Въ древне-русскомъ обществепномъ стро приход^ь существовалъ на строго каноническихъ началахъ, какъ церковно-общественная едивдща, и государственная власть, нс только признавала за нимъ права юридическаго лица, но и пользовалась этой кр пкой общественной организаціей въ ц ляхъ чисто государственныхъ. <...> Co времени уничтоженія кр постного права, д ло возстановлеыія прихода, какъ церковно-общественной единицы, не толъко стало обсуждаться въ духовной и св тскоП литератур , но вызвало такжо попыткн н которыхъ частныхъ лицъ къ оживленію церковно-общественнаго строя и д ятельности, и даже проникло въ законодателіную сферу, гд , однако, это д ло не получило желательнаго разр шепія, . iS Неудачу законодательнаго почина въ д л разр шенія приходскаго вопроса въ благопріятномъ для него смысл надлежігіі> усматривать,—съ одной стороны,—въ недостатк обпаружспнаго' русскимъ обществомъ подъема мысли и воли ддя достиженія нам ченной ц ли, а съ другой стороны,—въ иеискренности зам чаемой въ отношсиіп самого правительства къ приходскому вопросу, который всл дотвіе бюрократическаго формализма, вн дрившагося въ систему церковнаго управленія, былъ представленъ узко и односторонне, именно, как'і. вопросъ, касающійся не всей церковной общины въ ц лой ея совокупности, а лишь ея св тскихъ членовъ. <...> Этимъ члепамъ было предоставлено занріматься исключіітел(>пп благотворительными и просв тытельными д лами своего прихода, и они были отстранены такимъ образомъ отъ участія—въ д лахъ собственно церковнаго управленія и, въ частности,—въ хозяйственныхъ д лахъ приходскаго храма. <...> Можно, одпако, съ ув реніюстыо оказать, что русское общество для іірапилыіостп <...>
Докладная_записка_о_необходимости_восстановления_прихода_в_качестве_церковно-общественной_единицы.pdf
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
о н обходимоети возетановл нія „прихода" въ кач
етв ц рковно-общеетв нной единицы.
і.
Подъ приходомъ надлежитъ разум ть церковную обіщшу, которая
группируется около своего центра-храма, и которая им етъ для всей
своей конструкціи твердое основаніе во вселенскомъ христіапскомъ
ученіи о Церкви, какъ Церкви апостольской и соборной.
Въ древне-русскомъ обществепномъ стро приход^ь существовалъ
на строго каноническихъ началахъ, какъ церковно-общественная едивдща,
и государственная власть, нс только признавала за нимъ права
юридическаго лица, но и пользовалась этой кр пкой общественной
организаціей въ ц ляхъ чисто государственныхъ. Упадокъ приходской
организаціи стоитъ въ т сноіг зависимости главнымъ образомъ
отъ постепеннаго закр пощенія народа, отъ распростраиенія
раскола и отъ бюрократизма церковнаго управленія, установившагося
за посл днія два стол тія.
Co времени уничтоженія кр постного права, д ло возстановлеыія
прихода, какъ церковно-общественной единицы, не толъко стало обсуждаться
въ духовной и св тскоП литератур , но вызвало такжо
попыткн н которыхъ частныхъ лицъ къ оживленію церковно-общественнаго
строя и д ятельности, и даже проникло въ законодателіную
сферу, гд , однако, это д ло не получило желательнаго разр -
шепія, .
iS
Неудачу законодательнаго почина въ д л разр шенія приходскаго
вопроса въ благопріятномъ для него смысл надлежігіі> усматривать,—съ
одной стороны,—въ недостатк обпаружспнаго' русскимъ
обществомъ подъема мысли и воли ддя достиженія нам ченной ц ли,
а съ другой стороны,—въ иеискренности зам чаемой въ отношсиіп
самого правительства къ приходскому вопросу, который всл дотвіе
бюрократическаго формализма, вн дрившагося въ систему церковнаго
управленія, былъ представленъ узко и односторонне, именно, как'і.
