Балан В. П.
Душкин А. В.
Новосельцев В. И.
Сумин В. И.
Под редакцией В. И. Новосельцева
Рекомендовано УМО по образованию в области инфокоммуникационных технологий
и систем связи в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки 11.03.02, 11.04.02 – «Инфокоммуникационные
технологии и системы связи» квалификации (степени) «бакалавр», «магистр»
и 11.05.04 – «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи»
квалификации «специалист»
Горячая линия – Телеком
2016
Москва
Стр.1
УДК 65.01(075)
ББК 65.290-2
Т33
Рецензент ы : начальник кафедры высшей математики Воронежского института МВД
России, доктор физ.-мат. наук, профессор В. В. Меньших; декан факультета прикладной
математики, информатики и механики Воронежского государственного
университета, доктор техн. наук, профессор А. И. Шашкин
Авторы : Балан В. П., Душкин А. В., Новосельцев В. И., Сумин В. И.
Т33 Теоретические основы управления в организациях. Учебное пособие
для вузов / В. П. Балан, А. В. Душкин, В. И. Новосельцев и др.;
Под редакцией профессора В. И. Новосельцева. – М.: Горячая линия –
Телеком, 2016. – 244 с: ил.
ISBN 978-5-9912-0469-9.
Изложены теоретические и практические вопросы управления в организациях.
Дано понятие и подробно рассмотрены основные черты организации,
сущность управления в организациях, конфликты в организациях, производственно-экономические
кризисы в деятельности организаций, проектные риски
в деятельности организаций, организационная культура как инструмент управления
в организациях. Рассмотрены вопросы информационной безопасности
организаций, включая борьбу с инсайдерством. В основу книги положена совокупность
авторских методик, успешно апробированных в ряде ведущих вузов.
Для студентов, курсантов и слушателей, обучающихся по направлениям
подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» квалификации
(степени) «бакалавр», «магистр» и «Инфокоммуникационные технологии
и системы специальной связи» квалификации «специалист». Будет полезно
студентам других инфокоммуникационных специальностей, адъюнктам, аспирантам,
преподавателям, научным работникам, занимающимся вопросами системного
анализа, управления и обработки информации в социальных, экономических
и технических системах.
65.01(075)
Адрес издательства в Интернет WWW.TECHBOOK.RU
Все права защищены.
Любая часть этого издания не может быть воспроизведена в какой бы
то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного
разрешения правообладателя
© ООО «Научно-техническое издательство «Горячая линия – Телеком»
www.techbook.ru
© В. П. Балан, А. В. Душкин, В. И. Новосельцев и др.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................ 6
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ............... 8
1.1. Сущность и признаки организации ................................................. 8
1.2. Внешняя и внутренняя среда организации ................................... 10
1.3. Типы организаций и организационных структур........................ 13
1.3.1. Типы организаций ..................................................................13
1.3.2. Типы организационных структур .........................................17
1.4. Эффективность организации.......................................................... 20
1.5. Жизненный цикл организации....................................................... 23
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ......................................... 26
2.1. Сущность управления в организациях .......................................... 26
2.1.1. Базовая модель управления ...................................................26
2.1.2. Обратная связь ........................................................................27
2.1.3. Контур управления.................................................................29
2.1.4. Задачи управления..................................................................31
2.1.5. Неопределенность при управлении ......................................35
2.1.6. Формы управления .................................................................40
2.1.7. Способы управления ..............................................................41
2.1.8. Виды управления....................................................................43
2.1.9. Технология управления..........................................................46
2.2. Координация.................................................................................... 49
2.2.1. Понятие координации ............................................................49
2.2.2. Модель и способы координационного управления.............49
2.2.3. Алгоритмы координационного управления .........................53
2.3. Принятие решения .......................................................................... 56
2.3.1. Системное представление процесса
принятия решения ............................................................................56
2.3.2. Типы решений.........................................................................57
3.3.3. Формальные критерии выбора решений ..............................59
2.3.4. Многокритериальный выбор решений .................................63
2.3.5. Логико-лингвистический метод выбора решений ...............65
2.3.6. Психологические аспекты принятия решений.....................70
2.3.7. Нравственность как критерий принятия решения...............79
Глава 3. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ.......................................... 82
3.1. Понятие конфликтов в организациях и их классификация ........ 82
3.2. Структура конфликтов в организациях......................................... 84
3.3. Общая схема динамики конфликтов в организациях .................. 90
3.4. Функции конфликтов...................................................................... 93
Стр.3
