Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социология труда: метод. пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКозлов Михаил Иванович
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц120
ID638577
АннотацияВ методическом пособии раскрыто основное содержание социологии труда, представлены планы семинарских занятий и рекомендованные формы их проведения, вопросы и задания для самостоятельного осмысления, тематика рефератов (эссе), ориентирующие на творческий подход к усвоению учебного материала. Особое внимание уделено развитию трудовых отношений в современной России
Кому рекомендованоПредназначено для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 040100.62 «Социология» и может быть использовано студентами других специальностей, изучающих курс «Социология».
ISBN978-5-261-01079-1
Козлов, М.И. Социология труда: метод. пособие / М.И. Козлов .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2015 .— 120 с. — ISBN 978-5-261-01079-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/638577 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социология_труда_метод._пособие.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.120
Социология_труда_метод._пособие.pdf
ВВЕДЕНИЕ Актуальность изучения учебной дисциплины «Социология труда» обусловлена самим развитием современного российского общества. Социальные явления и процессы, возникающие в сфере труда под воз действием изменения природы экономических отношений и научно-технического прогресса, приобретают совершенно иной облик и характеризуются качественно новыми направлениями развития. Среди новых проблем – пересмотр принципов, методов и форм организации социально-трудовых отношений в условиях переходной экономики; изменение уровня и форм занятости и появление безработицы; забастовки и трудовые конфликты на предприятиях по поводу низкой оплаты труда и снижения социальных гарантий в трудовой сфере; рост экономической преступности и др. Все это требует переосмысления роли и места социологии труда, как специальной социологической теории, в системе мер по повышению эффективности общественного производства, концентрации ее внимания на возможностях и способностях работника, условиях их реализации, путях согласования личных интересов с общественными в процессе производственной деятельности. Основная цель и главный смысл изучения учебного курса «Социология труда» − усвоение будущими специалистами знаний, умений и навыков, которые, с одной стороны, максимально возможно облегчали бы их труд, делали его более интересным, а трудовую среду комфортной и, с другой стороны, позволяли бы полнее использовать человеческий фактор производства (в широком смысле). Особое внимание в рамках курса уделяется осмыслению реальных процессов, характеризующих состояние и уровень развития социально-трудовых отношений как в масштабе общества в целом, так и в трудовых организациях в условиях становления рыночной экономики в России. Для реализации данной цели предусматривается решение следующих задач: 3
Стр.3
− ознакомиться с основными этапами формирования социологии труда как за рубежом, так и в России; − усвоить основные категории и теоретические положения социологии труда как науки, ее роль в развитии трудовых отношений общества; − изучить систему социально-трудовых отношений как результат взаимодействия субъектов трудовой деятельности, обладающих своими специфическими статусно-ролевыми характеристиками, ценностными ориентациями и установками в конкретно-исторических условиях; − выявить взаимосвязь социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, а также с социальными факторами, лежащими за пределами сферы труда; − проанализировать причины и факторы снижения трудового потенциала общества и различных социальных групп; появления хронической безработицы, снижения уровня жизни, в том числе и занятого, экономически активного населения; возникновения проблем занятости и рынка труда; − изучить сущность и особенности трудового коллектива как социальной организации и социальной общности, его структуру, механизм функционирования и развития; − изучить сущность и факторы мотивации труда и стимулирования трудовой деятельности; − изучить природу трудовых конфликтов, способы и методы их предупреждения и разрешения; − развивать у студентов навыки самостоятельной работы с различными видами источников, содержащими информацию о процессах в сфере труда; − освоить социологические методы изучения актуальных проблем трансформирующегося российского общества и, в частности, социальных проблем в трудовых коллективах; − познакомиться с опытом решения проблем и регулирования отношений в сфере труда, как на отечественных предприятиях, так и за рубежом. Специфика изучения дисциплины «Социология труда» обусловлена применением межпредметного подхода, предусматривающего применение знаний, полученных студентами в ходе освоения таких дисциплин как философия, экономика, социология, история, 4
