Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Методика преподавания литературы в вузе: принципы и формы работы (220,00 руб.)

0   0
АвторыГрязнова Анна Юрьевна, Фролова Анна Васильевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц81
ID656302
АннотацияУчебное пособие подготовлено на кафедре русской литературы XX и ХХI веков, теории литературы и фольклора филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано для магистрантов филологического факультета.
Методика преподавания литературы в вузе: принципы и формы работы / А.Ю. Грязнова, А.В. Фролова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 81 с. — 79 с. — URL: https://rucont.ru/efd/656302 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_преподавания_литературы_в_вузе_принципы_и_формы_работы.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ВУЗЕ: ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ Учебное пособие Составители: А.Ю. Грязнова, А.В. Фролова Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Литературное образование в свете ФГОС Структура литературного образования в вузе Лекция как базовая форма обучения литературе в вузе План анализа (самоанализа) лекции Практическое занятие как форма обучения в вузе Семинар как форма обучения в вузе Спецкурс как форма обучения в высшей школе Коллоквиум как форма организации обучения в вузе Научно-исследовательская работа студентов в вузе Организация самостоятельной работы студентов в высшей школе Контроль учебного процесса в вузе Список использованной литературы Приложение 1. Конспект лекции по литературе Приложение 2. Конспект практического занятия 4 8 9 19 20 22 30 32 33 39 41 4 49 6 3
Стр.3
предложен специальный термин – компетенция. Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности в какой-либо сфере. Компетенцию не следует путать со знаниями, умениями и навыками (ЗУН) – триадой классической педагогики. ЗУН можно обладать, но ни разу не воспользоваться ими, в отличие от компетенций, которые прочно интегрированы в реальную практическую деятельность. Знать (уметь / обладать навыком) – не обязательно значит успешно применять свое знание в конкретной профессиональной ситуации. Например, у студента, освоившего курс методики преподавания литературы в школе, может быть сформировано знание о возрастных особенностях восприятия школьником литературного произведения. Это означает, что в ходе изучения предмета студент получил информацию о том, как развивается художественное восприятие ребенка от младшего школьного возраста к старшему, как воспринимают книгу дети разных возрастов. Студент усвоил эту информацию, запомнил ее, продемонстрировал свои знания на экзамене. Однако все это еще не является гарантией того, что на уроке, то есть в реальной профессиональной ситуации, он воспользуется своим знанием. Зная, что ученики среднего школьного возраста восприимчивы к художественным деталям, студент тем не менее может не сориентироваться и в нужный момент не обратить внимание учеников на выразительные подробности, которые привели бы к более глубокому пониманию идейного замысла произведения. Это означает, что при достаточном уровне знаний у него не сформирована соответствующая компетенция, которую в данном случае можно было бы определить следующим образом: готовность использовать знание возрастных особенностей восприятия школьниками художественных произведений в процессе анализа текста на уроке 6
Стр.6
литературы. Следует также различать компетенцию и компетентность. Компетентность – более широкое понятие, обозначающее «опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [20, с. 136]. Итак, основное отличие новых образовательных стандартов – компетентностный подход к обучению, способствующий многостороннему развитию студента как будущего профессионала. Каково же место литературы в современной системе образования, регламентированной новыми стандартами? Значение литературы в становлении личности велико: она вводит человека в пространство культуры, развивает творческое мышление и эстетический вкус, восполняет недостаток жизненного опыта, воспитывает, способствует развитию и укреплению ценностных ориентаций. Литература как учебная дисциплина – это глубоко личностный, Я-центричный предмет, результатом освоения которого является не только построение системы научных знаний, но и формирование мировоззрения, индивидуального у каждого человека. Задачи, которые выполняет литература, таким образом, оказываются созвучными требованиям современной системы обучения, ориентированной на развитие уникальной личности студента. Особенно важную роль литературное образование играет в подготовке будущих педагогов-гуманитариев, однако оно может дать многое и представителям негуманитарных специальностей (например, способствовать формированию образа будущей профессии). Особенности методики преподавания литературы в высшей школе определяются тем, что преподаватель вуза должен сочетать в своей работе педагогическую, исследовательскую и организаторскую деятельность. С одной стороны, основное назначение преподавателя – передача знаний 7
