Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Актуальные проблемы германистики,
романистики и русистики
Часть I
МАТЕРИАЛЫ
ежегодной международной научной конференции
30-31 января 2015 года
г. Екатеринбург, Россия
Екатеринбург 2015
Стр.1
УДК 81(06)
ББК Ш12/8
А 43
Под редакцией:
Доктора педагогических наук, профессора
Н.Н. Сергеевой
Научный редактор:
Кандидат педагогических наук, доцент
Е.Е. Горшкова
А 43
Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики:
материалы ежегодной международной конференции.
Екатеринбург, 30-31 января 2015 г. [Текст] / Урал. гос. пед.
ун-т. – Екатеринбург, 2015. – Ч.I. – 184 с.
Сборник включает доклады участников конференции «Актуальные
проблемы германистики, романистики и русистики», организованной
кафедрой профессионально-ориентированного языкового
образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический
университет» 30-31 января 2015 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических и
лингвистических специальностей высших учебных заведений.
ISSN
УДК 81(06)
ББК Ш12/8
А 43
© Институт иностранных языков, 2015
© ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 2015
2
Стр.2
Содержание
Сопоставительная лингвистика, терминология, фразеология
и исследования в области языковых систем ............................. 6
Василенко А.П. Экстралингвистическая природа
фразеогенеза (на примере русского и французского языков) ...... 6
Гаврилова Н.В. Синонимия и вариантность в экономической
и финансовой терминологии (на примере французских
терминов-неологизмов) .................................................................. 10
Гузикова В.В. Отражение культурно-исторических связей
стран и национальностей в идиомах английского языка ............ 17
Гурова Ю.И. Морфологичеcкая система глагола в
ранненовоанглийском языке ......................................................... 23
Кантышева Н.Г. Лингвострановедческий словарь –
лингвистический и энциклопедический аспекты ........................ 28
Кокорина Ю.Г. Особенности семантики слова «вещь» в
естественном языке и научной терминологии ............................. 33
Колсанова О.В. Лакунарность как проблема перевода
художественного текста ................................................................. 38
Лукин О.В. Лингвоисториогра-фический статус теории
частей речи ...................................................................................... 41
Нургалина Х.Б. Временное значение союзов ............................... 45
Телегина Е.В. Оценочный компонент семантики
фразеологизмов с числительными один/one, два/two ................. 49
Томберг О.В. Особенности репрезентации "внутреннего
человека" в образе англосаксонского героя ................................. 57
Фаткулин Б. Г. Методы извлечения и компактного хранения
китайско-русских терминологических соответствий в
словарях, полученных с помощью языка программирования
python ............................................................................................... 63
Федуленкова Т.Н. Окказиональное стилистическое
преобразование фразеологических единиц .................................. 69
3
Стр.3
Чайкисова А.В. К вопросу о факторах, обусловливающих
развитие форм Continuous в современном английском языке ... 74
Исследования в области когнитивной лингвистики,
дискурса и стилистики ................................................................ 80
Быкова Н.В. Блоговая жизнь молодежи германии ...................... 80
Девяткова М.И. Образ Владимира Путина в карикатурах
США и России ................................................................................ 85
Каган Е.Б., Соловьева А.С. Метафорическая модель
«Европейский союз – это больной организм» в российских и
британских СМИ ............................................................................ 92
Кошкарова Н.Н. Становление жанра «авторская статья» в
российской политической коммуникации ................................... 97
Никифорова М.В. «Свои – чужие» в предвыборном дискурсе
мэра г. Екатеринбурга Е. Ройзмана ............................................ 102
Рябова И.Ю. Методики исследования метафорических
номинаций личностных отношений в художественном
дискурсе (на примере англоязычных интерпретаций романа
Л. Н. Толстого «Анна Каренина») .............................................. 110
Скоробогатова Т.И., Манаенко Е.А. Культурноисторический
фон и языковые предпосылки, обусловившие
формирование концепта «glamour / гламур» во французской
лингвокультуре ............................................................................. 121
Уланович О.И., Карась О.М. Прагматика сленговых
выражений в стилизованной разговорной речи......................... 129
Литературоведение и интерпретация текста ........................ 135
