Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теории национализма в политических науках (110,00 руб.)

0   0
АвторыЛаптева Юлия Игоревна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц45
ID635637
Аннотация Преподавание дисциплины «Теории национализма в политических науках» предполагает проведение лекционных занятий, а также организацию самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа проводится в форме подготовки студентами докладов по проблемным вопросам курса.
Кому рекомендовано Рекомендовано студентам бакалавриата 3-го года обучения факультета международных отношений.
Теории национализма в политических науках / Ю.И. Лаптева .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 45 с. — 45 с. — URL: https://rucont.ru/efd/635637 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕОРИИ НАЦИОНАЛИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУКАХ Учебно-методическое пособие Составитель Ю.И. <...> Лаптева Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждено научно-методическим советом факультета международных отношений 20 апреля 2016 г., протокол № 4 Рецензент – канд. ист. наук, доцент В.И. Сальников Подготовлено на кафедре международных отношений и мировой политики факультета международных отношений Воронежского государственного университета Рекомендовано студентам бакалавриата 3-го года обучения факультета международных отношений Для направления 41.03.05 – Международные отношения 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение . <...> 44 3 ВВЕДЕНИЕ Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов системные знания о теориях национализма в современных политических науках. <...> Задачи курса заключаются в том, чтобы − сформировать представление об актуальности национализма как явления, определяющего многие политические процессы современности; − сформировать представление о системе понятий национализма, соотношении этноса и нации; − ознакомить с развивающимися в рамках политических наук теориями национализма; − дать представление о ведущихся в науке дискуссиях по вопросам о природе и роли национализма; − ознакомить с проблематикой национальных конфликтов. <...> Самостоятельная работа проводится в форме подготовки студентами докладов по проблемным вопросам курса. <...> Примордиальные подходы к изучению национализма Сущность примордиализма, происхождение термина. <...> Модернизационные и функционалистские подходы к изучению национализма Национализм в свете теорий модернизации. <...> Понятие о функциональном подходе и функциональное значение национализма в социально-политической системе общества. <...> Конструктивистские подходы к изучению национализма Сущность социального <...>
Теории_национализма_в_политических_науках_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Теории_национализма_в_политических_науках_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕОРИИ НАЦИОНАЛИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУКАХ Учебно-методическое пособие Составитель Ю.И. Лаптева Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение ........................................................................................................... 4 Темы занятий по курсу ................................................................................... 5 Методические указания для выполнения самостоятельной работы.......... 6 Материалы лекций ........................................................................................ 10 Библиографический список ......................................................................... 39 Вопросы к зачету ........................................................................................... 44 3
Стр.3
В. Малахов и др. о национализме и национальных проблемах современного российского общества. 7. Национальные конфликты в современном мире Исторические корни современных национальных проблем. Национальный конфликт: природа, способы разрешения. Национальные конфликты на постсоветском пространстве, в Европе, странах Азии. 8. Перспективы национализма и национального государства в оценках современных политологов Перспективы национализма и национального государства в оценках современных политологов. Микро-национализм и национал-сепаратизм против государств-наций. Националистический ренессанс в культурном контексте постмодерна. Национальный конфликт в свете концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. Современный национализм и глобализация, национальные проблемы и сепаратизм. Проблемы мультикультурализма. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Изучение дисциплины предполагает самостоятельное изучение политических теорий, знакомство с работами исследователей национализма, проведение учебных дискуссий, а также подготовку докладов по проблемным вопросам курса. Возможно выполнение самостоятельной исследовательской работы по проблемам современных этнических конфликтов. Дискуссия – интерактивная форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание эссе, тезисов по предложенной тематике. Групповая дискуссия – метод организации совместной деятельности, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, по6
Стр.6
