ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Экономический факультет О. С. БЕЛОКРЫЛОВА, А. Н. ЧЕРНЫШОВА, Д. В. ЧЕРНЫШОВ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2008 УДК 334 ББК 65.290-2 Б 43 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Овчинников В. Н., доктор экономических наук, профессор Некрасов В. Н. <...> Разработан механизм доступа малого предпринимательства на рынок бюджетных заказов основе применения принципов его организации: прозрачности, подотчетности, конкурентности, справедливости и честности и внедрения механизмов общественного контроля процедур размещения бюджетного заказа. <...> МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ДИНАМИКА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ . <...> Совершенствование институционального пространства малого предпринимательства в условиях посткризисного развития . <...> Субъектно-объектная структура рынка бюджетного заказа: место и роль малого предпринимательства . <...> Малое предпринимательство как инновационная составляющая экономической структуры региона . <...> Взаимодействие малого предпринимательства с крупным бизнесом как фактор повышения его конкурентоспособности на рынке закупок . <...> МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК СУБЪЕКТА РЫНКА БЮДЖЕТНОГО ЗАКАЗА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) . <...> 294 4 ВВЕДЕНИЕ Ключевым условием финализации рыночно-трансформационных преобразований, особенно в условиях вступления России в ВТО, является повышение активности и конкурентоспособности национальных <...>
Институционально-экономический_механизм_обеспечения_конкурентоспособности_предпринимательства.pdf
УДК 334
ББК 65.290-2
Б 43
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор Овчинников В. Н.,
доктор экономических наук, профессор Некрасов В. Н.
Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
Б 43
Белокрылова О. С.
Институционально-экономический механизм обеспечения
конкурентоспособности предпринимательства: монография
/ О. С. Белокрылова, А. Н. Чернышова, Д. В. Чернышов.
– Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 320 с.
ISBN 978-5-9275-0458-9
В монографии на основе анализа факторов и условий конкурентоспособности
предпринимательства разработана концепция модернизации
механизма господдержки малого бизнеса и повышения его конкурентоспособности
в условиях посткризисного развития российской экономики.
Использование традиционно присущей российской экономической науке
методологии фундаментального анализа позволило обосновать модель поведения
субъектов малого предпринимательства на рынке государственных
и муниципальных закупок, который характеризуется рентоориентированным
поведением чиновников. Разработан механизм доступа малого
предпринимательства на рынок бюджетных заказов основе применения
принципов его организации: прозрачности, подотчетности, конкурентности,
справедливости и честности и внедрения механизмов общественного
контроля процедур размещения бюджетного заказа. Реализация методологии
неоинституционализма обеспечила диагностику состояния и осуществление
мониторинга процессов формирования конкурентной среды
предпринимательства рынка и на основе полученных результатов позволила
предложить направления ее институциональной модернизации.
Предназначена для научных работников, преподавателей и студентов
экономических вузов, государственных служащих и менеджеров фирм – государственных
поставщиков.
ISBN 978-5-9275-0458-9
УДК 334
ББК 65.290-2
© Белокрылова О. С., 2008
© Чернышова А. Н., 2008
© Чернышов Д. В., 2008
© Южный федеральный университет, 2008
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2008
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................................................... 5
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ:
ДИНАМИКА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ
РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ .................................... 12
1.1. Экономико-институциональная природа
малого предпринимательства
и его конкурентоспособности .............................................. 12
1.2. Совершенствование институционального пространства
малого предпринимательства в условиях
посткризисного развития .................................................... 33
1.3. Субъектно-объектная структура рынка
бюджетного заказа: место и роль
малого предпринимательства ............................................. 53
1.4. Малое предпринимательство
как инновационная составляющая
экономической структуры региона ..................................... 75
2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА .......................... 106
2.1. Взаимодействие малого предпринимательства
с крупным бизнесом как фактор повышения
его конкурентоспособности на рынке закупок ................. 106
2.2. Европейский опыт снижения административного
давления на малый бизнес и возможности
его адаптации в России ..................................................... 142
2.3. Обеспечение доступа малого бизнеса
к бюджетному заказу как квазирыночный инструмент
повышения его общей конкурентоспособности ................ 154
2.4. Потенциал предпринимательской среды
российских регионов .......................................................... 174
3
Стр.3
3. МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СТИМУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАК СУБЪЕКТА РЫНКА БЮДЖЕТНОГО
ЗАКАЗА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) ..... 195
3.1. Место и роль государственных закупок
в системе управления
макроэкономическим развитием ....................................... 195
3.2. Особенности развития малого бизнеса
Ростовской области и системы
его государственной поддержки ....................................... 236
3.3. Региональный механизм стимулирования доступа
субъектов малого предпринимательства
к выполнению бюджетных заказов .................................. 256
Заключение .............................................................................. 268
Литература ............................................................................... 275
Приложения ............................................................................. 294
4
Стр.4