Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социология : (часть I)

0   0
Первый авторКрасножон Галина Анатольевна
АвторыЕрохина Людмила Дмитриевна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц165
ID656348
АннотацияУчебное пособие подготовлено на основе авторских разработок и в соответствии с программой курса «Социология» для студентов специальностей 37.05.01 - Клиническая психология, 32.05.01 - Медико-профилактическое дело Тихоокеанского государственного медицинского университета. Помимо этого, в пособии использованы материалы учебников и учебных пособий по рассматриваемой тематике, изданных в нашей стране в последние годы. В учебное пособие включены лекционные материалы, варианты самостоятельной работы, тестовые задания, список литературы. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих вопросов: формировании общих представлений о задачах, принципах и методах социологии. Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения.
ISBN978-5-98301-139-7
УДК316(075.8)
Красножон, Г.А. Социология : (часть I) / Л.Д. Ерохина; Г.А. Красножон .— Владивосток : Медицина ДВ, 2018 .— 165 с. — ISBN 978-5-98301-139-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/656348 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социология__(часть_I).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Социология__(часть_I).pdf
Учебная литература ТГМУ Г.А. Красножон, Л.Д. Ерохина СОЦИОЛОГИЯ Часть I Учебное пособие ISBN 978-5-98301-139-7 Издательство «Медицина ДВ» Владивосток 690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4 9 7 8 5 9 8 30 1 13 9 7 Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru Медицина ДВ 2018
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет Г.А. Красножон, Л.Д. Ерохина СОЦИОЛОГИЯ Часть I Учебное пособие Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 37.05.01 - «Клиническая психология», 32.05.01 - «Медико-профилактическое дело». Протокол №675 от 15.12.2017 г. Владивосток Медицина ДВ 2018
Стр.2
УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 С 693 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: А.Г. Филипова - д. социол. наук, профессор департамента социальных наук и психологии Дальневосточного федерального университета Е.В. Кулебякин - д. филос. наук, профессор кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Дальневосточного технического университета рыбного хозяйства С 693 Социология : учебное пособие (часть I) / Г.А. Красножон, Л.Д. Ерохина. - Владивосток : Медицина ДВ, 2018. - 164 с. ISBN 978-5-98301-139-7 Учебное пособие подготовлено на основе авторских разработок и в соответствии с программой курса «Социология» для студентов специальностей 37.05.01 - Клиническая психология, 32.05.01 - Медико-профилактическое дело Тихоокеанского государственного медицинского университета. Помимо этого, в пособии использованы материалы учебников и учебных пособий по рассматриваемой тематике, изданных в нашей стране в последние годы. В учебное пособие включены лекционные материалы, варианты самостоятельной работы, тестовые задания, список литературы. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих вопросов: формировании общих представлений о задачах, принципах и методах социологии. Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения. УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 ISBN 978-5-98301-139-7 © Г.А. Красножон, Л.Д. Ерохина, 2018 © «Медицина ДВ», 2018
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Современная социология констатирует существенные изменения в социальных процессах, которые все более приобретают информационный и коммуникативный характер. Именно поэтому она остается одной из важнейших дисциплин гуманитарного цикла в вузе. Ее назначение состоит в том, чтобы способствовать приобретению необходимых знаний и навыков в области социологического анализа социальных явлений, мировоззренческой самоидентификации, расширению интеллектуальных горизонтов, созданию когнитивного пространства, духовному развитию студентов. Для выполнения этих задач в курсе общей социологии для студентов предполагается в значительной мере самостоятельное познание. Данное учебное издание предназначено для создания оптимально положительных условий в решении поставленных целей. Цель данного пособия - помочь студентам в творческом овладении социологическими знаниями, обретении навыков размышления над актуальными проблемами, в формировании собственной мировоззренческой позиции. Оно составлено применительно к курсу «Социология», читаемому в Тихоокеанском государственном медицинском университете. Большое значение в издании придается практической части. И понятно почему, ведь знания могут поступать в сознание студентов и быстро исчезать из него, если не предпринять особых мер к их закреплению. В учебном пособии собрано большое количество вопросов, тестов и упражнений, иллюстрирующих основные положения теоретического курса, достаточное как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов. Тесты носят итогово-проверочный характер. Задачи, упражнения, комментирование оригинальных текстов, составление сравнительных, сопоставительных, систематизирующих и других таблиц дают возможность выявить степень понимания изученного материала, свободного владения им, умение выстраивать собственные суждения, правильно формулировать мысль, давать оценки, вырабатывать навыки и умения ~ 3 ~
