Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сочинения. Вып. 1 : Сонатина для фортепиано (110,00 руб.)

0   0
Первый авторВоробьев Геннадий Васильевич
АвторыКондратьев Михаил Григорьевич, Чувашский государственный институт гуманитарных наук
ИздательствоЧГИГН
Страниц48
ID635234
АннотацияНастоящим выпуском Чувашский государственный институт гуманитарных наук начинает издание произведений композитора Г.В. Воробьёва (1918-1939). Фортепианная музыка в его наследии занимает одно из центральных мест. Сонатина ля-минор в четырёх частях для фортепиано — одно из самых ярких камерных произведений чувашской музыки. Она может быть использована как в учебной практике, так и в концертном исполнительстве. Полный авторский текст произведения публикуется впервые.
Кому рекомендованоМожет быть использована как в учебной практике, так и в концертном исполнительстве
ISBN978-5-87677-125-4
УДК78
ББК85.954.2(2Рос.Чув)-012.52
Воробьев, Г. В. Сочинения. Вып. 1 : Сонатина для фортепиано : [Клавир] / М. Г. Кондратьев; Чувашский государственный институт гуманитарных наук; Г. В. Воробьев .— Чебоксары : ЧГИГН, 2009 .— 48 с. : ил. — ISBN 978-5-87677-125-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/635234 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

@ 1 Национальная библиотека ЧР п-068101 Г.В. ВОРОБЬЕВ СОНАТИНА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО СОЧИНЕНИЯ ВЫПУСК 1 Чебоксары 2009 УДК 78 ББК 85.315 В 75 Печатается по постановлению Ученого Совета Чувашского государственного института гуманитарных наук Составитель и научный редактор М.Г. Кондратьев, доктор искусствоведения Исполнительская редакция М.С. Саприко, заслуженный работник культуры Чувашской Республики Рецензент Л.И. <...> Настоящим выпуском Чувашский государственный институт гуманитарных наук начинает издание произведений композитора Г.В. Воробьёва (1918—1939). <...> Фортепианная музыка в его наследии занимает одно из центральных мест. <...> Сонатина ля-минор в четырёх частях для фортепиано — одно из самых ярких камерных произведений чувашской музыки. <...> Она может бьггь использована как в учебной практике, так и в концертном исполнительстве. <...> ВФ/ИОТЖЛ и ~то\ Чувашской РЕСПУБЛИКИ © Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2009 © М.Г. Кондратьев, научная редакция, составление, 2009 © М.С. Саприко, исполнительская редакция, 2009 ОТ РЕДАКТОРА Настоящим выпуском Чувашский государственный институт гуманитарных наук начинает издание произведений Г.В. Воробьёва (1918—1939). <...> Сын известного дирижёра и композитора В.П. Воробьёва Геннадий — второй в истории чувашей на академическом консерваторском уровне овладевший искусством композиции1, а также искусством игры на фортепиано2. <...> Обучаясь у лучших профессионалов Чувашии (класс композиции В.М. Кривоносова, спецфортепиано — И. В. Люблина), он имел доступ и к хоровой музыке (отец — художественный руководитель Чувашского государственного хора), и к оркестру (с 1932 года в Чебоксарах действовал Государственный оркестр, для которого Геннадий уже в 1935 году создал своё первое симфоническое произведение). <...> После окончания консерватории в 1940 году она посвятила себя исполнительству и по праву называется первой профессиональной пианисткой из чувашей. <...> Геннадия Воробьева обычно не относят к основателям <...>
Сочинения._Вып._1__Сонатина_для_фортепиано.pdf
ОТ РЕДАКТОРА Настоящим выпуском Чувашский государственный институт гуманитарных наук начинает издание произведений Г.В. Воробьёва (1918—1939). Появление этого композитора на небосклоне художественной жизни Чувашии 1930-х годов было чем-то необыкновенным: было ясно, что юноша отмечен «божьей искрой». Сын известного дирижёра и композитора В.П. Воробьёва Геннадий — второй в истории чувашей на академическом консерваторском уровне овладевший искусством композиции1, а также искусством игры на фортепиано2. Он унаследовал отцовскую музыкальность и с раннего детства окунулся в благоприятную для развития дарования атмосферу, имел самые лучшие условия, которые могла предоставить в то время автономная республика юному таланту. Обучаясь у лучших профессионалов Чувашии (класс композиции В.М. Кривоносова, спецфортепиано — И. В. Люблина), он имел доступ и к хоровой музыке (отец — художественный руководитель Чувашского государственного хора), и к оркестру (с 1932 года в Чебоксарах действовал Государственный оркестр, для которого Геннадий уже в 1935 году создал своё первое симфоническое произведение). Новым для чувашской художественной культуры было уже то, что в ней формировался творческий интеллигент второго поколения. 1 Вслед за С.