НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
О МИРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
И ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕСТНИК КАФЕДРЫ ЮНЕСКО
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
И ОБРАЗОВАНИЕ»
Журнал основан в 2013 году
Выходит 4 раза в год
Московский педагогический государственный университет основан 140 лет назад
Учредитель: федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
Издатель: Издательство «Прометей»
Стр.2
ISSN 2309-1428
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
А. Л. Семёнов (председатель)
академик РАН, академик РАО, профессор
Э. Б. Абдуллин (зам. председателя)
профессор, доктор педагогических наук, член Союза композиторов России
В. А. Гергиев
народный артист России, Герой Труда России
В. А. Гуревич
профессор, доктор искусствоведения, секретарь Союза композиторов СанктПетербурга
Б.
М. Неменский
профессор, академик РАО, народный художник России
М. И. Ройтерштейн
профессор, композитор, заслуженный деятель искусств России, кандидат
искусствоведения
А. С. Соколов
профессор, доктор искусствоведения, член Союза композиторов России
Г. М. Цыпин
профессор, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, член Союза
композиторов России
Р. К. Щедрин
композитор, народный артист СССР
С. Б. Яковенко
профессор, доктор искусствоведения, народный артист России
Е. В. Николаева
(главный редактор)
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Э. Б. Абдуллин
П. В. Анисимов
Б. Р. Иофис
– доктор педагогических наук, профессор
– доктор педагогических наук, профессор
С. М. Мирошниченко
А. В. Торопова
Редактор
Верстка
Дизайн обложки
– кандидат педагогических наук, доцент
– кандидат педагогических наук, доцент
– кандидат искусствоведения, профессор,
заслуженная артистка России
Н. И. Лисова
– доктор педагогических наук, профессор
Ю. М. Севрюкова
А. Н. Ермак, И. В. Нартова
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зенкин К. В. Что необходимо изменить для дальнейшего развития русской
музыкальной культуры? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Щербакова А. И. Феномен музыкального искусства в воспитании
подрастающего поколения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Гажим И. Переживание музыки как квинтэссенция музыкального опыта. . . . . . . . . . 18
Молоствова И. Е. Художественная интерпретация как интерактивная форма
взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса . . . . . . . . . . . . . 27
Мелик-Пашаев А. А., Марченко Е. М. Ради чего берутся за перо?
Пробуждение чуткости ребёнка к «эмоциональному тону» художественного
произведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Асатрян О. Ф. Музыкальные предпочтения студентов – будущих
учителей музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Торопова А. В. Общее музыкальное образование в психологоантропологическом
контексте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Морозова Н. В. Повышенная тревожность юных музыкантов: причины
и пути оптимизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Тараканова Н. Э. Эйфорическая мотивация как определяющий конструкт
педагогической работы с музыкально одарёнными учащимися . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Львова Т. В. Музыкально-педагогические технологии в реабилитации детей
с бронхиальной астмой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Холопова В. Н. Содержательные парадигмы музыкально-исторических эпох
(к инновациям в российском музыкальном образовании) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Иофис Б. Р. Содержание общего музыкального образования в контексте
современного теоретического и исторического музыкознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Лесовиченко А. М. Детская музыка как феномен культуры и её освоение
в условиях педагогического вуза и колледжа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
3 / 2013
Музыкальное искусство и образование
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Попов В. С. Обучение игре на фаготе в России: историческое прошлое
и современность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Гвоздевская Г. А. Традиционное обучение игре на музыкальных инструментах
в Японии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дорошенко С. И. Культурологические характеристики диалога культур
столицы и провинции в истории музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Николаева Е. В., Абдуллин Э. Б. Концепция программы по музыке в свете
новой государственной стратегии развития общего музыкального образования. . . 133
Евтух Е. В. Информационные и коммуникационные технологии в контексте
непрерывного образования педагога-музыканта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Благинина Т. И. Лео Kестенберг – первый почётный президент
Международного общества музыкального образования (ИСМЕ) . . . . . . . . . . . . . . . . 166
4
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Музыкальное искусство и образование
3 / 2013
Стр.5
CONTENTS
METHODOLOGY OF PEDAGOGICS OF MUSICAL EDUCATION
Zenkin K. V. What Needs to Be Changed for Further Development
of the Russian Music Culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Sherbakova A. I. The Phenomenon of Musical Art in Educating
the Younger Generation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Gagim I. The Living of Music as the Quintessence of Musical Experience . . . . . . . . . . . . . 18
Molostvova I. E. Artistic Interpretation as a Form of Interaction of Subjects
of Interactive Music and Educational Process . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Melik-Pashaev A. A., Marchenko E. M. What Do They Put Pen to Paper for?
Arousing Child’s Sensibility to Affective Tone of a Work of Art. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Asatryan O. F. Musical Preferences of Students – Future Teachers of Music . . . . . . . . . . 42
MUSIC PSYCHOLOGY, THE PSYCHOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Toropova A. V. Music Education in the Psychological
and Anthropological Context . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Morozova N. V. Increased Anxiety of Young Musicians: Сauses and Ways
of Optimizations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Tarakanova N. E. Euphoric Motivation as the Main Motivational Construct
in Musical Education of Gifted Children . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Lvova T. V. Musical and Pedagogical Methods of Rehabilitation of Children
with Bronchial Asthma. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
MUSICAL HISTORICAL AND THEORETICAL EDUCATION
Kholopova V. N. Content-Based Paradigms of Historical Musical Periods
(Towards Innovations in Russian Musical Education). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Iofis B. R. The Contents of General Music Education in the Context
of Contemporary Theoretical and Historical Musicology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Lessovichenko A. M. Music for Children as a Phenomenon of Music Culture
and Study of It in Pedagogical High School and College . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
5
3 / 2013
Музыкальное искусство и образование
Стр.6
CONTENTS
MUSICAL PERFORMANCE AND EDUCATION
Popov V. S. Teaching the Bassoon in Russia: Historical Past and Present . . . . . . . . . . . 106
Gvozdevskaya G. A. Traditional Learning to Play Musical Instruments in Japan. . . . . . . 117
HISTORY, THEORY AND METODOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Doroshenko S. I. Cultorology Characterizations of the Dialogue of Cultures between
the Capital and the Provinces in the History of Musical Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Nikolaeva E. V., Abdullin E. B. Conception of Music Syllabus
In the Light of a New National Strategy of the General Music
Education Development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Evtukh E. V. Information and Communicaton Technologies in the Context
of Lifelong Learning. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Blaginina T. I. Leo Kestenberg – the First Honorary President of the International
Society for Musical Education (ISME). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
6
Information about the authors. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Музыкальное искусство и образование
3 / 2013
Стр.7