Стр.7
студентам, содействие формированию у них умений, навыков и компетенций, необходимых для овладения специальностью. С другой – для того чтобы обладать актуальной картиной научного знания, необходима постоянная научно-исследовательская деятельность. Особенно это заметно в условиях современной действительности: динамично развивающегося научно-технического прогресса, изменяющегося облика рынка труда, реформирования образования. Кроме того, научно-исследовательская работа развивает творческое мышление, подогревает интерес к предмету, позволяет избежать проблемы профессионального «выгорания». Организаторская работа преподавателя заключается прежде всего в том, что он координирует собственно процесс обучения студентов, осуществляет научное руководство. Но не менее значимой является и самоорганизация педагогической деятельности: у педагога высшей школы должна быть развита способность к самоконтролю, рефлексии, самообучению. Таким образом, преподаватель высшей школы должен обладать следующими компетенциями: 1. Способностью к проведению учебных занятий разных видов; 2. Способностью к осуществлению научно-исследовательской деятельности; 3. Владеть навыками разработки и реализации различного типа проектов в образовательных, научных и культурно-просветительских организациях. 4. Способностью самостоятельно организовывать профессиональный трудовой процесс. 5. Способностью к самоконтролю, рефлексии и самообразованию. Структура литературного образования в вузе В структуру литературного образования в высшей школе входят 8
Стр.8
преподаватель и студент как субъекты педагогического процесса; различные формы их совместной работы: аудиторные (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие, семинар, спецкурс, коллоквиум, индивидуальные консультации, руководство студенческими научно-исследовательскими работами) и внеаудиторные (самостоятельная работа студентов); комплекс литературоведческих дисциплин, из которых, как правило, обязательными являются история и теория литературы; а также учебно-методическое обеспечение этих дисциплин (учебники, методические пособия, средства дистанционного обучения, раздаточный материал). Лекция как базовая форма обучения литературе в вузе Несмотря на появление и активное внедрение в образование различных новых форм обучения (так, в последние годы особенно востребованными оказываются электронные учебные курсы, позволяющие осуществлять обучение без непосредственного контакта преподавателя со студентом), лекция была и остается одной из самых эффективных форм обучения в высшей школе. Лекция (от лат. «lection» – чтение) – это базовая форма организации обучения в вузе, цель которой – создание ориентировочной основы учебнопознавательной деятельности студентов, направленной на усвоение знаний, умений и навыков, а также на формирование компетенций по изучаемой дисциплине. Преимущество лекции перед другими формами организации учебного процесса в том, что это наиболее «экономичный» способ обучения. Она позволяет системно и последовательно изложить материал за короткий промежуток времени (2 академических часа). Курс лекций знакомит студента с фундаментальными основами изучаемой дисциплины, позволяет 9
Стр.9
существенно дополнить материал учебных и методических пособий (или даже компенсирует их отсутствие), обеспечивает личностное взаимодействие педагога и учащихся. По форме изложения материала лекция представляет собой монолог преподавателя. Однако лектор – это не просто «передатчик» информации. Для лектора важно быть заинтересованным в своих слушателях, чувствовать эмоциональную связь с ними, уметь гибко реагировать на перемены «климата» в аудитории, иначе информация, которую он излагает, не будет эффективно восприниматься. Достичь этого, читая заготовленный текст по конспекту, нельзя. Психологическая отгороженность преподавателя от аудитории мешает при проведении учебных занятий любых видов. Сложность чтения лекции заключается и в том, что при «потоковом» устном изложении материала сложнее следить за правильностью речи. У лектора должна быть хорошо развита речевая компетенция. Частые ошибки, поправления, сбивчивая речь, во-первых, сильно затрудняют для слушателя усвоение материала, во-вторых, дискредитируют преподавателя в глазах студентов. Главными достоинствами произнесения лекции являются ясность мысли, краткость и простота. Прежде чем приступать к подготовке конспекта лекции, преподавателю следует определиться с ее местом в учебном процессе. В зависимости от целей и места в структуре курса выделяют следующие виды лекций: 1. Вводная лекция дает основное представление о дисциплине. Преподаватель знакомит обучающихся с задачами курса, предметом и объектом изучения, методологией исследования. Начало вводной лекции можно посвятить решению организационных вопросов: рассказать о форме организации занятий, о порядке проведения текущих и промежуточных 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.