зиции и установки участников дискуссии. Целью дискуссии является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую проработку имеющейся информации, возможность высказывания разных точек зрения по заданной проблеме, способствуя выработке адекватного в данной ситуации решения. Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: приглашенным экспертом, студентом, группой. Доклады направлены на более глубокое изучение лекционного материала или рассмотрение вопросов для дополнительного изучения. Обсуждение доклада представляет собой интерактивную часть работы, поэтому оценивается не только выступление докладчика, но и его ответы на вопросы аудитории, а также активность членов группы в процессе обсуждения Исследовательский метод обучения – организация обучения на основе поисковой, познавательной деятельности путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в самообразовании. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования с использованием научно-исследовательских методов и приемов. Одним из вариантов самостоятельной работы является выполнение (в группах или же индивидуально) проектной работы. Работа должна быть основана на самостоятельном изучении проблемной ситуации, ведется она в течение семестра. 7
Стр.7
Этапы работы в группе. 1. Формирование группы. 2. Выбор темы и определение проблем предмета изучения. 3. Структурирование темы. 4. Распределение заданий. 5. Поиск и сбор информации. 6. Обсуждение предварительных результатов. 7. Анализ информации. 8. Формирование отчета. 9. Представление результатов исследования. Результаты оформляются в виде аналитической записки. Аналитическая записка представляется в печатном и/или электронном виде (MS Word, 14 шрифт Times New Roman, полуторный интервал.). Необходимыми элементами являются: 1. Вводная часть. Содержит описание проблемной ситуации, определение объекта и предмета исследования, постановку целей и задач исследования, выдвижение гипотез, описание используемых методов сбора и анализа первичных и вторичных данных, используемой литературы, план-график работы над проектом с указанием ответственных исполнителей. 2. Основная часть должна содержать анализ проблемной ситуации, демонстрирующий умения сравнивать различные аспекты социального и управленческого процессов, структурировать рассматриваемые объекты и явления, выявлять их причины и связи с другими процессами и явлениями. Приветствуются использование количественных данных, представленных в таблицах, диаграммах, графиках, попытки типологизации изучаемых явлений. 3. В Заключении представляются краткие выводы исследования, подтверждающие или опровергающие выдвинутые гипотезы. 8
Стр.8
Примерные темы докладов 1. Нация как политический конструкт. 2. Нация и гражданство. 3. Становление национализма в странах третьего мира. 4. Национальное государство и национальный сепаратизм. 5. Проблема национального суверенитета в условиях глобализации. 6. Политика мультикультурализма в современной Европе. 7. Национальная идентичность в условиях глобализации. 8. Этнические группы и конфликты. 9. Национализм и национальная дискриминация. 10. Национализм и национальный экстремизм. 11. Расизм в современном мире. 12. Национализм и межэтнические конфликты на постсоветском пространстве. 13. Национализм и националисты в современной России. 14. Национализм и демократия. Примерные темы исследовательской работы 1. Методика анализа этнополитического конфликта. 2. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве: общее и особенное. 3. Этнические конфликты и геноцид. 4. Националистический терроризм: цели, организации, методы деятельности. 5. Грузино-абхазский конфликт. 6. Армяно-азербайджанский конфликт. 7. Вопрос создания независимого курдского государства. 8. Этносепаратизм а КНР. 9. Проблемы сепаратизма в современной Европе. 9
Стр.9
10. Этнический национализм в российских регионах: история и современность. 11. Русский политический национализм. 12. Косовская проблема в исторической ретроспективе и в современности. 13. Боснийский кризис, война, международное участие и существующее решение вопроса. МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИЙ Примордиальные и социо-биологические подходы к изучению национализма Первый из рассматриваемых подходов, так называемый примордиальный (от primordial – изначальный, первобытный), связан с представлением об этничности как о врожденном свойстве, обязательном компоненте человеческой идентичности. Он преобладал в научных представлениях до 60-х годов XX века, а в отечественной науке – еще дольше, до конца советского периода. В рамках данного подхода обычно выделяют два направления – социо-биологическое и эволюционно-историческое в зависимости от того, признаются ли основания этнических общностей биологическими или же социальными. Прямой биологизм в понимании этничности был характерен, например, для работ Пьера ван ден Берге1. Он рассматривал этносы как аналоги биологических видов, считал, что на них распространяются законы эволюции и естественного отбора, сформулированные Ч. Дарвином. Этническая группа трактуется как расширенная родственная группа, для которой характерна общность генов, поэтому в ней сохраняются биологически закрепленные механизмы поведения – узнавания «своих» и коллективной поддержки. Взаимодействующие этносы ведут борьбу за выживание «своих» генов. 1 Винер Б.Е. Этничность : в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998, № 4. С. 5. 10
Стр.10