М. Максимовым (1892-1951), окончившим консерваторию в 1935 году. 2 Его чуть опережала по возрасту дочь Степана Геннадия Воробьева обычно не относят к основателям чувашской профессиональной музыки. В силу краткости жизненного пути3 самостоятельное творчество Г. Воробьёва продолжалось не более семивосьми лет. Однако это не помешало ему подняться столь высоко, что объективно он все-таки оказался в ряду основоположников, во всяком случае, в областях творчества, к которым успел прикоснуться. Геннадию судьбою было уготовано стать первопроходцем в освоении многих жанров, обычных для любой европейской культуры, но остававшихся непознанными художественной культурой его малой родины, Чувашии. Первый исследователь творчества Воробьева композитор, дирижёр и музыковед Виктор Ходяшев писал, что «его лучшие сочинения заслуженно стоят рядом с образцами советской музыки своего времени и в полной мере сохраняют свое образцовое значение для нас». Это дало основание решительно продолжить: «Мы можем с полным правом назвать Геннадия Воробьева первым классиком чувашской советской музыки»*. Парадокс последней фразы — кажущийся и основан лишь на соотношении высоты оценки и юного возраста того, к кому мы определение «классик» применяем. Максимова Галина (1914—2004). После окончания консерватории в 1940 году она посвятила себя исполнительству и по праву называется первой профессиональной пианисткой из чувашей. бьёва описывались неоднократно. См., например: Ходяшев В.А. Геннадий Воробьев: Краткий очерк жизни и творчества. Чебоксары, 1968; Кондратьев М.Г. 3 Обстоятельства жизненного пути Г.В. ВороКомпозиторы Воробьевы. Чебоксары, 2006. 4 Ходяшев В.А. Музыка его жива / / Советская Чувашия, 1978. 13 авг. Курсив в цитате мой. — М.К. 5
Стр.7
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ БУДУЩИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Сонатина ля минор Геннадия Воробьева, одно из самых ярких камерных произведений чувашской музыки, несомненно, будет использоваться как в учебной практике, так и в концертном исполнительстве. Произведение представляет особенный интерес в плане расширения национального репертуара, который не богат столь совершенными образцами крупной формы. Сонатина может быть включена в репертуарный список произведений для пианистов старших курсов музыкальных училищ, а также для студентов вузов, обучающихся по другим специальностям в рамках дисциплины фортепиано. Каждая часть представляет собой достаточно завершенное целое и может исполняться как по отдельности, так и целиком. Исполнителю предстоит осознать и донести до аудитории своеобразие, яркость и вместе с тем известную сложность гармонического стиля сочинения. В этом смысле Сонатина даёт молодому музыканту много нового и полезного. В музыке произведения очевидно влияние русских и западно-европейских композиторов, сочетание двух образных сфер — романтической и игровой, преобладание мелодического начала в композиторском мышлении. Умение услышать единую ритмическую пульсацию — главное в создании временную каркаса и сохранении общего темпа, как одного из важнейших выразительных средств музыки первой части. Вся она (часть) проникнута особым романтическим настроением. Это музыка больших динамических нарастаний, огромного драматического накала. Необходимо ясное звукоизвлечение, особенно в нижнем регистре рояля (например, такты 14-15), что позволит рельефнее дистанцировать мелодию и сопро42 вождение. В кульминации важно выстроить единую музыкальную фразу (такты 68-72), соблюсти чувство меры в ускорении (ассе1.) и вернуться в первоначальный темп. Вторая часть эпична, это музыка широкого дыхания. От исполнителя потребуется умение выразить внутреннее напряжение в сдержанной форме. Мажорный эпизод среднего раздела требует хорошей координации игровых движений, свободного перемещения по всей клавиатуре, а также серьёзного внимания к рисунку в левой руке (такты 25—27). Здесь необходимо наличие абсолютно независимого владения элементами фактуры обеих рук. Дифференцированное озвучивание темы и сопровождения — одна из основных трудностей в исполнении этой части. Чисто технические трудности третьей части невелики. Ей присущ народный танцевальный характер, передаваемый через чёткий упругий ритм. Тема проста по рисунку, лаконична. Интересные колористические задачи поставлены автором перед исполнителем в среднем эпизоде. Начальная фраза будит творческую фантазию пианиста. Музыка четвёртой части течёт единым непрерывным потоком. Жанр темы — песня. Звучащая непринужденно в начале, она достигает мощной динамики на последней странице. Использование педали в сонатине подчинено характеру каждой темы. Техника педализации везде подчинена гармонической логике. Она требует предельной чуткости и постоянного слухового контроля. Все авторские ремарки сохранены. Указания, взятые в скобки (в их числе обозначения темпа, динамики, характера, педализация) принадлежат редактору. М.С. Саприко.
Стр.44