Министерство образования и науки
Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова»
Е.И. Воробьева
Информатизация
иноязычного образования:
основные направления и перспективы
Монография
Архангельск
Поморский университет
2011
Стр.1
УДК 8Г243+378.147+004
ББК 81.2-9+74.580.253+32.97
В 751
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры современных
языков и методики преподавания иностранных
языков Поморского государственного университета имени
М.В. Ломоносова Н.В. Чичерина; доктор педагогических
наук, профессор Российского государственного педагогического
университета имени А.И. Герцена Ю.В. Еремин
Печатается по решению редакционно-издательского
Поморского
университета
Воробьева, Е.И.
В 751
Информатизация иноязычного образования: основные направления
и перспективы: монография / Е.И. Воробьева; Поморский
гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский университет,
2011. - 123 с.
ISBN 978-5-88086-952-7
Рассматриваются социально-философские, культурологические,
психолого-дидактические и лингводидактические аспекты информатизации
иноязычного образования. Обозначены ее проблемы и
перспективы, представлен зарубежный и отечественный опыт интеграции
компьютерных и информационно-коммуникационных технологий
в процесс обучения иностранным языкам.
Для специалистов в области теории и методики обучения иностранным
языкам.
УДК 8Г243+378.147+004
ББК 81.2-9+74.580.253+32.97
совета
ISBN 978-5-88086-952-7
© Воробьева Е.И., 2011
© Поморский университет, 2011
Стр.2
—
j-g>iv
J^Nv—— ..y<^^. ....
i. i •j'^^v. • —J"^N\j-Л^*
»
/Ay
JA V
-/"^"V -
J^^V—
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава
1. Гуманитарные проблемы информатизации современного
общества
1.1. Социально-философские аспекты: концепции информационного
общества
1.2. Культура информационного общества
1.3. Процессы информатизации современного образования....
Глава 2. Этапы информатизации иноязычного образования
2.1. Традиционные технические средства обучения иностранным
языкам
2.2. Компьютерные и информационно-коммуникационные
технологии обучения иностранным языкам
2.3. Принципы обучения иностранным языкам в информационно-коммуникационной
среде
Глава 3. Информационно-коммуникационные технологии и актуальные
проблемы современного иноязычного образования
3.1. Формирование критического мышления студентов на материале
электронных аудиовизуальных СМИ
3.2. Проектное обучение иностранным языкам на основе вебквест
технологии
3.3. Развитие учебной автономности студентов в процессе
иноязычного образования
Заключение
Библиографический список
4
8
19
30
46
56
66
78
93
102
ПО
112
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее актуальных тенденций развития современного
общества является информатизация социальной реальности.
Наше поколение живет в эпоху быстрых изменений информационной
среды под влиянием распространения различных технологий.
Воздействие информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) на общество широко и многоаспектно, особенно на
экономику, культуру и образование.
Изменения в экономической сфере наиболее заметны. Крупные
корпорации и более мелкие компании все шире используют потенциал
новых информационных технологий, тем самым закладывая
основы новой информационной, или сетевой экономики.
Основными процессами, которые постоянно усиливают позиции
сетевой экономики, являются следующие: развитие и распространение
Интернет-технологий; перенос в электронную среду сети
Интернет различных видов социально-экономической деятельности;
процесс превращения традиционных организаций в сетевые
структуры; создание сетевых вариантов «горизонтальных» экономических
структур, которые обслуживают все разнообразие
организаций в экономике и с переносом в сеть Интернет получают
возможность работать более эффективно. Есть оценки, что
в результате наблюдаемой в настоящее время высокой интенсивности
основных процессов, формирующих сетевую экономику, в
ближайшие 10 лет почти 90% бизнес-организаций в экономически
развитых странах будут использовать в своей деятельности
Интернет-технологии и сетевые формы управления [Паринов,
Яковлева].
Масштабные процессы информатизации экономики привели к
трансформации современной культуры. Доминирующую роль в
информационном обществе начинают играть массмедиа в виде
традиционных и электронных СМИ. Современный человек формируется
и функционирует в мегаинформационном пространстве,
Стр.4
созданном массмедиа. При этом СМИ претендуют на роль очень
мощного фактора формирования мировоззрения личности и ценностной
ориентации общества. Они стали трансляторами культурных
достижений и активно влияют на принятие или отрицание
обществом тех или иных ценностей культуры [Павлова, 2007].