Стр.4
культурология, этика, правоведение, концепции современного естествознания. Студенты знакомятся с современными результатами исследователей разных направлений. Кроме того, студенты вовлекаются в самостоятельный поиск новых источников информации по рассматриваемым в процессе изучения дисциплины проблемам. Организация учебного процесса предусматривает проведение лекций, семинаров, консультаций и использование различных форм самостоятельной работы. В лекционном курсе студенты получат основные сведения о предмете социологии труда и наиболее известных на сегодняшний день подходах к его определению, а также представление об основных этапах становления данной научной дисциплины и ключевых проблемах, изучаемых в ее рамках. Семинарские занятия, призванные дополнить лекционный курс и помочь более детально проанализировать отдельные темы курса, проводятся путем опроса студентов либо в форме дискуссии. При этом поощряется использование дополнительной практической, теоретической и нормативно-методической информации. Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к лекциям и семинарам, написание рефератов (эссе) и контрольных работ (для студентов заочного отделения), выполнение практических заданий. На консультациях студенты имеют возможность получить от преподавателей разъяснения по наиболее сложным теоретическим вопросам, а также помощь в написании рефератов (эссе) и контрольных работ (для заочного отделения), выполнении практических заданий. Особое внимание при изучении данного курса уделяется интерактивным формам проведения занятий, таким как: творческие задания, лекция-беседа, работа в малых группах; дискуссия и др. Их использование позволяет вовлекать в процесс познания практически всех студентов, обеспечивая тем самым высокую мотивацию к учебе и прочность усвоения знаний, творчество и свободу выражения, коммуникабельность и активную жизненную позицию. Текущий контроль знаний осуществляется путем опросов на семинарах, оценки рефератов (эссе) и выполнения практических заданий, качества написания контрольных работ (для заочного отделения), степени участия в интерактивных формах обучения. Для проверки усвоения пройденных тем проводится промежуточное тестирование. 5
Стр.5
Заключительным звеном в учебном процессе является зачет, который может проводиться устно или в форме электронного тестирования. Итоговое оценивание знаний может быть получено по накопительной (балльно-рейтинговой) системе за работу в течение всего периода прохождения курса. Виды учебной деятельности 1. Лекции 2. Семинары, задания 3. Реферат (эссе) 4. Промежуточное тестирование 4.1. Первое 4.2. Второе 4.3. Третье Итого 5. Зачет 10 10 10 100 61…100 В результате изучения курса студент должен: − знать объект и предмет социологии труда как науки, ее генезис и роль в развитии социальных отношений и процессов в сфере труда; − иметь целостное представление о труде как общественном явлении и взаимосвязи социально-трудовых отношений и процессов с социальными факторами, лежащими за пределами труда; − владеть навыками работы с научной литературой и электронными ресурсами по проблематике социологии труда; − уметь анализировать современные тенденции развития, противоречия и проблемы в сфере труда; − уметь раскрывать, аргументировать и иллюстрировать основные теоретические положения социологии труда; − знать основные методы прикладных социологических исследований в сфере труда; − уметь применять на практике полученные знания для улучшения условий труда и повышения трудовой мотивации, совершенствования методов руководства трудовыми коллективами, предупреждения и урегулирования трудовых конфликтов, поиска социальных резервов производства. 6 Максимальное количество баллов 15 35 20 Примечание Баллы начисляются только при выполнении всех видов учебной деятельности в установленный срок
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ....................................................................................... Темы и содержание лекций ......................................................... 3 7 Семинарские занятия .................................................................. 20 Контрольные работы для студентов заочной формы обучения ....................................................................................... 78 Итоговый тест .............................................................................. 87 Примерные вопросы к зачету ..................................................... 100 Список рекомендуемой литературы (по всему курсу) ............ 103 Глоссарий ..................................................................................... 112 120
Стр.120

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.