Стр.4
социологического анализа. Такой подход позволяет не только систематизировать, закрепить и расширить знания студентов по социологическим проблемам, но и применить его в решении конкретной задачи, уточнить, стилистически грамотно оформить свой ответ. В дополнение студентам предлагаются творческие задания для проверки и оценки результатов развития критического мышления и навыков самостоятельного овладения материалом. К особенностям учебного пособия можно отнести: Систематизированность - пособие разделено на темы, охватывающие взаимосвязанные части, содержание которых соотносится с материалами лекционного курса и тематикой семинарских занятий. Интерактивность - в работе над заданиями необходимо органичное сочетание различных источников, что будет способствовать систематическому их освоению и генерации социологического знания. Коммуникативность - обсуждение заданий позволит актуализировать нравственную проблематику, вопросы взаимодействия человека, науки и техники, которым в учебном пособии отводится значительное место. Информационно-аналитическая деятельность обеспечит не только решение интеллектуальной задачи, но и будет способствовать активному взаимодействию участников учебного процесса. Авторы считают, что работая над тестами и тестовыми заданиями, студенты будут совершенствовать свои риторические способности, расширят интеллектуальный кругозор, систематизируют знания по дисциплине. Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части представлен лекционный раздел, во второй - планы практических занятий, задания для практических занятий и приложения. 4
Стр.5
Раздел I ЛЕКЦИИ Лекция 1. Предмет социологии Цель занятия - сформировать представления о логике исторического развития социологии. Объект и предмет социологии: многообразие теоретических подходов Социология - это наука об особенностях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях. Раскрывая специфику периода возникновения социологии, среди многих особенностей обращаем внимание на то, что это был период, когда: • четко выявился неоднозначный характер взаимоотношений между религией, церковью и наукой; наукой и государством; наукой и искусством; искусством и религией и т.д., что выдвигало на повестку дня потребность разобраться в структуре этих отношений; • человек (индивид) поднялся на принципиально новую социальную позицию во взаимоотношениях с различными социальными институтами (государством, семьей, церковью, образовательными учреждениями и т.п.), что повлекло осмысление этих позиций; • обозначился новый этап в познании человеком своей личной самоценности, что формально потребовало определить место и роль отдельной личности в общественной (государственной) жизни. Поэтому возник важный вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения обще5
Стр.6
ственной жизни не с абстрактных социально-философских позиций, а на основе конкретных наблюдений и частно-научных разработок по аналогии с естественными науками. Так, первоначально, новая наука об обществе стала именоваться «социальной физикой» до 1839 г., когда О. Конт заменил это название на термин «социология», а его современник и последователь Г. Спенсер предложил в изучении общества опираться на биологию и физиологию, биологизируя социальные процессы. После выхода в свет работ О. Конта в XIX веке постепенно стало утверждаться понимание того, что наука об обществе не должна сводиться к математически статистической фиксации или констатирующей описательности общественной жизни. Социология должна стать теоретической наукой, изучающей специфические законы социальных явлений, объясняющей общественные процессы. И, выйдя за пределы естествознания, она становится дисциплиной, дополняющей естественные науки, обретая статус самодостаточности. Обращаем внимание, что самостоятельной наука становится только тогда, когда она четко выделяет свой собственный объект и предмет изучения. Объектом социологии является общество. В широком смысле слова общество - целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты - группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж - индивидуальный мир человека. Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи - этнические, национальные, культурные, религиозные отношения). Предмет социологии - исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. 6
Стр.7
Предмет социологии определяет и ее задачи. Первая задача - изучение социальных фактов, понимание социальных отношений и взаимодействий, в которые вступают отдельные индивиды, их группы и общности и тем самым создают своей сложной совокупностью живую и развивающуюся социальную ткань общества. Вторая задача социологии заключается в том, чтобы определить основные социальные статусы и роли, осуществляемые людьми, т.