ISBN 978-5-906150-20-2 В книге доктора культурологии, профессора кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы представлена семантика цвета с позиций архетипической модели интеллекта, тысячелетиями сохранявшейся в мировой культуре. <...> Как справочное издание она включает смысл цвета в различных областях религии, искусства и науки. <...> Крупнейший исследователь цвета Иоханнес Иттен говорил, что цвет — олицетворение жизни, ведь мир без красок представляется нам мертвым. <...> 7 Часть I СУЩНоСТЬ цвеТА Смысл цвета в культуре Н аши эмоциональные переживания, вызываемые восприятием цвета, весьма субъективны и неоднозначны. <...> Именно поэтому, чтобы понять смысл цвета, нам сначала придется понять себя. <...> Сущность цвета швейцарский художник-авангардист, крупнейший исследователь цвета в искусстве и педагог, создавший учебный курс для знаменитой Школы строительства и художественного конструирования «Баухауз» Иоханнес Иттен (1888–1967), В чем же дело? <...> Хроматизм — междисциплинарное исследование реального (наделенного и женственными, и мужественными чертами) человека в реальном (светоцветовом) окружении внешней среды. <...> Серый цвет — это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находятся в зависимости от соседствующих с ним цветов. <...> Итак, цвет — это идеальное (психическое), связанное с материальным (физическим и/или физиологическим) через эмоции (чувства) как их информационно-энергетическое (хроматическое) отношение. <...> Отношение души ее (цвета) к собственному телу 13 Смысл цвета в культуре Часть I. <...> Сущность цвета Бессознание природное, базовоорганическое, биологическое аффекты, ощущение, интуиция стволовые отделы и подкорка цветоощущение Подсознание культурное, образно-логическое, творческичеловеческое эмоции, чувства, рождение идей правое полушарие и подкорка цветовосприятие Сознание общественное, формальнологическое, социально обусловленное <...>
Символика_цвета.pdf
символика цвета
Н. в. серов
2-е издание
стРата
санкт-Петербург
2019
Стр.2
УДК 159.937.51+316.7
ББК 71.0
C 32
С 32 Серов Н. В.
Символика цвета — 2-е изд. / Николай Серов. — СПб.:
Страта, 2019. — 196 с., илл. — (серия «Формула культуры»)
ISBN 978-5-907127-00-5
В книге представлена семантика цвета с позиций архетипической модели
интеллекта, тысячелетиями сохранявшейся в мировой культуре. Впервые
описание цветовых смыслов базируется на гармонии брачных отношений,
оптимальную устойчивость которых стремились воссоздавать все религии
мира.
Как научное издание эта книга представляет интерес для культурологов,
дизайнеров и психологов. Как справочное издание она включает смысл цвета
в различных областях религии, искусства и науки. Как издание популярное
содержит конкретные рекомендации по использованию цвета в интерьере
и одежде, в воспитании детей и в семейной гармонии, во взаимоотношениях
с собой и обществом.
Все права защищены. Никакая часть настоящей книги не может быть воспроизведена
или передана в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами,
будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись
на магнитный носитель, а также размещена в интернете, если на то нет письменного
разрешения владельцев.
All rights reserved. No parts of this publication can be reproduced, sold or transmitted
by any means without permission of the publisher.
УДК 159.937.51+316.7
ББК 71.0
ISBN 978-5-907127-00-5
© Серов Н. В., 2015, текст
© ООО «Страта», 2019
Стр.3
Часть I
сУЩНостЬ цвета .................................. 5
смысл цвета в культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
цвета женской логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
цвет и архетип . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Нормальные и экстремальные условия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
мужчина, женщина и эмоции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
цвет и мода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
социализация цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Часть II
ЗНаЧеНие цвета ...................................29
БелЫЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Белое сознание прошлого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Природа белизны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Белые функции социальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
сеРЫЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
историосемантика серого цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Представление серости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Духовность серого цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
ЧеРНЫЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
историосемантика черного цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
свойства черноты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
Психология черного цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
матеРиалЬНостЬ теПлЫХ цветов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
красное либидо мужчины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
телесная близость оранжевого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
коричневая приземленность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
«Желтое тело» женщины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
цвет золота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
194
Стр.195
ЗелеНЫе тоНа самосоЗНаНиЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
цивилизация хаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Зелень осириса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
цвет сине-зеленый (затемненный) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
иДеалиЗациЯ ХолоДНЫХ цветов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Голубая мечта женщины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
синяя птица идей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
ПУРПУРНЫе цвета твоРЧества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
лиловые вечера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
сиреневый (разбеленно-лиловый) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Значения пурпура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Розовый — разбеленный пурпур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
мУЖские и ЖеНские цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
моделирование интеллекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Часть III
ГаРмоНиЯ цвета ................................. 171
Гармония брачной устойчивости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
к теории цветового согласия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
цветовое воздействие среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Родство и цвет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
195
Стр.196