Березовская А.С. Функция ремарки в драматургии Бернарда
Шоу ................................................................................................ 135
Гладкова Е.А. Der text als medium. Die literaturtheorie aus der
rhetorischen perspektive ................................................................. 140
Дзюба Е.В. Методика изучения лексической категоризации ... 147
4
Стр.4
Дмитриева О.А. Феномен «старчество» в русской
лингвокультуре ............................................................................. 152
Куприянычева Е.А., Мишланова С.Л. Построение онтологии
предметной области «война» на материале
лексикографических источников ................................................ 156
Ловцова О.В. Игровая природа заглавия пьесы
м. равенхилла «citizenship» .......................................................... 164
Мезенцева Т.А. Формирование текстовых экспрессивности и
эмотивности в переводных текстах романов ч. диккенса ......... 169
Чигирин Е.А. Концепт «судьба» в поэзии М. Цветаевой и его
отражение в переводах на немецкий язык ................................. 175
5
Стр.5
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Актуальные проблемы германистики,
романистики и русистики
Часть II
МАТЕРИАЛЫ
ежегодной международной научной конференции
30-31 января 2015 года
г. Екатеринбург, Россия
Екатеринбург 2015
Стр.185
УДК 81(06)
ББК Ш12/8
А 43
Под редакцией:
Доктора педагогических наук, профессора
Н.Н. Сергеевой
Научный редактор:
Кандидат педагогических наук, доцент
Е.Е. Горшкова
А 43
Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики.
Материалы ежегодной международной конференции.
Екатеринбург, 30-31 января 2015 г. [Текст] / Урал. гос. пед.
ун-т. – Екатеринбург, 2015. – Ч.II. – 156 с.
Сборник включает доклады участников конференции «Актуальные
проблемы германистики, романистики и русистики», организованной
кафедрой профессионально-ориентированного языкового
образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический
университет» 30-31 января 2015 года.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических и
лингвистических специальностей высших учебных заведений.
ISSN
УДК 81(06)
ББК Ш12/8
А 43
© Институт иностранных языков, 2015
© ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 2015
2
Стр.186
Содержание
Теория и методика обучения языку и межкультурная
коммуникация ................................................................................. 5
Безбородова С. А. Особенности обучения иностранному
языку студентов Горного вуза ......................................................... 5
Богатов А.А. Система упражнений как эффективное
средство формирования лексического навыка ............................ 12
Григорьева А.В. Профессионально-страноведческие
интересы студентов транспортных вузов ..................................... 18
Демидова К.И. Особенности ЯКМ на уральской территории
и их причины................................................................................... 23
Еловская С.В. Модернизация иноязычного образования ........... 30
Закирьянова А.Х. Оптимизация процесса формирования у
обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции ..... 35
Копылова Ю.В. Специфические особенности обучения
английскому языку в условиях дополнительного
образования ..................................................................................... 39
Криворучко А.И. Деонтологические принципы речевого
поведения переводчика юридических текстов как субъекта
межличностной и межкультурной коммуникации ...................... 45
Крысенко Т.В., Суханова Т.Е. Об обучении иностранных
студентов русскому речевому этикету ......................................... 50
Куклина С.С. Организационно-функциональные основы
учебной деятельности студентов по освоению
профессионально-ориентированной иноязычной
коммуникативной компетенции .................................................... 58
Миков В.Ю. Этапы в обучении иностранному языку ................. 65
Молчанова М.Л. Использование средств ИКТ в современном
образовании ..................................................................................... 70
Разумкова Н.В. Дидактический потенциал
лингвофольклористики в системе обучения русскому языку
как иностранному ........................................................................... 75
3
Стр.187
Романов П.С. Каузативные модели лингвистической
тревожности в зарубежной науке ................................................. 81
Романова Г.В. Интерактивная доска как техническое
средство обучения для реализации современного метода
работы с информацией ................................................................... 90
Скопова Л.В., Лобанова Н.Н., Ключникова Н.В.
