Т.В. Эксакусто ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» Инженерно-технологическая академия Т.В. Эксакусто ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Таганрог Издательство Южного федерального университета 2015 ББК 88.53 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Таганрогского института им. <...> ISBN 978-5-9275-1712-1 В учебном пособии рассматриваются как общепсихологические понятия: межличностные отношения, общение, так и специфические понятия, затрагивающие вопросы делового общения и взаимодействия. <...> Каждый из параграфов содержит описание этапов подготовки к данному виду делового общения, правила его проведения (ведения совещания, переговоров, беседы), а также рекомендации для достижения эффективного результата данной коммуникации. <...> Работа адресована магистрантам, студентам, изучающим курс «Психология делового общения», а также курс «Психология управления личностными ресурсами», учебное пособие предназначено также всем, кто интересуется вопросами межличностных отношений и общения, деловой коммуникации. <...> Для того чтобы быть частью системы межличностных отношений, быть включенными в отношения с другими, уметь организовать деловое общение, необходимо понимать законы, принципы и механизмы существования этой системы. <...> Соответственно, актуальность данного пособия заключается в том, что в нем поднимаются вопросы, актуальные и затрагивающие каждого человека: межличностные отношения, общение, деловое общение и взаимодействие. <...> Каждый из параграфов содержит описание этапов подготовки к данному виду делового общения, правила его проведения (ведения совещания, переговоров, беседы), а также рекомендации для достижения <...>
Основы_психологии_делового_общения.pdf
ББК 88.53
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики
Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского
государственного экономического университета (РИНХ) И.А. Стеценко;
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и
безопасности жизнедеятельности Инженерно-технологической академии
Южного федерального университета И.А. Кибальченко.
Эксакусто Т.В. Основы психологии делового общения: учебное пособие.
– Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – 162 с.
ISBN 978-5-9275-1712-1
В учебном пособии рассматриваются как общепсихологические понятия:
межличностные отношения, общение, так и специфические понятия,
затрагивающие вопросы делового общения и взаимодействия. Уделяется
внимание их психологическому содержанию: видам, типам, структуре каждого
из понятий. Раскрываются вопросы коммуникации, перцепции, интеракции,
рассматриваются вербальная и невербальная знаковые системы коммуникации.
В учебном пособии подробно обсуждается проблема делового общения, его
специфических форм проявления, уделяется внимание невербальной
коммуникации в деловом общении. Отдельные параграфы посвящены
основным видам делового общения: деловому совещанию, деловой беседе,
деловым переговорам, публичному выступлению. Каждый из параграфов
содержит описание этапов подготовки к данному виду делового общения,
правила его проведения (ведения совещания, переговоров, беседы), а также
рекомендации для достижения эффективного результата данной
коммуникации. Все главы сопровождаются схемами и рисунками для
визуального запоминания информации. Каждый параграф в главах завершается
вопросами для собеседования. Большинство параграфов сопровождается
разделом «Психологический практикум».
Работа адресована магистрантам,
студентам, изучающим курс
«Психология делового общения», а также курс «Психология управления
личностными ресурсами», учебное пособие предназначено также всем, кто
интересуется вопросами межличностных отношений и общения, деловой
коммуникации.
Табл. 17. Ил. 104. Библиограф.: 56 экз..
ISBN 978-5-9275-1712-1
© Эксакусто Т.В., 2015
© ЮФУ, 2015
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 4
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, СТРУКТУРА ................................................................... 6
1.1. Психология отношений и межличностных отношений ............................. 6
1.2. Общение: понятие, функции, структура .................................................... 13
ГЛАВА 2. ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ, ПЕРЦЕПЦИЯ,
ИНТЕРАКЦИЯ: СПЕЦИФИКА СТОРОН ОБЩЕНИЯ ........................................ 20
2.1. Общение как коммуникация: обмен информацией .................................. 20
2.2. Вербальная коммуникация: понятие, модель, правила и принципы ...... 23
2.3. Понятие невербальной коммуникации. Невербальные каналы
коммуникации ............................................................................................................ 28
2.4. Общение как интеракция: взаимодействие партнеров ............................. 46
2.5. Общение как перцепция: восприятие и понимание в общении .............. 50
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ,
ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ ............................................................................................. 59
3.1. Понятие делового общения. Особенности, структура и формы ............. 59
3.2. Вербальная коммуникация в деловом общении ....................................... 63
3.3. Невербальная коммуникация в деловом общении ................................... 72
ГЛАВА 4. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: БЕСЕДА, ПЕРЕГОВОРЫ,
СОВЕЩАНИЕ, ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ................................................. 80
4.1. Деловая беседа: подготовка и ведение ....................................................... 80
4.2. Деловые переговоры: организация, ведение, оценка результатов .......... 96
4.3.Организация и проведение деловых совещаний ...................................... 107
4.4. Публичное выступление ............................................................................ 121
Приложения ............................................................................................................. 132
Библиографический список .................................................................................... 158
3
Стр.4