вопросъ, касающійся не всей церковной общины въ ц лой ея совокупности,
а лишь ея св тскихъ членовъ. Этимъ члепамъ было предоставлено
занріматься исключіітел(>пп благотворительными и просв -
тытельными д лами своего прихода, и они были отстранены такимъ
образомъ отъ участія—въ д лахъ собственно церковнаго управленія
и, въ частности,—въ хозяйственныхъ д лахъ приходскаго храма.
Несмотря па эту неудачу, приходскій вопросъ, какъ вопросъ
жизненный и исторически обоснованный, продолжаетъ обраиі,ать на
себя вниманіс русскаго общества, и за посл днее время это вниманіо
Стр.2
— 2 —
паглядно усилилось, причем-ъ сл дуетъ зам тпті,, что при обсужденіи
этого вопроса въ печати, лер дко истртчается см шеніе понятій о
приход , какъ церковпо-обіцествспііой ^здіпіііц и какъ мелкой земской
единиц .
Можно, одпако, съ ув реніюстыо оказать, что русское общество
для іірапилыіостп своего далыі йшаго развитія одинаково нуждается,
какъ вт. возстановленіи прихода, въ качеств церковно-общественной
единицы, такъ и въ организаціи мелкой земской единицы. Первое
м ропріятіе дастъ русскимъ людямъ, какъ христіапамъ, возможность
создать правилыіую церковно-общественную жизнь, а второе м ропріятіе,
выведя ихъ изъ сферы узкихъ сословныхъ интересовъ и противоположеній,
дастъ, наконецъ, имъ, какъ гражданамъ, возможность
проявить сообща свои творческія силы въ области экономической, или
шире говоря, земской лшзни.
Эта ув ренность усугубляется съ одной стороны — сознаніемъ
сёрьозности той бол зни, которая нын разъ даетъ русскій обществениый
организмъ и которая выражается, главнымъ образомъ, въ
повсем стномъ шатаніи мысли и сов сти дал^е у подростагощаго покол
нія,—а съ другой стороны, проявленіемъ той настойчивости въ
исканіи здоровыхъ формъ обществеиной жизии которая все бол е и
бол е овлад ваетъ лучгаей частью нашего общества.
Выясненіе всей пеобходрімострі для настоящаго времени устройства
мелкой земской едріиицы является задачей крайне сложной и
требующей болыпихъ и точныхъ св д ній относительно современнаго
положенія всего земскаго и волостного строя и управленія.
Обращая вниманіе въ настоящей докладной записк лишь на
вопросъ о возрожденіи церковнаго прихода, мы только вскользъ
выскажемъ наше предположеніе, что, быть можетъ, приходу надлежитъ
сначала возродиться исключительно въ церковно-общественномъ
отношеніи и зат мъ, когда онъ окр пнетъ въ качеств церковной
общины, возможно будетъ безбоязненно возложить па него, какъ на
мелкую земскую едишщу и вое земское бремя.
II.
Д ло возрождсгіія церковнаго прихода, казалось бы, должно начаться
принятіемъ высшей правительствеіііюй властыо нижесл дующихъ
м ръ, которыя помогутъ сиять съ пути этого возрожденія существениыя
препятствія, м шаюідія нын правилыюму теченію церковно-общеотвенной
жизни.
А) Такъ, самою главною м рою являлось бы принятіе на счетъ
казны вс хъ расходовъ по содержанію духовно-учебныхъ заведепій,
каковое принятіе освободило бы приходскія церкви отъ непосильныхъ
налоговъ въ пользу этихъ учрежденій. Какъ изв стно, налоги эти
достигаютъ громадной цифры 40 — 50% со всей суммы дохода получаемаго
приходскими церквами.
Эти поборы, въ связи съ другими церковными налогами, окончательно
разстраиваютъ все церковно-приходское хозяйство и вынуждаютъ
приб гать къ такому способу веденія этого хозяйства, которое
влечетъ за собою созиательную утайку церковныхъ суммъ („терпимое
святотатство" по словамъ Д. Ф. Самарина), съ рискомъ ихъ похищенія
п пом щеніе въ отчетахъ зав домо нев рныхъ св д ній начальству
о движеніи самыхъ священиыхъ (если такъ можно вьтра
Стр.3