Комплексный подход к обучению иностранному языку в
неязыковом вузе ............................................................................. 95
Скребнева Т.Г. Использование художественного видео в
обучении английскому языку студентов-лингвистов ............... 101
Стренадюк Г.С., Лисачёва Л.В. Формирование языковой
компетенции при подготовке специалистов в области
энергетики в процессе обучения немецкому языку .................. 108
Тросклер Е.В. Обучение академическому письму студентов,
изучающих английский язык: проблемы и мифы ..................... 114
Фесенко О.П., Федяева Е.В., Бесценная В.В. Кейстехнология
как средство реализации принципа
коммуникативности в преподавании русского языка как
иностранного ................................................................................. 120
Цаулян М.В. Проблема культурной идентичности для
межкультурной коммуникации на занятиях английского
языка .............................................................................................. 126
Цыганенко В.В. Обучение русскому языку иностранных
студентов-нефилологов на материале профессиональноориентированных
текстов ............................................................ 130
Чикваидзе А.А. Развитие когнитивного пространства
билингвов ...................................................................................... 136
Щербакова И.В. Использование технологии проблемно –
диалогического обучения на уроках английского языка при
введении ФГОС ООО ................................................................... 142
Ярина Е.Г. Проблемный подход в обучении английскому
учащихся старших классов средней школы ............................... 149
4
Стр.188
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Актуальные проблемы германистики,
романистики и русистики
Часть III
МАТЕРИАЛЫ И ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
ежегодной международной научной конференции
30-31 января 2015 года
г. Екатеринбург, Россия
Екатеринбург 2015
Стр.341
УДК 8(06)
ББК Ш80/84
А 43
Под редакцией:
Доктора педагогических наук, профессора
Н.Н. Сергеевой
Научный редактор:
Кандидат педагогических наук, доцент
Е.Е. Горшкова
А 43
Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики:
материалы и тезисы докладов ежегодной международной
конференции. Екатеринбург, 30-31 января 2015 г.
[Текст] / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – Ч.III. –
268 с.
Сборник включает доклады участников конференции «Актуальные
проблемы германистики, романистики и русистики», организованной
кафедрой профессионально-ориентированного языкового
образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический
университет» 30-31 января 2015 года.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических и
лингвистических специальностей высших учебных заведений.
ISSN
УДК 8(06)
ББК Ш80/84
А 43
© Институт иностранных языков, 2015
© ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 2015
2
Стр.342
Содержание
Сопоставительная лингвистика, терминология, фразеология
и исследования в области языковых систем ............................. 7
Алексеева М.Л. Современная наука о переводе и философия:
точки соприкосновения .................................................................... 7
Буженинов А.Э. Типология транстерминологизированных
терминов (на материале подъязыка гомеопатии) ........................ 13
Колесова Е.М. Французские заимствования в турецком
языке ................................................................................................ 20
Лукина О.И. Терминополе «Артикуляторная классификация
гласных» во французском и русском языках ............................... 26
Лукичева М.В. Топонимы немецкого языка: этимология и
семантика ........................................................................................ 33
Нелюбина М.С. Структурно-семантические особенности
французской абсолютной причастной конструкции ................... 40
Исследования в области когнитивной лингвистики,
дискурса и стилистики ................................................................ 45
Базуева А.Н. К вопросу о юридическом дискурсе ...................... 45
Богоявленская Ю.В. Конвергенция парцелляции и
синтаксических фигур (на материале французских и русских
газетных текстов) ............................................................................ 50
Гузева А.И. Метафорические модели и их использование
для лингвистических исследований (на примере испанского
английского) .................................................................................... 57
Ерофеева Е.В. Способы выражения речевых актов
предупреждения и предостережения (на материале
французского языка) ...................................................................... 64
Курилова А.C. Ключевые концепты американской рекламы ..... 71
Овешкова А.Н. Стилистическая дифференциация
словосочетаний keep silent / keep silence ...................................... 76
Петров М. В. Становление когнитивного подхода к
изучению метафоры и его роль в современной науке о языке ... 83
3
Стр.343
Храмцова Ю.С. Словарный состав профессиональной сферы
образования в колледжах США .................................................... 90
Шустрова Е.В. закат барака обамы в американской
карикатуре ....................................................................................... 96
Литературоведение и интерпретация текста ........................ 102
