ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ АСИММЕТРИЧНОГО РЫНКА Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2009 1 УДК 378:339.1 ББК 74.85 В 95 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Архипов А. Ю., доктор экономических наук, профессор Белокрылова О. С. <...> Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта «Образование» по «Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.» <...> Высшее образование в пространстве асимметричного рынка: В 95 монография / Ю. С. Колесников, Н. П. Королева, Е. Ю. Колесникова, Л. Ш. Крупеникова, Н. А. Латушко, В. Н. Овчинников. <...> ISBN 978-5-9275-0676-7 В монографии анализируются тенденции и противоречия модернизации университетского образования, особенности проявления механизмов спроса и предложения на региональных асимметричных рынках образовательных услуг, роль социальных факторов в стратегиях университетского образования, формы и механизмы реализации концепции исследовательского университета предпринимательского типа в конкретных условиях Юга России, освещаются проблемы трудоустройства выпускников университета. <...> Монография рассчитана на преподавателей, руководителей вузов, работников органов государственного управления высшей школы. <...> Образовательные услуги как объект потребления и общественное благо . <...> Метаморфозы спроса и предложения как отражение экономической динамики . <...> Антрепренерство и интрапренерство в сфере образования . <...> 157 3 в Введение В коллективной монографии «Высшее образование в пространстве асимметричного <...>
Высшее_образование_в_пространстве_асимметричного_рынка.pdf
ББК 74.85УДК 378:339.1
В 95
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор Архипов А. Ю.,
доктор экономических наук, профессор Белокрылова О. С.
«Обра Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта
зование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
В 95
Высшее образование в пространстве асимметричного рынка:
монография / Ю. С. Колесников, Н. П. Королева, Е. Ю. Колесникова,
Л. Ш. Крупеникова, Н. А. Латушко, В. Н. Овчинников. – Ростов н/Д:
Изд-во ЮФУ, 2009. – 160 с.
ISBN 978-5-9275-0676-7
В монографии анализируются тенденции и противоречия модернизации
университетского образования, особенности проявления механизмов спроса
и предложения на региональных асимметричных рынках образовательных
услуг, роль социальных факторов в стратегиях университетского образования,
формы и механизмы реализации концепции исследовательского университета
предпринимательского типа в конкретных условиях Юга России, освещаются
проблемы трудоустройства выпускников университета.
Монография рассчитана на преподавателей, руководителей вузов, раISBN
978-5-9275-0676-7
2
ботников органов государственного управления высшей школы.
УДК 378:339.1
ББК 74.58
© Коллектив авторов, 2009
© Южный федеральный университет, 2009
Южн© Оформление. Макет. Издательство
ого федерального университета, 2009
Стр.2
Содержание
Введение ...............................................................................................................4
1. Высшее образование: между государством и рынком.........................6
2. Образовательные услуги как объект потребления
и общественное благо ............................................................................... 17
3. Метаморфозы спроса и предложения как отражение
экономической динамики ........................................................................ 34
4. Работодатели как субъект рынка
образовательных услуг .............................................................................. 53
5. Социальные константы образования и модернизация .................... 68
6. Антрепренерство и интрапренерство в сфере образования .......... 96
7. Классический университет: современные модели ........................... 131
8. Трудоустройство выпускников вузов:
варианты жизненных стратегий ........................................................... 142
Литература ...................................................................................................... 157
3
Стр.3