Pedagogical sciences УДК 37.012.7 DOI 10.17238/issn1998-5320.2017.30.72 О. Н. Лучко, С. Х. Мухаметдинова, Омская гуманитарная академия МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИГРАНИЧНОГО С РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН РЕГИОНА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВЕКТОРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ) Статья посвящена анализу проблемы векторной образовательной миграции в Омском регионе на основе использования методологии когнитивного моделирования. <...> Исходными данными при создании когнитивных моделей являлись: статистические данные из открытых Интернетисточников, результаты пилотного социологического исследования, в котором приняли участие более 60 студентов омских вузов из Республики Казахстан, и экспертные оценки. <...> В процессе исследования были разработаны когнитивные модели входящего и исходящего образовательных потоков и проведены имитационные эксперименты, которые позволили сделать вывод о степени влияния взаимосвязанных факторов друг на друга и на результирующую векторную образовательную миграцию, а также сформулировать рекомендации по эффективному управлению миграционными образовательными потоками как на уровне управления отдельными вузами, так и системой управления высшим образованием Омского региона в целом. <...> Ключевые слова: векторная образовательная миграция, приграничные регионы России, образовательные системы, приведенный контингент студентов, удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, регрессионный анализ, когнитивное моделирование. <...> Одной из сложнейших проблем, стоящих перед современной Россией, является проблема миграции, которая оказывает существенное влияние на все сферы деятельности – до экономической, социально-психологической и образовательной. <...> Территориальная распределённость России, наличие границ с другими странами и диспропорций в социально-экономическом развитии её регионов приводят к тому, что миграционные процессы в каждом из них <...>