Одной из важнейших задач в сфере культуры является информационная
подготовка личности к успешному функционированию
в обществе. Под информационной культурой исследователи понимают
«степень совершенства человека, общества или определенной
его части во всех всевозможных видах работ с информацией:
ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого
рода, в создании на этой основе качественно новой информации,
ее передаче, практическом использовании» [Семенюк, с. 3]. Наличие
информационной культуры у граждан информационного
общества позволяет избежать конфронтации двух полярных культур
- технократической и гуманитарной.
Проблема информатизации образования является фундаментальной
и важнейшей глобальной проблемой XX I века. От ее
решения зависит дальнейшее экономическое благосостояние и
социальное развитие современного общества.
На современном этапе мы можем наблюдать ряд противоречий
в развитии мирового образовательного процесса. Во-первых,
образование, традиционно рассматриваемое как передача знаний
и культуры от поколения к поколению, оказалось неспособным
удовлетворить потребности современной жизни. Во-вторых, современный
образовательный процесс вступил в кардинальное
противоречие не только с настоящим, но и будущим. Не обеспечивая
социальные потребности в настоящем, образовательная
система фактически игнорирует будущее. Образование должно в
своем современном развитии предвидеть и определенным опережающим
образом удовлетворять потребности грядущих поколений,
служить фактором адаптации молодого поколения к будущему.
Разрешение обозначенных противоречий тесно связано с
процессом информатизации, без которого невозможен «прорыв
в будущее», так необходимый образованию XX I века [Пасхин,
Ту пало, Урсул, с. 6-8].
С процессами информатизации общества связаны интенсивные
процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей
на смену классической. В ее основе лежит изменение фундаментальных
представлений о человеке и его развитии через обра
Стр.5
зование. Прежде всего, меняется основная образовательная цель,
которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке,
сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации
личности [Демкин, Можаева].
Иноязычное образование не является исключением из общего
процесса модернизации. Современный этап развития лингводидактики
характеризуется поиском эффективных способов оптимизации
учебного процесса по иностранным языкам с учетом
инновационных процессов, происходящих в сфере образования.
Стратегическая цель современного иноязычного образования
предусматривает развитие у обучаемых черт и качеств вторичной
языковой личности, что подразумевает не только изучение
иностранных языков, Но и глубокое проникновение в иноязычную
культуру. Коммуникативная, межкультурная компетентности, а
также способность к самообразованию на протяжении всей жизни
являются ключевыми компетентностями, необходимыми современному
специалисту для эффективного взаимодействия и самореализации
в профессиональной, социальной и других сферах.
Процесс современного иноязычного образования должен быть
ориентирован на использование инновационных подходов, методов
и средств обучения, которые бы позволили разрешить существующее
на сегодняшний день противоречие между высокими
требованиями общества к личности в области владения иностранными
языками и достаточно скромными результатами, которые
демонстрируют выпускники школ и вузов нашей страны.
Представляется, что многие актуальные задачи современного
иноязычного образования могут быть успешно решены лишь
путем интеграции в учебный процесс новых компьютерных и
информационно-коммуникационных технологий.
Монография отражает современную ситуацию в сфере информатизации
иноязычного образования, а также опыт автора по
внедрению новых информационных технологий в процесс профессиональной
подготовки студентов языкового факультета университета.
Первая
глава монографии носит междисциплинарный характер
и посвящена рассмотрению комплекса социально-философских,
культурологических и дидактических аспектов проблемы информатизации
современного общества, которые являются основой для
понимания ключевых тенденций в сфере информатизации образо
Стр.6
вательного процесса в целом, а также выработке инновационных
путей развития профессионального иноязычного образования.
Вторая глава исследования представляет этапы интеграции
новых информационно-коммуникационных технологий в процесс
обучения иностранным языкам. Здесь определяется роль
ИКТ в системе традиционных технических средств обучения,
раскрывается их лингводидактическая ценность, рассматриваются
принципы обучения иностранным языкам в информационнокоммуникационной
среде.
Третья глава посвящена практическим аспектам проблемы
информатизации иноязычного образования. В ней раскрываются
лингводидактические возможности ИКТ для формирования
критического мышления студентов, предлагается методика организации
проектной деятельности учащихся в информационнокоммуникационной
среде на базе веб-квест технологии, а также
способы и приемы развития учебной автономности студентов в
ходе иноязычного образования с помощью ИКТ.
Автор надеется, что данная монография внесет определенный
вклад в понимание инновационных процессов, характерных для
современного иноязычного образования, и представит интерес
для преподавателей иностранного языка, аспирантов, магистрантов
и студентов, специализирующихся в области лингводидактики
и методики обучения иностранным языкам.
Стр.7