УДК 81:39
ББК Ш100.63
Л59
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Главный редактор:
доктор филол. наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
Выпускающий редактор:
кандидат филол. наук, доцент С. А. ЕРЕМИНА
Редакционная коллегия:
доктор филол. наук, профессор Н. Б. РУЖЕНЦЕВА
кандидат филол. наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
кандидат филол. наук, доцент Е. В. ДЗЮБА
кандидат филол. наук Д. О. МОРОЗОВ
Л59
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ : ежегодный сборник научных
трудов / Уральский государственный педагогический университет ;
главный редактор А. П. Чудинов. – Екатеринбург : [б. и.], 2019. –
Выпуск 13. – 234 с. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-7186-1239-4
Общие задачи издания: обмен новейшей информацией в области
лингвокультурологии, в сфере взаимоотношений языка, культуры и
общества. Журнал предназначен для ученых-языковедов всех специальностей,
он может представлять интерес для преподавателей, аспирантов
и всех тех, кто интересуется проблемами языка и культуры.
УДК 81:39
ББК Ш100.63
Научное издание
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
ВЫПУСК 13
ISBN 978-5-7186-1239-4
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2019
© Лингвокультурология, 2019
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Агафонова К. Ю.
Москва, Россия
Проблема значения в свете когнитивной теории................
Асмус Н. Г.
Челябинск, Россия
Лингвокультурологическое исследование
концепта «devil» в детской языковой картине мира
(на материале интернет-изданий
англоязычных страшных историй)........................................ 14
Бачурка М. С.
Алматы, Казахстан
Некоторые культурно-специфические особенности
реализации оценочных речевых актов
в педагогическом дискурсе……………………………………. 31
Булахова Н. П.
Красноярск, Россия
Об использовании эпитетов в газетных текстах
с признаками информационно-психологической войны:
тактико-стратегический аспект.............................................. 36
Гоголина Т. В., Иванова Е. Н.
Екатеринбург, Россия
Специфика включения иностранных магистрантов
в освоение лингвистических дисциплин............................... 56
Громова Н. С.
Екатеринбург, Россия
Термин как профессиональная и субкультурная единица
(на примере анализа лексемы «экстремизм»)....................
Ерастова Д. А.
Москва, Россия
Неологизмы и способы их образования
в английском языке................................................................ 80
3
68
7
Стр.3
Ерёмина С. А.
Екатеринбург, Россия
Речевой портрет Н. С. Трубецкого
на материале письма к Р. О. Якобсону……………………… 87
Жижко П. К.
Екатеринбург, Россия
Динамика представлений о нереальном
в русском языковом сознании:
экспериментальные данные.................................................. 97
Ишаева О. В.
Москва, Россия
Термин как лексическая единица специального языка....... 105
Кабирова Ю. И., Курбанов И. А.
Сургут, Россия
Зооморфная метафора как способ выражения
категории дерогативности в разносистемных языках......... 111
Кирилова И. В., Желонкина Ю. С.
Екатеринбург, Россия
Невербальная коммуникация в художественном тексте
(на примере рассказа А. И. Куприна
«Гранатовый браслет»)......................................................... 118
Коновалова М. В.
Челябинск, Россия
Когнитивные аспекты верификации
в интернет-медиадискурсе ……………………………………. 125
Крижановская Е. М.
Пермь, Россия
Способы выражения речевой агрессии
в сетевом сообществе как реакции
интернет-пользователей на реальные
политические события........................................................... 132
4
Стр.4
Кручинкина Н. Д.
Саранск, Россия
Внеязыковые и внутриязыковые условия
актуализации отражательной функции языка..................... 142
Назаренко Е. Б.
Белгород, Россия
О роли стереотипов и предрассудков
в процессе межкультурной коммуникации........................... 160
Пашкова А. Д.
Екатеринбург, Россия
Языковые средства репрезентации общей оценки
реформы образования в американском
медиа-политическом дискурсе.............................................. 165
Попова Т. Г., Субачева Е. Г.
Москва, Россия
Метафора как многоплановое явление................................ 174
Светкина А. А.
Екатеринбург, Россия
Гадание как сакральный текст:
лингвокультурологический аспект........................................ 181
Субачева Е. Г.
Москва, Россия
Роль метафоры в познании мира......................................... 188
Чжао Цюе
Харбин, Китай
Хуан Тяньдэ
Гуандун, Китай
Диахронное исследование языкового сознания
«свой-чужой» русских............................................................ 195
Чудакова Н. М.
Нижний Тагил, Россия
Концепт «молодежь»
в зеркале концептуальной метафоры.................................. 206
5
Стр.5
Ширяева Е. А.
Екатеринбург, Россия
Синтагматические модели русских
и британских фразеологических единиц
с монетарной семантикой……………………………………… 216
6
Стр.6