессе перевособразования
сегодня представлена анализом
широкого спектра вопросов: культура и психология,
обучение и перевоспитание молодежи,
механизм перестройки образовательной структуры,
программное и предметное содержание
обучения. Н.П. тимофеева рассматривает социально-политические
изменения в сфере образования,
раскрывая механизм реализации коммунистической
концепции в системе немецкого
образования и роль Коммунистической партии/
Социалистической единой партии Германии
(СЕПГ) в процессе смены элит в СОз Германии
[1]. В.В. Нефедов исследует политику СЕПГ
в народном образовании немцев в СОз [2].
Е.А. Артюховой проведен сравнительный анализ
Ю.Г. Орловой, Е. Рош. М., 2006. 976 с.
2
питания немцев, т. е. в очищении сознания людей
от идей нацизма, отмечалась в Московской
коммунистической концепции трансформации
Германии 1944–1945 годов [1, с. 12]. Составленный
немецкими коммунистами и антифашистами
проект программы перевоспитания немцев
предполагал, во-первых, формирование недовольства
нацистской идеологией через культуру
снизу, в т. ч. систему образования, во-вторых,
соединение прогрессивного рабочего движения
с просвещенным гуманизмом [5, p. 111].
6 июня 1945 года в составе СВАГ был создан
Отдел народного образования, а 27 июня было
сформировано подчиненное Отделу Немецкое
управление народного образования [1, с. 14].
В задачи Отдела входили: проведение реформы
народного образования на демократической основе,
подготовка и переподготовка педагогических
кадров, их очистка от нацистских элементов.
Свыше 85 % преподавательского состава
общеобразовательной и высшей школ находились
ранее в рядах Национал-социалистической
немецкой рабочей партии (НСДАП) и в соответствии
с политикой денацификации подлежали
увольнению2
. Количественное и качественное
1Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты. 1945–1949: cб. док. /
отв. ред. и сост. Н.П. тимофеева, Я. Фойтцик; при участии Ю.М. Коршунова, К. Кюнцель, Д.Н. Нохотович,
ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 54. Д. 1. Л. 47.
6
Стр.6