е. социальную структуру общества. Третья задача социологии - объяснить развитие общества как структурированную социальную действительность. Четвертая задача социологии заключается в том, чтобы осуществить прогноз наиболее вероятных социальных событий и выступить реальным инструментом изменения общества. И наконец, пятая задача социологии как науки в том, чтобы на основе выявленных тенденций и закономерностей социального развития сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия управленческих решений. Структура, уровни и основные функции социологии и ее взаимосвязь с социальной практикой На сегодняшний день сложилось представление о трехуровневой структуре социологии. Первый уровень - макросоциологический. Макросоциология изучает крупномасштабные социальные явления - общество, социальные институты и организации, социальные структуры и системы, выявляя закономерности их существования, функционирования и развития. Главный интерес макросоциологов - изучить взаимоотношения между частями общества, рассмотреть, как эти взаимоотношения зависят друг от друга и изменяются, понять функционирование и динамику социальной системы в целом. В этом плане макросоциология исследует не просто те или иные социальные явления, их отдельные стороны, а наиболее общие, родовые свойства, которые не изучаются ни одной другой социальной наукой: политологией, экономикой, антропологией и т.п. Поэтому в разрезе макросоциологического подхода социология - это наука о родовых свойствах и закономерностях социальных явлений. Общесоциологическая теория вскрывает общие закономерности функционирования и развития социума как целого. Второй уровень - специальные социологические теории или отраслевая социология, которая исследует общности меньшей степени: отдельные институты общества - труд, образование, семью, быт, ~ 7 ~
Стр.8
религию, искусство, науку и т.д. и их структуру. Это - институциональный уровень, в рамках которого формируются социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д. Именно на этом уровне специальных теорий социология становится средством решения практических, жизненно важных проблем, выступает в качестве основы социально-проектной деятельности, вырабатывая социоинженерный подход к социальной жизни и создавая самостоятельную социальную инженерию. Именно специальные теории среднего уровня, как указывает американский социолог Р. Мертон, реализуются в практике социального планирования, разработке целевых программ республиканского, регионального и отраслевого уровня. Эти теории становятся исходной базой для социокультурного проектирования, составляя важнейшую часть методологии социальной инженерии. Третий уровень - микросоциология. Она фиксирует свое внимание на поведенческих актах и мотивах поведения людей в малых группах. Следует специально подчеркнуть, что макросоциология и микросоциология имеют один общий объект изучения, но различаются подходом: макросоциология идет в изучении объекта от общества как целого к его частям и к индивидам, а микросоциология - противоположно - от индивидов к частям общества и к обществу в целом. Это уровень, на котором изучаются индивидуальные факторы - мотивы, потребности, ценности, целевые установки и т.д., обуславливающие индивидуальное поведение и его проявления в обществе (группе). На этом уровне социология в какой-то мере имеет статус научно-практической деятельности. Прикладные исследования в этом плане есть часть непосредственного осуществления социальных программ, вырабатываемых на уровне социально инженерного проектирования. Указанные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, дополняют друг друга, причем в такой степени, что любое отраслевое направление, любая специальная частно-конкретная теория немыслимы без наличия в них глубоких общетеоретических предпосылок, выступающих методологической базой, основой для специальных социологических теорий. В то же время отраслевая социология невозможна и без нижнего уровня - эмпирического базиса исследования. В свою очередь фундаментальные, общетеоретические исследования не протекают вне и помимо развития отраслевых и эмпирических направлений, дающих общесоциологической теории фактологический материал для теоретических обобщений. 8
Стр.9
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы: 1) теоретико-познавательная - дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения; 2) прикладная - предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач; 3) социальный прогноз и контроль - предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития; 4) гуманистическая - разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества; 5) методологическая функция состоит в том, что общая социология разрабатывает методологию, методы, приемы, способы исследования социальных объектов, применяемые на всех уровнях социологического знания, как на фундаментальном, так и прикладном; 6) интеграционная функция, заключается в том, что общая социология интегрирует, связывает воедино все социологические знания, полученные эмпирическим и теоретическим путем; 7) нормативная функция, выражается в том, что именно общая социология создает нормативы, правила, идеалы социального познания; 8) оценочная функция анализирует состояние общества, существующие в нем организации и институты, права и нормы, удовлетворяющие ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам, потребностям и целям; 9) объясняющая функция дает научное обоснование социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей; 10) мировоззренчески-идеологическая функция претворяет в жизнь определенные общественно-политические идеалы. Место и роль социологии в системе социогуманитарных наук Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