Алексеева Е.М. Классификации Евангельских притч ............... 102
Кузина Ю.В. Гермафродитизм в художественном образе
Дороти ........................................................................................... 107
Мальцева И. Г. Восхваление войны в эссе Роберта Мюллера
«Apologie des Krieges» (1912) ...................................................... 114
Марова Н.Д. «Принцип ангела» в театации и интерпретации
текста ............................................................................................. 121
Пирогов Н.А. Особенности структурной организации
группы глагола в современной нижненемецкой
художественной литературе ........................................................ 128
Плотникова М.В. Гротеск в поэзии позднего Средневековья . 133
Теория и методика обучения языку и межкультурная
коммуникация ............................................................................. 139
Васильева М.И. Обучение чтению профессиннальноориентированных
текстов ............................................................ 139
Гиниатуллин И.А. «Профессионально-ориентированное
страноведение»: дидактическая характеристика курса ............ 142
Гладкова О.К. К вопросу организации работы студентов
программы дополнительного профессионального
образования в рамках дисциплины «Теория и методика
преподавания иностранного языка» ........................................... 151
Дубовик В.А., Горшкова Е.Е. Проблемы дистанционного
обучения иностранным языкам: коммуникативный аспект ..... 155
Зеленина Л.Е. Потенциал эмотивных упражнений при
обучении деловому итальянскому языку ................................... 164
Иванова Е.А. Анализ медиатекста на занятиях по стилистике
немецкого языка ............................................................................ 171
4
Стр.344
Казакова О.П. Особенности языка для специальных целей в
упражнениях ................................................................................. 178
Костоусова А.А. Содержательные аспекты понятия
«профессиональный подъязык образования» ............................ 185
Крупская Е.А. Национально-культурный компонент
словарного состава подъязыка образования на примере
школ США .................................................................................... 191
Куницына О.А. Принципы организации внеаудиторной
работы по иностранному языку в неязыковом вузе .................. 197
Макарова Е.В. Технология кооперативного обучения как
средство формирования иноязычных коммуникативных
умений студентов на профильном факультете университета .. 204
Маняйкина Н.В. Интеллектуальные основы критического
мышления на иностранном языке ............................................... 211
Мафтей А.М. Реализация ФГОС как инновационный
процесс в системе школьного образования ............................... 217
Надточева Е.С., Ходакова А.Г. Социокультурная
компетеция: пути формирования ................................................ 226
Обабкова А.Ф. Дифференцированное обучение иноязычной
письменной речи младших школьников .................................... 233
Походзей Г.В. Целесообразность применения
функционально – семантического подхода к изучению
грамматики ия в вузе .................................................................... 237
Яковлева В.А. Компетентностный подход в обучении
профессионально-ориентированному общению ....................... 244
Тезисы докладов ......................................................................... 249
Алексеева Е.М. К вопросу о сакрально-религиозной
интерпретации .............................................................................. 249
Богоявленская Ю.В. Модели трехкомпонентных
парцеллированных конструкций во французском и русском
языках ............................................................................................ 250
Горшкова Е.Е. Эволюция метафоры в лингводидактике.......... 251
Ерофеева Е.В. Этапы развития Теории речевых актов ............. 253
5
Стр.345
Копылова Ю.В. Специфические особенности обучения
учащихся иностранному языку в условиях дополнительного
образования ................................................................................... 254
Костоусова А.А. Содержательные аспекты
понятия«профессиональный подъязык образования» .............. 255
Лукичева М.В. Некоторые подходы к этимологии и
семантике немецких топонимов .................................................. 256
Макарова Е.В. Технология кооперативного обучения как
средство формирования иноязычных коммуникативных
умений студентов на профильном факультете университета .. 257
Мальцева И. Г. Эссе Роберта Мюллера «Apologie des
Krieges» (1912) .............................................................................. 258
Марова Н.Д. Принципы театации при интерпретации текста.. 259
D. Olgin, Ye. Dobrynina, N. Ivanyushenko, Yu. Smirnova Power
Point Presentations for Teaching Business English........................ 260
Петров М. В. Катастрофа Boeing 777 под Донецком:
концептуальные метафоры в дискурсе публичных
выступлений Б. Обамы ................................................................ 261
Плотникова М.В. Гротеск в поэзии позднего Средневековья . 262
Походзей Г.В. Принципы обучения грамматическим
навыкам и умениям при функциональном подходе .................. 263
Сергеева Н.Н. Иноязычные стилистические умения: группы
и упражнения, направленные на их формирование .................. 264
6
Стр.346