4
Теоретические основы управления в организациях
3.5. Сущность конфликта «руководитель – подчиненный»,
его динамика и разрешение................................................................. 100
3.5.1. Конфликт «руководитель – подчиненный»:
определение понятия и причины возникновения ........................100
3.5.2. Особенности динамики конфликта «руководитель –
подчиненный».................................................................................104
3.5.3. Формы завершения конфликта «руководитель –
подчиненный».................................................................................109
3.5.4. Типовые конфликтные ситуации и рекомендации
по их сглаживанию.........................................................................111
3.6. Моделирование конфликта «руководитель – подчиненный».. 114
3.6.1. Типы взаимоотношений «начальник – подчиненный»
и оценка уровня конфликтности организации.............................114
3.6.2. Анализ и выявление организационных причин
конфликта «руководитель – подчиненный» ................................117
3.6.3. Оценка вероятных исходов антагонистических
конфликтов «руководитель – подчиненный» ..............................123
3.6.4. Поиск устойчивых компромиссов в конфликте
«руководитель – подчиненный»....................................................129
Глава 4. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ..................................... 134
4.1. Причины возникновения и развития производственноэкономических
кризисов в деятельности организаций .................... 135
4.1.1. Диалектическая точка зрения ..............................................135
4.1.2. Социально-экономическая точка зрения............................136
4.1.3. Экономико-прагматическая точка зрения ..........................138
4.2. Оценка устойчивости функционирования коммерческой
организации в условиях конкуренции................................................ 141
4.3. Оценка устойчивости функционирования коммерческой
организации в условиях экономической эксплуатации................... 148
4.4. Механизмы вывода организации из зоны
экономического кризиса...................................................................... 156
4.4.1. Типы механизмов вывода организации из зоны
экономического кризиса ................................................................156
4.4.2. Хозяйственный реинжиниринг ...........................................159
4.4.3. Подход CPI............................................................................162
Глава 5. ПРОЕКТНЫЕ РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ......................................................................... 165
5.1. Типология проектных рисков ...................................................... 165
5.2. Оценка экономической устойчивости организации
в условиях риска................................................................................... 170
Стр.4
5
5.3. Вероятностно-временной подход к оценке рисков
в экономических противоборствах..................................................... 174
5.4. Оценка проектных рисков на основе рефлексивного подхода .179
5.5. Механизмы управления проектными рисками.......................... 191
5.5.1. Типология механизмов управления
проектными рисками......................................................................191
5.5.2. Механизмы экономической ответственности....................192
5.5.3. Механизмы стимулирования снижения уровня риска ......195
5.5.4. Механизмы страхования и резервирования .......................196
Глава 6. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ......................................................................... 198
6.1. Общие положения ......................................................................... 198
6.2. Принципы построения системы информационной
безопасности......................................................................................... 199
6.3. Порядок разработки системы обеспечения
информационной безопасности .......................................................... 201
6.3.1. Определение границ управления информационной
безопасностью ................................................................................202
6.3.2. Анализ уязвимости ...............................................................203
6.3.3. Меры защиты информационных ресурсов
и повышения информационной безопасности.............................209
6.3.4. Разработка плана защиты информационных ресурсов .....212
6.3.5. Реализация плана защиты (управление
системой защиты)...........................................................................214
6.4. Борьба с инсайдерством ............................................................... 215
6.4.1. Модель конкуренции в условиях инсайдерства ................216
6.4.2. Влияние инсайдерства на функционирование
организации.....................................................................................226
6.4.3. Технические и программные меры защиты
от инсайдерских угроз....................................................................230
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ
УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ....................................... 233
7.1. Понятие организационной культуры........................................... 233
7.2. Компоненты организационной культуры ................................... 234
7.3. Функции организационной культуры ......................................... 235
7.4. Управление организационной культурой ................................... 239
Используемая литература ......................................................................... 242
Рекомендуемая литература....................................................................... 243
Стр.5